Украина: Европейский или Евразийский союз?

- Ох, и дурные же сыновья у меня, - сказал отец, глядя на груду сломанных веников, а потом с гордостью добавил, - но сильные…

 

Такая неожиданная интерпретация давно ставшей хрестоматийной истории об обучающем своих отпрысков коллективизму отце семейства появилась в фольклоре как раз 20 лет назад. Именно столько времени прошло с того момента, как пятнадцать, правда, не сыновей, а республик-сестёр великого, могучего и, как казалось, нерушимого Советского Союза разбежались по отдельным независимым квартирам. Правда, единого отца, который бы научил их уму-разуму, у них не было. Ни царя-тирана-батюшки, ни усатого «отца всех народов», ни батьки Махно, ни даже «отца русской демократии» Кисы Воробьянинова. Роль сразу нескольких «отцов», совсем как в семействе гомосексуалистов, на себя взяли президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, которые 8 декабря 1991 года подписали Беловежские соглашения, придавшие распаду Советского Союза юридический характер. «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», - гласила преамбула документа. А первая статья провозглашала: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

 

Причин распада было несколько. С одной стороны – это фактическое предательство своих народов Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем. С другой – социальный и политический кризис, а также филигранно проведенная дезориентация людей, которых убеждали, что все это всего лишь трансформация властных институтов общей страны, а вовсе не ее развал, и наконец – перетягивание каната геополитических интересов. Кстати, именно тогда американцы, которые столько сил приложили для развала СССР, сами его испугались. Они боялись югославского сценария в странах, имеющих ядерное оружие, боялись, что в России к власти могут прийти радикальные националисты, боялись коммунистического крестового похода против Запада. Они не знали, что из распада получится. В речи, вошедшей в учебники дипломатии под названием «Цыпленок по-киевски», Джордж Буш тогда сказал: «Никакой независимости Украины мы не признаем. Ориентируйтесь на Михаила Сергеевича Горбачёва, он наш главный партнёр». Правда, потом признали. В числе первых.

 

Очень скоро стало ясно, что в СНГ десятилетиями ранее налаживаемой экономической интеграцией и не пахнет – это скорее политический клуб по интересам, причем, у каждого они были свои. «На первомайской демонстрации воодушевленные трудящиеся несли различные транспаранты и флаг СНГ на палочке». Так фольклор ассоциировал суть СНГ по созвучию с известной субстанцией. «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт «размывание» этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников», - еще в 2004 году заявлял Путин, как раз тогда, когда на Украине происходило спонсированное госдепом США «оранжевое умопомрачение». После этого Российская Федерация выбрала политику прагматизма, отказав в льготных ценах на энергоносители странам-участницам СНГ, и раздались очередные вопли со стороны Украины «москали зъилы наше сало», появилось недовольство Молдовы и Грузии (там москали выпили вино), а к 2010 году даже Беларуси.

 

За двадцать лет у сломавших веники сыновей силы стало меньше, а ума прибавилось. Вот, не у всех, правда. 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге страны-участницы СНГ подписали договор о создании Зоны свободной торговли. Цель договоренностей – взаимно раскрыть свои рынки, тем самым повысив конкурентоспособность своих экономик на мировом рынке. По сути – это попытка воссоздать и укрепить экономическую интеграцию Советского Союза. Институтами, которые призваны ее обеспечить, названы Таможенный союз и, как финал, Евразийский экономический союз. По сути его можно именовать СССР №2 или Русь, в которую войдут Россия, Беларусь и Казахстан. Их лидеры дружно назвали Евразийский экономический союз безальтернативным путем своего развития. Подумывают о присоединении к нему Киргизия и Таджикистан.

 

Что даст такое объединение? Это единый центральный банк, резервный валютный фонд, единая таможенная и экономическая зона, единая валюта, единая газотранспортная система и, наконец, единый официальный язык. Общим для СНГ было только последнее. А если сравнить с Европейским союзом, то в нем из перечисленного нет единого официального языка. Но это не большая беда. Важнее то, что в нем нет единой газотранспортной системы и самое главное – резервного валютного фонда. Может быть, я повторю мысль, но Евразийский экономический союз по сути является СССР в облегченной версии без руководящей роли партии.

 

А что Украина? Мысль о том, что ЕврАзЭС не будет полноценным, звучала неоднократно и с разных сторон. Выгодно вступление в него и самой Украине. Отмена таможенных пошлин на нефть и газ принесет ее энергоемкой экономике дополнительные 5-9 миллиардов долларов положительного сальдо торгового баланса, а участникам союза в целом, и Украине в том числе, это в десятилетней перспективе это даст прирост валового продукта от 15 до 17%, что составляет около 700 миллиардов долларов дополнительного объема производства товаров и услуг.

