Музыка победителей

Государственному академическому русскому концертному оркестру «Боян» исполнилось 45 лет

Ведущим юбилейного концерта пришлось стать самому создателю и бессменному руководителю оркестра народному артисту СССР Анатолию Ивановичу Полетаеву (заслуженная артистка России, известный музыковед Г.С. Преображенская заболела). Маэстро признался, что необходимость дирижировать и вести концерт «сильно осложнила его существование». Зато публика получила редкую возможность услышать рассказы самого А.И. Полетаева о музыке, о жизни, о вечности... Некоторые его оценки стали настоящим откровением для слушателей.

Преодоление

«Сейчас идёт Третья мировая война – информационная, идеологическая, стратегическая. Все наши беды отсюда», - заявил маэстро, открывая вечер.

Но, по промыслу Божию, давно создано оружие, с которым можно побеждать на любой войне. Такое оружие, считает А.И. Полетаев, могло появиться только в России – стране, не раз спасавшей человечество от порабощения мировыми завоевателями. Бог даст, спасёт и на этот раз - если мы воспользуемся в полной мере оружием, дающим духовное превосходство над противником.

Речь идёт о русской музыке – именно она давала нашим воинам несокрушимую силу духа, позволявшую преодолевать невзгоды войны и побеждать малодушного врага. Но в третьем тысячелетии главная война перешла на тонкий план, она идёт в душе каждого человека и всего народа. И вот именно для такой войны сто лет назад русским гением было создано оружие победы.

…Юного композитора Сергея Рахманинова потрясла внезапная смерть Петра Ильича Чайковского – его друга и наставника, который восхищался оперой "Алеко ", хотел исполнить фантазию "Утёс", но не успел. Ещё одним страшным ударом стал провал исполнения в столице Первой симфонии Рахманинова. Петербургский бомонд не признал московское дарование, местные газеты облили его грязью.
"Что-то внутри меня надломилось. Вся моя вера в себя рухнула. Мучительные часы сомнений привели меня к заключению, что я должен бросить сочинение. Меня парализовала апатия", - писал композитор. В состоянии полного безразличия ко всему окружающему Рахманинов находился два года и, казалось, никогда не выберется из него.
В то время оживлённые дискуссии вызывал метод лечения доктора Николая Владимировича Даля. Он достигал блестящих результатов с помощью внушения и самовнушения. Друзья уговорили Рахманинова лечиться у Даля. И доктор сумел вытащить композитора из депрессии, вернул веру в себя.

Даль убедил Рахманинова в том, что он очень талантлив, поэтому будет работать легко и радостно и создаст гениальное произведение, которое поможет многим людям.

Преодолевая душевную немощь, освобождаясь от уныния, обретая силу духа во время сочинения музыки, Рахманинов зашифрует в ней некий алгоритм победы над собой, который смогут считывать будущие слушатели и повторять восхождение композитора из глубин депрессии к вершинам творчества.

С такой установкой он написал свой Второй концерт – апофеоз духовной победы.

И вот, через сто лет выяснилось, что эта музыка очень благотворна для здоровья слушателей. Творения Рахманинова, и особенно его Второй концерт, в исполнении оркестра «Боян» имеют самый сильный целебный эффект из всех произведений мировой музыки.

Для сравнения: выступления некоторых «звёзд» российской эстрады… негативно действуют на здоровье слушателей.

Такие результаты показали многолетние исследования воздействия музыки на человека в лаборатории биофизики НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина под руководством доктора биологических наук Станислава Валентиновича Зенина. Эти исследования стали научным обоснованием для занесения оркестра «Боян» в Российскую книгу рекордов Гиннеса.

Но самое главное – произведения Рахманинова оказались неким противоядием отравляющей информации, которой нас пытаются оглупить, развратить, озлобить в современной духовной войне. Люди, которые слушают эту музыку, не поддаются зомбированию.

Источник вдохновения

На юбилейном концерте «Бояна» партию фортепиано должна была исполнять на концертном рояле лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных Лидия Александровна Резникова. Но перед её выходом на сцену Анатолий Полетаев неожиданно принёс извинения, что концертный рояль… не удалось доставить на концерт. Поэтому Лидия Резникова будет играть на электронном рояле.

Казалось бы, такая неполноценная замена должна была резко ухудшить впечатление от концерта. Но Лидия Резникова играла с потрясающим вдохновением, которое перекрывало несовершенство инструмента.

- Вы знаете, это самый мой любимый композитор. Он мне очень близок. Всегда ищу вдохновение в музыке Рахманинова, - ответила Лидия Александровна на мой вопрос о посетившем ее в тот вечер вдохновении.

