Народ, которого нет
Народ, которого нет
«Статистика знает всё!», - безапелляционно заявили Ильф и Петров. Если бы они действительно были с нею знакомы, то добавили бы: «Но не точно». Иначе как могло получиться, что статистика потеряла целый народ. И не какое-нибудь живущее в отрыве от цивилизации племя мумбу-юмбу, а целый славянский народ. И не просто славянский, а восточно-славянский. Это лемаки, вершаки, пряшевцы, сотаки, цопаки, крайняки и буковинцы. А все вместе - русины, или как они еще себя называют руснаки, руськие и даже просто русские. Официальная статистика полагает, что в странах Восточной Европы их живёт всего лишь 55 тысяч, но сами русины утверждают, что их более полутора миллионов. Из них около 800 тысяч - на территории современной Украины. Вот только никто этого не замечает. Четвертый восточно-славянский народ русины и даже русинский язык совершенно официально есть в Словакии, Сербии, Хорватии, Венгрии и еще в 18 странах мира, но только не на Украине. На Украине все должны быть исключительно украинцами. И если уж в украинцы там записывают всех поголовно, то почему бы не стать украинцами и руснакам? По крайней мере, проведенная в 2001 году перепись населения Украины не обнаружила ни одного русина. Прятались они что ли?
Нам всегда говорят, что есть три восточно-славянских народа: русские, украинцы и белорусы. Но так было не всегда. Всего сотню с небольшим лет назад народ был единым. Ещё в 1897 году, когда проводилась перепись населения Российской империи, никто не додумался делить по национальностям подданных этой «тюрьмы народов». Национальность может быть одной, а родной язык совсем другим, да и сама национальность уже давно стала условностью. Попробуй, разберись, кто есть кто на самом деле. Совсем, как у Жириновского: мама русская, а папа юрист. Русский язык делили на три наречия – великорусское, малорусское и белорусское. И людей, которые говорили по-русски, набралось ни много ни мало, а почти 84 миллиона. Так что большими интернационалистами оказались вовсе не большевики-ленинцы, а те самые «приспешники реакционной политики царского режима и душители демократических свобод».
В 1921 году на Х съезде РКП(б) Сталин заявил: «...Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории». Но чтобы не идти против истории, ее нужно хотя бы знать. Вот только со знанием у вождя всех народов то ли не сложилось, то ли сознательно он лукавил в угоду политическому моменту. Поэтому давайте попробуем немного окунуться в прошлое, выяснив, как русины, а заодно и малороссы стали украинцами.
Как известно Закарпатье в разные времена входило в состав разных государств. В VIII веке было частью славянской Великой Моравии. Если кто не знает, что именно в этом княжестве возникла первая славянская письменность и церковно-славянский язык. В IX веке Закарпатье отошло к Киевской Руси. Потом было Венгерское королевство, княжество Трансильвания, но самое интересное началось тогда, когда вместе с находящейся по другую сторону Карпат Галицией, оно стало частью Австро-Венгерской империи. Впрочем, тогда жители и Закарпатья и Галиции называли себя русинами. Две империи – Российская и Австро-Венгерская – нельзя сказать, что находились в откровенной конфронтации друг к другу, так, периодически мелкие дипломатические пакости друг другу делали. В 1848 году «антинародная царская власть» даже австриякам национально-освободительное восстание подавить помогла, но все же наличие среди граждан Австро-Венгрии русинов, да еще и на приграничных территориях, Габсбургов озадачивало. Глядишь, тоже восстание поднимут да к родственникам в соседнюю Российскую империю попросятся вместе с Галицией, Буковиной и Закарпатьем. В этом же году губернатор Галиции Франц Стадион с перепугу, а официально в качестве «высочайшего благоволения» (за то, что русинское население не будет считать себя частью русского народа) от императора Франца Иосифа I-го вручил созданной при содействии имперских властей Главной руськой раде сине-желтый флаг. Сейчас такой можно видеть над зданиями Верховной рады Украины и, как ни странно, над ратушей тогда эрцгерцогства, а ныне федеральной земли Нижняя Австрия. Но самой главной находкой стал гимназический учитель малоросской словесности из Лемберга (так тогда называли Львов) Павлин Стахурский-Свенцицкий, писавший под псевдонимом Павло Свий, который в 1863 году придумал называть русинов Галиции и Закарпатья украинцами. Идею эту подхватили и стали всячески пропагандировать. Ведь украинцы – это совсем не русские. Правда, впоследствии идею Стахурского здорово запутал профессор Лембергского университета Михаил Грушевский (тот самый, чей бородатый портрет можно видеть на украинских купюрах достоинством в 50 гривен). Он не остановился на Галиции, Буковине и Закарпатье и «обозвал» украинцами заодно и всех жителей Малой Руси, а саму ее Украиной. Впрочем, к началу Первой мировой войны австро-венгерские власти придумали и достаточно более радикальный, нежели пропаганда, способ объяснить русинам, что они не русины. Для особо упрямых были сооружены концлагеря Талергоф и Терезин.
Но так или иначе, в Галиции польско-русинско-немецко-армянско-еврейское сосуществование привело к созданию уникальной галицкой культуры. На Буковине создавалась выразительная русинско-румынско-германо-еврейская культура. На Закарпатье наряду с русинским присутствовал венгерский, румынский и словацкий элементы. Кстати, если перенестись в современность, то именно галицкая культура, отличная от закарпатской и буковинской, а тем более от родственных малоросской и новоросской, возникших в центре и на юго-востоке современной Украины, сейчас агрессивно насаждается в бывшей республике Советского Союза.
