За кулисами ГКЧП

Двадцать один год назад, в результате трехдневного, обозванного словом «путч» действа, на территории Советского Союза победили «демократические силы». Далось им это не то что бы легко. Однако, судя по их признаниям, особых проблем не возникло. По свидетельству известного номенклатурного демократа И.Силаева, «мы все знали, поскольку там (в ГКЧП. – Н.М.) был наш человек». Еще один идейный демократ в советских генеральских погонах К.Кобец и вовсе с солдатской прямотой заявил: «У меня в сейфе утром 19-го уже лежал отработанный план противодействия путчистам. Он назывался план «Икс». Мы заранее определили, какое предприятие, что должно нам выделить: где взяли железобетонные плиты, где металл, каким образом забаррикадировать мост..., на те маршруты, по которым выдвигались войска, тут же выставлялись заслоны: из техники, бульдозеров... даже 15 катеров и барж, чтобы блокировать Москва-реку».

 

Организацией обороны Дома правительства РСФСР, к штурму которого «путчисты» готовились настолько серьезно, что даже не отключили телефоны, Б.Ельцин поручил изменившему присяге генералу А.Лебедю и тогда еще никому не известному чеченскому кооператору Шамилю Басаеву, притащившему с собой для защиты демократии спортивную сумку, набитую гранатами. По свидетельству министра обороны СССР маршала-гэкачеписта Язова, батальон генерала был прислан к дому "не для его взятия, а для охраны, по просьбе самого Ельцина" (позже это подтвердил и сам Лебедь).

 

А чтобы поднять боевой дух «защитников демократии», их обеспечил водкой преподаватель кооператора Басаева по компьютерной технике в Московском институте инженеров землеустройства Константин Натанович Боровой. В очереди за дармовой водкой, помимо любителей дармовщинки, наркоманов и прочих сторонников перемен, окажутся и «ультра­патриоты» из общества «Память» (что не помешает Боровому через пару лет таким же образом поддержать расстрел из танков этих же «патриотов», засевших в том же Белом доме).

 

Министр правительства РСФСР Е.Сабуров рассказывал, что подобные Боровому «предприниматели везли в «Белый дом» деньги чемоданами…Грузовики с песком, краны, оружие, продовольствие - все это было куплено на деньги российских предпринимателей. Это значит, что в стране уже появились люди, которым есть, что терять, и они будут отстаивать эту страну, а, следовательно и свои интересы до конца».

 

Пару слов о погибших «героях демократии». Экипаж бронемашины № 536, под гусеницами которой погибли три человека, оказался совершенно не виновен в их гибели. Следствие пришло к выводу, что на покидавшую город бронемашину на Садовом кольце напала возбужденная и отчасти пьяная толпа, вооружившаяся возле американского посольства бутылками с зажигательной смесью. Машина была «ослеплена» накинутым брезентом, забросана камнями и подожжена (именно эти телекадры были представлены всему миру как «штурм и оборона Белого дома»). Один из нападавших был смертельно травмирован машиной при маневрах вслепую, другой погиб от предупредительных неприцельных выстрелов вверх через люк и рикошета, третий был сражен пулей (выпущенной неизвестным и так и не найденной) при нападении на выбравшийся из горящей машины экипаж. Постановлением московской прокуратуры уголовное дело против экипажа машины было прекращено «за отсутствием признаков уголовно наказуемого деяния».

 

В то время как на территории всего СССР «путчисты» по радио вещали об «установлении порядка», президент США Д.Буш-старший, как ни в чем не бывало, появился перед кино- и телекамерами репортеров и заявил, что «Советский Союз будет полностью выполнять свои международные обязательства». Следует отметить, что американцы были прекрасно осведомлены о происходившем. Председатель Объединенного комитета начальников штабов США К.Пауэлл, следя за ходом «путча» из Вашингтона, так прокомментировал появление на улицах советской столицы бронетехники: «Этих парней послали в Москву без поручения!». Позвонив министру обороны Р.Чейни, он сказал: «В последней строке (разведдонесения - прим. авт.) говорится, что это половинчатый путч. Что-то происходит, но происходит не по учебнику». А председатель Национального совета по разведке США Ф.Эрмарт констатировал: «Проводит все это банда неудачников. Они потерпят провал».