- Вдохновение – в чём: в творчестве, в жизни вообще?

- Во всём. Для меня играть Рахманинова – великое счастье, особенно с таким замечательным оркестром как «Боян», где дирижёр - Анатолий Иванович Полетаев.

- Чем замечателен оркестр Полетаева?

- Анатолий Иванович всегда меня поражает своим потрясающим умом, мудростью и необыкновенной душой. В последние годы у него были большие проблемы с оркестром («Боян» лишили концертного зала, Полетаева пытались отстранить от руководства коллективом. - М.Д.), я за него очень переживала. И очень обрадовалась, когда Анатолий Иванович опять стал приглашать меня играть с оркестром.

- Что-то инструмент у вас был слабоват, - сказал я пианистке. - Но ваше вдохновение всё восполняло.

- Я была уверена, что буду играть на концертном рояле. Но Анатолий Иванович позвонил мне за два часа до концерта и сказал: «Вы будете играть на электронном рояле». – «Как так?!» - обомлела я. А он говорит: «Что, отменяем концерт?». – «Ну, играть я буду… Хотя бы так…»

Я слышал неприятный фон, видел шатающийся инструмент – и поражался тому, что это не мешает восприятию прекрасной музыки.

В голову пришла догадка, которую потом подтвердил Анатолий Полетаев: настоящую музыку человек воспринимает на концерте не только ушами и глазами, но и более тонкими органами чувств – органами души. Похоже, что в исполнении Лидии Резниковой и оркестра «Боян» преобладала именно музыка для души. - И ещё чем мне близок Рахманинов, - призналась Лидия Александровна. - Он православный человек, это чувствуется в его музыке… Когда я прикасаюсь к роялю и играю Рахманинова, у меня сразу все депрессии, все грусти проходят.

Вот почему меня так тронуло её выступление! Наконец-то среди музыкальных виртуозов, исполняющих Рахманинова, появился глубоко верующий человек, родственный по духу самому композитору и мне, грешному слушателю. Во время концерта мы вместе восхищались божественными звуками, открывающими тайны мироздания.

- И ребёнка я тоже вожу в храм, - продолжала Лидия Александровна. – К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Но он очень любит храм. И просто обожает звон колоколов...

Классическая народная

Я был на многих концертах и лекциях А.И. Полетаева, но впервые услышал его рассуждения о Третьей мировой войне. Поэтому попросил рассказать подробнее о том, что же сейчас происходит…

- В мире происходит деградация морали и нравственности по замыслу определенных кланов, для выполнения которого требуется всё больше и больше жертв, - сказал Анатолий Иванович.- Они хотят мирового господства, превращения всех людей в рабов по принципу прежних времён: господа и холопы, патриции и плебеи. Для этого устраиваются кризисы, разворовывается всё и концентрируется в одном месте.

- Это похоже на Древний Рим?

- Скорее на Древний Египет: жрецы, фараоны и рабы. Современные господа хотят, чтобы им подчинялись все народы планеты. И музыка является одним из видов их оружия, с помощью которого они превращают людей в тупоголовых рабов.

А русская культура, русский народ – самые непокорные на планете. Современные жрецы и фараоны подчинили себе всех и вся – но не могут покорить русских. У них проблемы с этим, потому что Россия и русские сильны духом.

Они не могут подчинить нас с лёгкостью, им приходится трудиться, они теряют уверенность. А Россия, обладающая наибольшим духом, будет не только сопротивляться, но и побеждать в конечном итоге. Они этого очень боятся.

Белинский говорил, что народная музыка – та, которая в интересах народа. Самая лучшая музыка – классическая, написанная лучшими сердцами и душами. И не только русскими композиторами. Бах, Бетховен, Моцарт, Вагнер, Шопен, Григ, Сибелиус и многие другие композиторы: немецкие, французские, итальянские, польские, чешские, норвежские, финские - всё это высшие музыкальные достижения человечества восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого веков; они тоже в интересах народа.

Народная музыка – это не только песни и танцы крестьян. Чем благороднее, чем профессиональнее, чем совершеннее музыка, тем она народнее. Эта музыка вдохновлена Создателем, она создаётся по законам Божиим – гармония, любовь, красота, созидание.

- Первое отделение ваших концертов обычно посвящается русскому романсу. Почему?

- Русские романсы никто не пропагандирует – а они популярны во всём мире. Потому что несут в себе зашифрованную национальную культуру и духовность нашего народа – добромыслие, добросердечие, любовь к жизни, к человеку. И это нравится всем.