Впрочем, вернемся в прошлое. Потом был распад двух империй. Закарпатье с названием Подкарпатская Русь стало чехословацким, Галиция (и Восточная и Западная) - целиком польской. Кстати, Польша признавала русских и русинов, а украинцев считала той же немецкой выдумкой, против которой в свое время надумал бороться Сталин, проводя украинизацию Украины. В 1939 году с утратой Чехословакии независимости в Закарпатье не без участия абвера и Организации украинских националистов из соседней Галиции, впрочем, среди населения никогда в тех краях популярностью не пользовавшихся, была провозглашена Карпатская Украина. Подробно, о том, как писал верноподданнические письма Адольфу Гитлеру Гитлеру и стал Героем Украины, уже современной, премьер-министр Карпатской Украины Августин Волошин, я уже рассказывал в статье «Сечь, да не та». Впрочем, государственной образование это просуществовало недолго, и территория эта с молчаливого согласия фюрера была аннексирована Венгрией. Советские войска в Закарпатье вошли в 1944 году, а в состав же Советской Украины Закарпатье было включено только в 1945 году. Однако базирующегося на международном праве титула на обладание этими территориями Советский Союз так и не приобрел, как впрочем, и современная независимая Украина. Юристы-международники утверждают, что Закарпатье было передано лишь во временное административное управление, а правоотношения между современным Киевом и территорией русинов на юг от Карпат являются нелигитимными.
Все это было небольшим историческим экскурсом, который поможет понять, что происходит с русинами Закарпатья в наше время и почему современная Украина упорно не желает признавать их существование. Признавать их невыгодно, ведь в соответствии с нормами международного права нации имеют право на самоопределение. Именно поэтому 20 лет назад не позволено было русинам создать свою автономию, подобную крымской. Именно поэтому не так давно был осужден украинским судом за действия, направленные «на нарушение территориальной целостности унитарного независимого государства Украина», духовный лидер русинов Закарпатья общественный деятель, публицист и священник Димитрий Сидор. В вину ему поставлено, то что он не только продолжает себя называть русином, но и продолжает настаивать на праве на это русинов Закарпатья, отстаивая идею автономии в составе Украины. Кстати, во время процесса суд демонстративно отказал зафиксировать, что он русином. Для суда он украинец и никто иной более. Русинов на Украине не существует. Все это вроде бы в рамках истории человечества эпизод вроде бы и незначительный, но именно в проблеме Закарпатья и русинов содержится тот катализатор, который со временем вполне может стать причиной развала искусственно созданной Лениным и Сталиным сначала советской, а впоследствии и независимой республики с неведомым никому ранее названием Украина.
Что же может ждать Закарпатье, русинов да и всю современную Украину в будущем, если и в дальнейшем власти ее будут не обращать на национальные и языковые проблемы ее жителей и продолжать политику их галицинизации?
То, что ни о какой автономии в современной Украине для Закарпатья, по крайней мере сейчас, речи идти не может, думается, видно сразу. Украина – унитарное государство с автономной (пока еще!) республикой Крым. Разговоры об автономизации и федерализации государства упираются в противодействие как нынешнего официального Киева, так и больных украинским интегральным национализмом оппозиционеров. Первый не хочет потенциальной угрозы «бегства» из состава Украины значительных территорий. Вторых такой вариант тоже не устраивает, ведь надежды взобраться на киевскую кочку и стать самыми главными жабами в украинском политическом болоте они не оставляют. Именно поэтому русины до сих пор официально «числятся» лишь разновидностью украинцев. Признать их четвертым восточно-славянским народом – дать шанс использовать право на самоопределение. А вот «определиться» они могут по-разному.
Одним из вариантов, который устроит большинство русинов, может быть присоединение к Российской Федерации в качестве анклава, подобного калининградскому. Но для этого необходимо согласие и политическая воля России, а главное готовность ее противостоять гневным окрикам со стороны международной, с позволения сказать, демократической общественности и обвинениям в проведении имперской политики.
Другим вариантом, который эту самую международную общественность вполне устроит, будет присоединение Закарпатья к Словакии или Венгрии, Буковины – к Румынии, а Галиции - к Польше. И хотя все эти исторические области относятся к Западной Украине, и культура и менталитет и устремления у их жителей очень и очень разные. И предпосылки к этому сейчас активно создаются. Многие закарпатцы уже сейчас, помимо украинских паспортов имеют паспорта венгерские, а кое-где заседания сельсоветов начинают гимном не Украины, а Венгрии. На Буковине подобная ситуация, только паспорта там раздают румынские. Активно раздают, правда, не паспорта, а карты поляков, практически уравнивающие в правах (голосовать на выборах они не могут) их обладателей с гражданами Польши, в Галиции. И в определенный момент и Венгрия и Румыния с полным на то основанием смогут заявить, что их граждане составляют большинство населения Закарпатья и Буковины, а посему будет справедливо, если они воссоединятся со своими странами. Конечно же, вместе с территориями, на которых проживают. Стоит лишь организовать обмену карт поляков на польские паспорта, о том же сможет говорить и Польша. Все это лишь дело времени, и именно оно покажет, будет ли развал Украины происходить по мирному чехословацкому или же по кровавому югославскому сценарию. Ну, а то, что он рано или поздно будет, сомневаться вряд ли стоит. Искусственные организмы не живут долго.