 

Когда «путч» был в разгаре, сверхсекретные источники американской разведки сообщили, что некоторые полки советских стратегических ракетных войск были заняты необычной деятельностью, связанной с размещением мобильных межконтинентальных баллистических ракет. При наихудшем предположении это могло сначала показаться поводом для тревоги, но эксперты Пентагона пришли к заключению, что в действительности командующие соединениями принимали меры к тому, чтобы их поведение не могло показаться угрожающим, а также, чтобы быть абсолютно уверенными в том, что ракеты находятся под контролем (Подробнее см.: Тэлботт С., Бешлосс М. На самом высоком уровне: закулисная история окончания “холодной войны”. М.: 1994).

 

Бывший член Межрегиональной депутатской группы и радикал-демократ («прозревший» через несколько лет) С.Сулакшин свидетельствует: «19 августа 1991 года, во время путча ГКЧП, за спиной у Ельцина стояли сотрудники американского посольства. Они приносили ему расшифрованные шифротелеграммы Генштаба СССР, министра обороны СССР Язова - члена ГКЧП — и направляли Ельцина в его тактических решениях в борьбе с гэкачепистами. Это стало известно из скандала в американских газетах, когда они возмутились не самим фактом вмешательства во внутренние дела Советского Союза, а фактом разглашения возможностей американской разведки дешифровать шифры Советского Генштаба» (Подробнее см.: Сулакшин С. Измена.. – М.: 1998).

 

20 августа, в разгар путча, самый иностранный из всех российских министров иностранных дел А.Козырев улетел в Париж. Позже он признался, что летал не столько за поддержкой, сколько за инструкциями. По его словам, «западные посольства в Москве, по существу, перешли в режим работы на нас. Мы через них получали и передавали информацию». 21 августа Козырев уже был в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, где встретился с госсекретарем США Бейкером, который «начал беседу с поздравления».

 

Из этого всего можно сделать однозначный вывод. «Путч» был только прикрытием для настоящего переворота, совершенного другими людьми и поводом для разрушения высших институтов власти Союза, но никак не причиной развала СССР. Позже, на допросах, Язов, Павлов и Крючков будут настаивать, что никакого заговора не было, а был, скорее, общий сговор.

 

Дело в том, что еще в апреле 1991 года состоялся пленум Московского горкома партии на котором первый секретарь горкома, член Политбюро КПСС Юрий Прокофьев огласил повестку, в которой значилось, что группа Московской парторганизации совместно с блоком секретарей сибирских и уральских партийных организаций, включая комитеты крупнейших промышленных предприятий, вносит на рассмотрение предстоящего пленума ЦК КПСС один-единственный пункт: о снятии с должности Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Однако кулуарно Михаил Сергеевич переиграл оппонентов. Получилось так, что пленум перенесли на конец августа. А в промежутке планировалось подписать разработанный в Ново-Огарево «Союзный договор», фактически превращавший СССР в «свободную конфедерацию независимых государств».

 

По словам экс-главы КГБ В.Крючкова, Горбачев им сказал, что они «могут попытаться», но сам он себя «чувствует неважно» и самоустраняется, а 20 августа (день, когда должен был быть подписан т.н. новый «Союзный договор». - Н.М.) было оговорено, что это лишь проработка мероприятия и его реализация может начаться исключительно по соответствующей команде, которой, как известно, отдано не было... Подразделения, которые могли бы быть задействованы..., находились на местах дислокации».

 

Проще говоря, если бы Крючков со товарищи не выступили в августе 1991 года, не произошло бы ничего особенного. Кроме пленума ЦК КПСС, на котором президента Горбачева отстранили бы от партийной власти. В дальнейшем ход событий мог развиваться следующим образом: КПСС утрачивала свое влияние, вступая на путь реформирования, планово запускался переход экономики на рыночные рельсы (по китайскому образцу), выстраивалась бы демократия, но не по западным фальшивым образцам. При такой комбинации и Горбачев, и Ельцин были бы выведены из "большой игры". Так что августовский заговор объективно был на руку пятнистому «перестройщику», который таким образом пытался переиграть партийную оппозицию. Выигрывал и Ельцин, который в случае подписания Союзного договора сохранял за собой пост председателя Верховного Совета РСФСР. Однако после ГКЧП шансы были упущены (Подробнее см.: Российские вести, 29.12.2004- 06.01.2005).