 

И если по результатам социологических исследований более половины граждан Украины согласны с тем, что в свое время следовало бы сохранить СССР, те, кому они опрометчиво доверили управление государством, напоминают обезьяну, которая одновременно хочет быть и умной, и красивой, продолжая, как сексуально озабоченный подросток, домогаться благосклонности старушки-Европы. А она лишь обещает, но отдаваться, отнюдь, не спешит.

 

Уже упомянутый экс-президент Украины Леонид Кравчук, тот самый, которого более половины жителей Украины вспоминают матерной бранью, создание Евразийского союза называет популизмом и нереальным политическим блефом, который нужен лишь Путину и Медведеву. При этом он забывает, что этот блеф почему-то уже нужен еще и Назарбаеву с Лукашенко. Кстати, на вопрос, сожалеет ли он о распаде СССР, Кравчук совсем недавно вновь заявил: «Я никогда не отвечал, что сожалею, я и сегодня всем говорю, что я бы и сегодня подписал, не задумываясь ни на йоту. Потому что это был случай в истории, когда страшная империя распалась мирным путем, и под завалами не погибли миллионы людей». То, что за два десятка лет независимости население Украины сократилось на 10 миллионов, его не смущает?

 

Все-таки печально получается, что политики не задумываются, когда принимают решения, влияющие на судьбы целых государств. Впрочем, «не думать» для украинских политиков – состояние естественное. А если и думать, то совсем не о том.

 

К примеру, экс-министр обороны, а ныне председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко рассказывает старую «страшилку» о распаде Украины: «Если власть сейчас закроет европейскую перспективу и поведет нас дружными рядами в Евразийской союз, это может вызвать деление страны и исчезновение Украины в нынешнем ее виде с карты Европы, без всяких преувеличений». Чуть раньше он точно так же пугался Таможенного союза: «Угроза расколоть Украину на 2 части появилась, если бы мы пошли в Таможенный союз... Минимум 6 областей туда не пойдут», - имея в виду Галицию, жители которой 400 лет пребывали под польским господством и оторвались от русского мира.

 

Ну, не пойдут и не пойдут. Что из этого? Они, в конце концов, перестанут зависеть от «клятых москалей», коими для них является помимо России весь Юго-восток Украины, а жители Юго-востока с облегчением вздохнут – их перестанут учить, как правильно жить по-бандеровски.

 

Ужастики в стиле S.T.A.L.K.E.R рассказывает экс-советник президента Украины Олег Рыбачук, который высказался в том смысле, что «большого ума для понимания разницы европейских и российских стандартов жизни не надо, и каждый украинец понимает, куда ему стремиться. Нам надо избегать России, как Чернобыльской зоны. Иначе мы все погибнем». Поверьте, о гибели Олега Рыбачука сожалеть будут немногие.

 

Сам стремительно теряющий свой рейтинг нынешний Президент Украины Виктор Янукович не далее, как 28 октября, заявил, что подписание соглашения с европерспективой является его принципиальной позицией и позицией большинства украинского общества. С какого, как говорят в Одессе, перепуга, он решил, что это позиция большинства украинцев, совершенно не понятно. Так и хочется в том же одесском духе спросить: «Что вы курили, Виктор Федорович?»

 

Оригинальное объяснение позиции Януковича дал нардеп Тарас Чорновил, назвавший проект Евразийского союза «одним из ужасов Януковича»: «Он (Янукович – Авт.) прекрасно понимает, что если пойдет на Евразийский союз, то это для него – смертный приговор. В конце концов, сидеть он тогда будет не в Донецкой области, а в Магадане. Путин – мстительный человек. И ему есть, за что мстить Януковичу. Вспомните, когда Путин приехал в Киев с очень большими надеждами (что-то ему пообещали), а затем его тихонько отправили ни с чем. И это было в самый разгар противостояния Путина и Медведева. К тому же Януковича он терпеть не может, презирает и тому подобное».

 

Однако не следует полагать, что в украинском политикуме абсолютно все против вступления Украины в Евразийский союз. К примеру, однопартиец Януковича - «регионал» Валерий Коновалюк инициирует создание в Верховной Раде межфракционной группы, в поддержку идеи вступления Украины в Евразийский союз, уже сейчас можно назвать имена 17 нардепов, готовых туда вступить.

 

А вот еще информация к размышлению, связанная с темой Евразийского союза. С 1 ноября с подачи одного из депутатов Луганского облсовета региональное телевидение начало трансляцию видеоролика, рекламирующего Евразийский союз. Это была инициатива частная. И почти одновременно с этим Высший административный суд Украины по иску действующей от лица государства прокуратуры соседней с Луганском Харьковской области принял решение о запрещении деятельности общественного объединения «Евразийский союз молодежи». Причина – его антиукраинская деятельность. Это уже инициатива государственная. Во как!  

