Иоанн Кормянский: «Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет»

Иоанн родился 20 октября 1837 года в семье священника Свято-Покровской церкви в Стрешине Рогачёвского уезда (ныне – Рогачёвский район Гомельской области) Иоанна Гашкевича.
С его рождением связано и интересное предание, согласно которому в Свято-Покровской церкви однажды молился юродивый и, увидев на службе беременную мать будущего Иоанна Кормянского, совершил перед ней поклон и произнёс, имея в виду ещё не родившегося младенца: «Хотел бы я у него взять благословление, но не доживу». На родителей Иоанна Кормянского этот случай произвёл сильное впечатление. После рождения ребёнку окрестили и дали имя Иван в честь апостола Иоанна Богослова.
Стрешин был небольшим населённым пунктом с деревянной застройкой, поэтому белокаменная Свято-Покровская церковь, стоявшая на правобережье Днепра, была архитектурной доминантой. Храм, стоящий на возвышенности, был виден издалека. Белокаменная церковь была построена в 1811 году в стиле барокко, имела крестообразную форму и пять куполов.
Уже примерно с 4-летнего возраста при помощи и поддержке своего старшего брата Николая маленький Ваня уже пытался помогать отцу в церкви. Став постарше, он участвовал в уборке, чистке лампад.
Как и все мальчишки, Ваня с друзьями любил купаться, ловить рыбу. Он хорошо плавал и часто переплывал Днепр. С противоположного берега он любил смотреть на храм, отражавшийся в реке. Ваня знал, что Днепр несёт свои воды до самого Чёрного моря, протекая через Киев. Где-то там, на днепровском берегу, стояла и Киево-Печерская лавра, где хотел побывать и Ваня. Глядя на воды Днепра, Ваня становился задумчивым.
Пример отца, особая обстановка церковной жизни, отсутствия суеты и праздности, свойственной большим городам делали своё дело – Ваня всё чаще задумывался о своей жизни, собственном предназначении. Мне также думается, что свою роль сыграла и сама природа – плавно текущие воды Днепра, вековые деревья, растущие на береговых кручах, обилие зелени и голубого неба летом, спокойная, умиротворённая белизна окрестностей зимой заставляли буквально чувствовать красоту мира, его величие, думать о том, для чего всё это создано Богом.
После учёбы в церковно-приходской школе Ваня поступил в духовное училище, по окончании которого, достигнув 18-летнего возраста, в 1855 году Иван Дашкевич успешно сдал экзамены и поступил в Могилёвскую Духовную семинарию.
Четыре года пролетели незаметно -  в отличие от многих товарищей по учёбе Иван, благодаря тому, что с детства был приобщён отцом к церковной жизни, не испытывал сложностей и больше времени уделял внимание своему духовному совершенству.
В 1859 году он оканчивает семинарию и получает направление в Огородненскую церковноприходскую школу, где назначается законоучителем. Здесь же он знакомится с Марией. С девушкой их сближало то, что оба они происходили из семей священников – отцом Марии был местный священник Филипп, вероятно, уже умерший ко времени их знакомства. В 1862 году они венчаются сразу после Крещения, после чего Иван принимает решение подать прошение о рукоположении в сан священника – он окончательно решает последовать примеру отца и зову собственной души и сердца.
Уже 24 февраля 1862 года архиепископ Могилёвский и Мстиславский Евсевий (Орлинский) рукополагает Иоанна Гашкевича в иереи. Рукоположение состоялось в день памяти преподобного Дмитрия Прилуцкого.
Сложно сказать, в какой степени сам Иоанн участвовал в выборе места своего служения – просил ли он о месте назначения владыку, учёл ли архиерей без его подсказки все обстоятельства или же так совпало по воле провидения, однако он был направлен для служения в церковь Рождества Богородицы в Шерстин Рогачёвского уезда – почти в свои родные места. Шерстин располагался на правобережье притока Днепра Сожа – также полноводной и большой реки. Церковь Рождества Богородицы была трёхкупольной и также хорошо просматривалась как с Сожа, так и окрестностей деревни. Конечно же, всё это напоминало Иоанну его детство.
Отец Иоанн вместе с Марией приехали в Шерстин перед самым началом Великого поста. Так что начало служения Иоанна оказалось символичным. Само понятие поста затем оказало значительное влияние на всю последующую духовную жизнь священника.
Церковь Рождества Богородицы в Шерстине знаменита своим источником, расположенным недалеко от храма и сохранившимся до нашего времени. По преданию на липе возле источника была обнаружена икона великомученицы Параскевы-Пятницы. Найденный образ поместили в храм, однако утром вновь нашли его на прежнем месте. Это повторилось и в следующий раз. Тогда решили над источником устроить часовню и поместить икону уже в ней. Данный источник является святым, и по сей день из него течёт целебная, чистая, холодная вода.
За годы служение в Шерстине у Иоанна Гашкевича родилось три сына – Михаил, Игнат и Семён, а также дочь Татьяна. Его служение было отмечено священным Синодом – отец Иоанн был награждён набедренником в 1876 году в день памяти святых праведных Иоакима и Анны.
После освобождения места священника в Огородне Гомельского уезда отец Иоанн вместе с семьёй переезжает туда на новое место служения в храм Перенесения мощей Святителя Николая, или Николаевскую церковь, как привыкли её называть сами прихожане.