 

Фактически оперетка с ГКЧП была поставлена с целью скрыть правду о роли и мотивах тех, кто были настоящими заговорщиками. Это о них, согласно показаниям начальника главного управления уголовно-исполнительных дел МВД СССР В.А.Гуляева, министр внутренних дел Б.К.Пуго «на совещании 19 августа сказал, что в стране идет тихий государственный переворот, разрушается налоговая система, поголовно заменяются кадры и идет их избиение, что в советских органах происходит тихая революция...». Этот переворот затянется во времени и по-революционному успешно завершится в октябре 1993-го…

 

Интересен следующий момент. В свое время, уже находясь в эмиграции, генерал А.И.Деникин в «Очерках русской смуты» вспоминал, что в августе (!) 1917 года для того, чтобы возглавить т.н. корниловский путч (ставший пугалом диктатуры, благодаря которому большевики в октябре взяли власть) почему-то понадобилось именно 8 человек! Ровно столько же козлов отпущения во главе с Язовым было задействовано спустя 74 года. Роль Корнилова, «прославившегося» лобовыми атаками на пулеметы и германским пленом, сыграет такой же «триждыпленённый» (в Афганистане и Москве) генерал (тоже из «казаков») Руцкой в октябре (!) 1993 года при расстреле Дома Советов. В свое время «путч» Корнилова стал поводом, благодаря которому, опираясь на Советы, Керенский распустил третий кабинет Временного правительства, отказывавший ему в диктаторских полномочиях, сформировал новый, уже «социалистический», и открыл большевикам дорогу к власти …

 

Слишком много знавший Борис Карлович Пуго заплатит жизнью за свою честность и принципиальность. За несколько часов до его смерти положенная ему охрана будет срочно снята. Врачей «скорой помощи», вызванных по телефону к плававшему в крови тяжело раненому министру и его супруге не пустят даже во двор дома. А вот откуда взялась «медбригада», занимавшаяся ими, должно быть хорошо известно новому демкомиссару Явлинскому, лично курировавшему последние минуты жизни супругов. Он же наверняка сможет объяснить - почему голова «самоубившегося» Пуго оказалась прострелена трижды?! Почему-то вспоминается убийство (на третий день после подавления корниловского путча) закамуфлированное под самоубийство генерала Крымова, давшего пощечину тогдашнему Горбачеву – «душке» Керенскому. Тяжелораненого, одним из порученцев Керенского, генерала добили «революционные» санитары и прислуга в Николаевском госпитале.

 

Зачем и кому был нужен кровавый карнавал ГКЧП? Сугубо шкурную подоплеку мотивов действий самозваных «демократов» приоткрыл в одном из интервью "Коммерсант-Власть" (24.12.2001) участник, скромно отрекомендованный как «один из ближайших соратников и самых изощренных интеллектуалов в окружении Ельцина», честно и прямо заявивший: «Это была мистификация. Со всех сторон - горбачевской, янаевской, ельцинской - были люди крайне заинтересованные, чтобы ситуация разрешилась именно так. Заинтересованные материально. Макиавелли сказал когда-то замечательные по своей точности слова: "За каждой политической идеей нужно искать заурядный интерес к вещам". В нашей стране эта мысль подтверждается на каждом шагу. Узнай, кто делает на принятом решении бабки, и ты узнаешь, кто его пробил».

 

Именно эти люди, бывшие истинными заговорщиками, могли бы остаться не у дел, если бы события пошли по иному сценарию. Вроде того, что позволил предотвратить крах и модернизировать систему управления и экономику КНР (таковой тоже имелся). В системах вроде советской и появившихся на ее месте, как известно, «кадры решают все». Имеются в виду не вороватые подлецы-карьеристы, а грамотные управленцы-практики. ГКЧП был инспирирован, прежде всего, для того, чтобы устранить этих людей (косвенно о них упоминает в процитированных выше показаниях В.А.Гуляев), не дать им мобилизоваться и провести реальную модернизацию системы. Ну и, конечно же, чтобы позволить тянувшейся к «вещам» номенклатуре открыто присвоить «закрома Родины».

5
1
Средняя оценка: 2.7722
Проголосовало: 259