 

А теперь давайте уйдем от эмоций и попробуем трезво проанализировать сложившуюся ситуацию.

 

То, что власть на Украине уже давно перестала представлять интересы избравшего ее народа, давно ни для кого не секрет. Дело в том, что в большинстве стран мира политика определяет экономику. Украина к этому большинству не относится. В этом государстве экономика определяет политику, именно поэтому очередные выборы в нем в первую очередь предполагают передел сфер экономического влияния. Других целей у народных избранников, представляющих интересы финансово-экономических группировок, быть не может. Зачастую они и сами в эти группировки входят: число миллионеров и миллиардеров в Верховной Раде, кабмине и администрации президента приближается к 80%. Интересы граждан страны для них лишь досадная помеха. Выполняющего социальные функции государства уже нет. Есть пара десятков олигархических кланов и бюрократическая машина, представляющая их интересы, высшим воплощением которой, вполне ожидаемо, как раз президент и является. Собственности у этого «странного» государства осталось менее 10%, все остальное, мягко выражаясь, давно приватизировано этими кланами. И этот дерибан продолжается. Последнее, что будет продано, это земля. Население на ней будет излишним. Его сокращению поспособствует готовящаяся реформа здравоохранения.

 

«Без четырех миллионов долларов миллиардер» Дмитрий Фирташ открыто заявляет, что как бизнесмену ему более выгодно, чтобы Украина была в Евросоюзе: «Потому что России я ничего не продаю, кроме двуокиси титана. Мой бизнес больше ориентирован на Запад. Соответственно, мне выгоднее двигаться в Евросоюз». Как человек неглупый он все же отмечает: «Но решение принимает государство. Если бы мне нужно было принимать это решение, я бы не спешил. Взял бы разбил страничку на две части и посчитал – плюсы в этой стороне, минусы в этой. Надо разобраться, что Украине дает Евросоюз, что дает Россия. И я не уверен, что Евросоюз – ответ на все наши вопросы. Посмотрите, что у них сейчас с экономикой происходит». Но большинство представителей крупного украинского капитала просто панически боится поглощения своих предприятий российскими олигархами. Лучше быть большой жабой в маленьком болоте. Впрочем, уже сейчас большая часть экономики Украины принадлежит транснациональным корпорациям, зарубежным олигархам, в том числе и российским. Западным странам и России принадлежит и большая часть банковской сферы. Все это, а также то, что Украина уже давно весьма плотно сидит на игле МВФ, позволяет усомниться в экономической и политической самостоятельности Украины. К тому же более половины жителей Украины «сидит на чемоданах». По данным опроса социологического центра «София», готовность к эмиграции высказали 34,1% жителей Украины, причем в возрастной категории 18-29 лет их количество составляет 50,4%, а в возрасте 30-39 лет – 42,4%. Более 3,5 миллионов украинских граждан постоянно работает в странах Европы, Америки и Азии, ещё 3,5 миллиона – в России. Утечка мозгов и рук прогрессирует.

 

Поговаривают, что вторая волна финансово-экономического кризиса не за горами.

 

В сложившейся ситуации у Украины есть три выхода. Первый – это в дополнение к дефолту техническому, на грани которого балансирует страна, объявление суверенного дефолта. Второй – вступление в Евросоюз, и третий – вступление в Евразийский союз.

 

Первый вариант неприемлем для украинских олигархов, по причине немедленного ареста их счетов в западных банках. Вступление в трещащий по всем швам Евросоюз – безумие само по себе. Украину там никто не ждет – это давно пора понять. Даже в договоре об ассоциации в него, на которую уповает украинская власть, нет никаких упоминаний о том, что вступление это гарантируется. Это не более чем обещание жениться из уст Остапа Бендера. Единственные, кого устраивает европейское будущее – это представители украинских финансово-экономических кланов, которые наивно надеются, что получат доступ к 500-миллионному рынку европейских товаропотребителей.

 

И, наконец, путь в Евразийский союз. У нас осталось общее экономическое пространство, взаимно интегрированные предприятия. Но главное, что у нас общая история, общая духовность, общий язык. В конце концов, мы единый народ, искусственно разделенный на русских, украинцев и белорусов. И, пожалуй, именно вопрос, быть или не быть Украине в Евразийском союзе, станет сейчас ключевым в конфликте между украинским народом и теми, кто пытается увести его в призрачное общеевропейское будущее. Может быть, Украине вслед за Россией, Беларусью и Казахстаном тоже стоит не пытаться ломать веник, а поумнеть и исправить ошибку двадцатилетней давности? Силы-то уже не те. 

 

5
1
Средняя оценка: 2.81967
Проголосовало: 244