- Анатолий Иванович, как вы думаете, что будет с Россией и со всем человечеством?

- Будет победа тех, кто с Богом, в Третьей мировой войне. Это война необычная. Оружие в ней духовное. Атомные бомбы бесполезны, они уничтожают и тех, кто ими владеет, и тех, кто не защищён. Это понимают враги России, они не могут воспользоваться атомным оружием. Поэтому придумали войну психологическую. И, надо сказать, небезуспешно ведут её, многие страны погибают, попадая в полную зависимость.

Россия тоже во многом впала в зависимость. Десятки миллиардов долларов уплывают из страны каждый год. Богатства, которые добываются народом, оформляются в нефтедоллары. Какие-то налоги остаются государству, а основная прибыль уходит к банкирам, мировым капиталистам.

- Как музыка может бороться с этим?

- Когда народ захочет отказаться от сатанинских ритмов и похабных текстов, на замену этой продукции придёт настоящая музыка – классическая народная музыка. Те, кто понимает её значение, выберут этот путь к спасению. Они будут способствовать сохранению и развитию народной музыки, написанной композиторами разных стран в интересах всего человечества. А в целом – это лучшие люди планеты.

Кто продолжит?

- Анатолий Иванович, есть ли у вас ученики, которые могли бы продолжить ваше дело?

- Для того, чтобы продолжать моё дело, надо обладать не только знаниями, не только образованием, но и ещё пройти тот путь страданий, который я прошёл за немалую жизнь, чтобы созрел духовный организм (помимо физического и психического). По этому пути второй раз я бы не прошёл...

- Тем не менее, на юбилейном концерте потрясающе играла на фортепьяно Лидия Резникова. А на других концертах с вами выступал известный пианист и композитор Иван Бурляев. Эти молодые люди сейчас в том возрасте, в котором были вы, когда начинали свою концертную деятельность с игры на баяне.

- Они не являются моими официальными учениками. Это мои единомышленники, соратники. Мы с ними идём по одному пути, получая благодарность от публики. Я, как опытный дирижёр и музыкант-исполнитель, помогаю им. И, в какой-то степени, они у меня учатся. Но всё-таки их основные учителя были в школе, в училище, в консерватории, в аспирантуре. А настоящий музыкант должен учиться всю жизнь - у старших, у окружения, у народа. Я – один из многих учителей, которые передают молодым свой опыт.

Раньше я преподавал в лучших учебных заведениях, сейчас являюсь членом жюри российских и международных конкурсов. Помогаю молодёжи набираться каких-то результатов, оценивать их, даю им какое-то направление в меру своих возможностей. Но такого ученика, которому я бы передал своё дело, у меня нет.

И Министерство культуры не заинтересовано в том, чтобы у меня были последователи. Наоборот, оно делает всё для того, чтобы я как можно скорее ушёл из пространства этой битвы музыкальной, и обо мне можно было забыть.

Мне приходится много терпеть и сражаться за оркестр «Боян», за идеологию «Бояна».

- В последние годы вы сами стали сочинять музыку.

- Да, в меру своих скромных возможностей я пишу музыку. Я пишу для людей, для сохранения традиций русской музыки, для воспитания в них духа национального, духа славянского, духа православного. Это музыка не только для песен, танцев, каких-то развлечений. Это музыка для поддержки духовного состояния человека.

- На мой взгляд, уже сейчас ясно, что непревзойдёнными шедеврами являются произведения Рахманинова в вашей аранжировке, исполняемые оркестром «Боян». Вот и на этот раз после Второго концерта Рахманинова зал взорвался аплодисментами. И тогда Вы сказали: «Пока у нас есть такая музыка, Россия непобедима!» Почему?

- Потому что такая музыка могла родиться только с Божией помощью. Она оснащена Божиим Духом. В эту музыку заложен Божественный закон любви, красоты и гармонии. Там нет разрушительности, там есть созидательность, там есть доброчувствие, добромыслие и доброделание. Это Рахманинов, его стиль и дар Божий.

- правильно ли понимание, что хорошая музыка воздействует не только звуковым, но и полевым, неслышимым и невидимым образом?

- Конечно, и эта энергетика заложена в самой музыке, в тех задачах, которые зашифрованы в ней автором. И она будет потрясающе воздействовать на слушателей, если эти задачи правильно поймут дирижёр, пианистка и оркестр. Что и было сегодня сделано.

5
1
Средняя оценка: 2.69314
Проголосовало: 277