Железнодорожная инфраструктура Евразии: как союз будет «подключать» Армению

Россия, Грузия и Абхазия принципиально согласны на открытие абхазского участка железной дороги на Армению. Соответствующее заявление сделал секретарь Совета безопасности Армении Артур Багдасарян. Открытие абхазского участка дороги имеет важнейшее стратегическое значение для экономики Армении (а с учётом политического согласия Еревана на вступление в ТС и для экономики союза) в плане обеспечения более комфортной и дешёвой перевозки как пассажиров, так и товаров.

 

 

Альтернатива Грузии — сообщение через Иран

 

Кратко напомним ситуацию с железнодорожной инфраструктурой на Кавказе. Железнодорожное сообщение через Абхазию было прервано в результате грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992–1993 годов. Ранее официальный Тбилиси заявлял, что открытие железной дороги в Абхазии возможно при признании Россией «территориальной целостности» Грузии. Однако, выступая на весенней сессии ПАСЕ в Страсбурге 23 апреля этого года, глава грузинского правительства Бидзина Иванишвили сказал, что абхазский участок железной дороги в перспективе обязательно откроется, «но это должно произойти в первую очередь с учётом интересов Грузии». На переговорах 3 сентября главы России и Армении подчеркнули значимость продолжения совместных усилий, нацеленных на реализацию инфраструктурных проектов, включая железнодорожное сообщение, а также строительство новых логистических и коммуникационных путей. Отмечалось, что предполагаемые инвестиции ОАО «РЖД» в развитие армянской железнодорожной сети составят около 15 млрд рублей (без указания, на какие конкретно проекты).

Сейчас Артур Багдасарян констатировал, что открытие абхазского участка железной дороги обсуждалось на последней встрече Сержа Саркисяна и Владимира Путина в Москве:

«Грузинская сторона дала своё согласие, российская и абхазская стороны  также. Но это процесс, и мы должны понимать, что есть конфликтующие стороны. Однако главное, что есть политическая воля к открытию этой железной дороги и в целом развитию железнодорожных коммуникаций».

В ответ Тбилиси оперативно сделал специальное заявление, в котором отмечается, что никакого окончательного решения по данному вопросу на сегодняшний день принято не было, хотя вместе с тем подчёркивается интерес Грузии к открытию «абхазского участка»:

«Мы подтверждаем, что вопрос восстановления железной дороги правительство Грузии изучает и считает, что это может быть интересно, но до принятия решения необходимо пройти долгий путь. В том числе необходимо определить не один политический или технический вопрос, а также провести дискуссию и сформировать общественное мнение. На данном этапе властями Грузии не принято никакого официального решения по поводу возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию и делать какие-то предварительные заявления рано».

Вместе с тем премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили подтвердил, что власти республики могут поддержать восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, «но лишь в том случае, если убедятся в его необходимости»:

«Мы имеем большое желание (восстановить железнодорожное сообщение), но это непростой экономический вопрос. Это должно быть абсолютно понятно и приемлемо для наших граждан. Мы работаем в этом направлении. Когда убедимся и убедим общественность, что это хорошо и имеется такая необходимость, мы его поддержим».

Иванишвили также отметил, что считает заявление секретаря Совбеза Армении Артура Багдасаряна по восстановлению железной дороги «небольшим преувеличением».

Вместе с тем Ереван прорабатывает и запасной вариант. Так, Иран выразил готовностьфинансирования строительства железной дороги, проходящей по территории Армении до границы Исламской Республики, и более того — уже ведёт дополнительные работы для вовлечения в проект российских и китайских инвесторов. Магистраль позволит осуществлять транспортировку в обход грузинских территорий. К тому же ещё в ноябре 2011 года было заявлено о готовности технико-экономического обоснования проекта — тогда отмечалось, что, по оценкам экспертов, реализация проекта потребует инвестиций в размере 1,7–­2,8 млрд долларов. Поддержать проект намерены Всемирный банк и Азиатский банк развития.

 

 

Документы для вхождения Армении в ТС — к маю 2014 года

 

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что документы для вхождения Армении в Таможенный союз будут готовы к маю 2014 года, когда планируется заключить договор о создании Евразийского экономического союза:

«Одновременно формируя проект договора о Евразийском экономическом союзе, мы можем договориться с кандидатами, которые вступают в Таможенный союз, о том, что основные положения этого первого уровня интеграции можно согласовать к маю будущего года».

Шувалов напомнил, что помимо Армении заявку о вхождении в ТС подала Киргизия:

«Мы проводим необходимую работу с тем, чтобы к маю будущего года подготовить соглашение о создании Евразийского экономического союза, и выполняем комплекс мероприятий, чтобы этот союз начал работу с 1 января 2015 года».

Собственно, переговоры по вступлению Армении в ТС могут начаться уже в октябре текущего года. По словам Шувалова, это будет «достаточно непростая работа, требующая определённого времени», поскольку предполагает присоединение к таможенному кодексу ТС, принятие обязательств по единому тарифу, фитосанитарным нормам, техническому регулированию и др.

По словам российского вице-премьера, в случае согласования позиций в октябре на высшем экономическом совете на уровне глав государств будут даны соответствующие указания Евразийской экономической комиссии для старта конкретных переговоров.

Ереван, в свою очередь, ведёт разъяснительную работу на европейском направлении. 7 сентября министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян прибыл в Вильнюс с рабочим визитом и встретился с главой МИД Литвы Линасом Линкявичусом. Напомним, что именно Литва сейчас председательствует в Европейском союзе.

Согласно официальной информации, министры коснулись решения Армении вступить в Таможенный союз и в этом контексте детально обсудили развитие отношений между республикой и Европейским союзом. Эдвард Налбандян подтвердил готовность Армении продолжить тесное сотрудничество с Европейским союзом по разным направлениям —«насколько это возможно для ЕС и насколько это не будет противоречить решению Армении вступить в Таможенный союз» (забавно, что власти Украины всегда используют строго обратную формулировку).

Министры выразили согласие в том, что необходимо развивать отношения между Арменией и Европейским союзом, основываясь на совместно достигнутых за последние годы результатах.

5
1
Средняя оценка: 2.63134
Проголосовало: 217