Иоанн много времени уделял благоустройству Николаевского храма, церковных построек. Сам он беспокоился о себе в последнюю очередь – земное его интересовало мало, и он никогда не был стяжателем. Сохранились записи так называемых «страховых оценок», в которых можно найти описание дома Иоанна Гашкевича. Согласно документам это был ветхий старый дом, построенный в 1837 году, крытый соломой. А ведь семья у священника была немалой – уже в Огородне Мария родила дочь Анну и сыновей Платона и Ивана. Притом и сам домик был церковной собственностью – до самого конца жизни Иоанн Кормянский никогда не имел своей собственной недвижимости.
После рождения младшего сына Ивана, Иоанн исполнил, наконец, мечту своего детства и посетил  Киево-Печерскую лавру. Он встретился со старцами, будучи уже мудрым, опытным в духовной жизни человеком. Посещение лавры произвело на него сильное впечатление. Старцы благословили его на монашеский образ жизни. После поездки в Киево-Печерскую лавру Иоанн Кормянский до самой смерти не употреблял в пищу мяса и соблюдал строгий пост в среду и пятницу. В эти дни по окончании вечернего богослужения отец Иоанн вкушал лишь просфору, запивая её несколькими глотками воды.
В 1889 году ко дню Святой Пасхи Иоанн был награждён скуфьёй.
Отец Иоанн много времени проводил в молитвах. Начиная с 12 апреля 1893 года Иоанн назначается духовным следователем в благочинии и пребывает на этой должности три года подряд. В 1893 году его также избирают в благочинный совет, где он работал в течение 12 лет. По итогам его деятельности в совете Святейший Синод наградил его в 1906 году орденом Святой Анны III степени. Орден священнику вручил епископ Могилёвский Стефан (Архангельский).
Были немало и других наград. В 1896 году отец Иоанн был награждён камилавкой и золотым наперсным крестом. В 1907 году в связи с 70-летием и 45-летием служения епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский) возвёл Иоанна в сан протоиерея.
Через 5 лет отец Иоанн ушёл за штат, сосредоточившись на молитвах, и был награждён орденом Владимира IV степени.
Очень символично, что отец Иоанн уступил своё место в церкви младшему сыну Иоанну. Его сын в 1909 году окончил Могилёвскую духовную семинарию и в течение трёх лет также был законоучителем Огородненской церковно-приходской школы. Иоанн Гашкевич младший обвенчался с Евдокией, отцом которой был священник Фока (Сиваков) и, как мы видим, во многом пошёл по стопам своего отца и деда. Наверное, это очень символично, что служение осуществляли три поколения Иоаннов Гашкевичей. Иоанн Кормянский не стремился к такому чисто мирскому внешнему эффекту, так как имя Иоанн получил лишь самый последний, младший сын. И, тем не менее, по Божьему промыслу этому суждено было сбыться. Семья Гашкевичей является ярким представителем тех священнических династий, которые с такой любовью и уважением были описаны Н.С.Лесковым во многих своих повестях и рассказах.
Казалось бы, всё складывается благополучно, но рай на земле, как известно, построен быть не может. Проводя много времени в молитвах и размышлениях, отец Иоанн внимательно следил и за всем, что происходило в стране. А в Российской империи было неспокойно – отгремела первая революция, началась первая мировая война. В городах начались демонстрации, митинги. Множество гневных речей произносилось в адрес императора, православной церкви. На исходе своей земной жизни отец Иоанн предупреждал о многом из того, что потом сбылось. У него преобладало эсхатологическое предвидение ближайшего будущего Российского государства и, как мы теперь знаем, такое предвидение было весьма реалистичным. Иоанн Кормянский умер раньше, чем был расстрелян последний российский император, тем не менее, как-то в одной из своих речей священник сказал о том, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови. В свои последние годы жизни он призывал людей к всеобщему покаянию, ибо полагал, что «грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение». Отец Иоанн призывал также крепить веру, но повторял при этом слова, сказанные апостолом Иаковом: «Вера без дел мертва».
На его проповеди собиралось множество крестьян со всех окрестных деревень.

.
Предвидения отца Иоанна можно было бы списать на его ум, способность к анализу, понимание происходящего. Однако есть немало фактов, которые трудно объяснить только этим. Перед кончиной он сделал немало личных пророчеств, касающихся и его самого, и детей. Младшему, Иоанну, сменившему его в церкви, он однажды с грустью сказал: «Ты, сын мой, сатане предашься» и ещё – «К тебе в храм придет Матерь Божия, после Её посещения храм опустеет».
После смерти отца Иоанн принял обновленчество, впал в раскол, но затем всё же покаялся, был арестован в 30-е годы и умер в лагере мученической смертью. Перед самым арестом, как вспоминают старожилы, в храм заходила женщина, одетая во всё белое. Иоанн-младший, увидев её, испугался, а женщина исчезла, а куда – никто не видел. Храм и в самом деле опустел.
Сбылось и предсказание Иоанна Кормянского о собственной смерти – «Умру – солнышко будет светить, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Оскудеет в людях вера, танцевать на нас будут. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет».
По воспоминаниям современников в день смерти отца Иоанна было и в самом деле ясно и солнечно. Все четверо сыновей-священников – Симеон, Михаил, Платон и Иоанн омыли тело и перенесли его в храм. Три дня с ним днём и ночью с ним прощалось духовенство и жители всей округи. На третий день его под звон колоколов обнесли вокруг храма и похоронили у стен церкви справа от алтаря при пении «Помощник и покровитель».
Иоанн Кормянский предсказал даже время своей смерти – он отошёл в мир иной в возрасте 80 лет осенью 1917 года, как раз накануне Октябрьской революции. Даже в самой смерти отца Иоанна есть что-то символическое – старая Россия умирала, а в новой для него уже не было места, по крайней мере, в земной жизни.
Наступили предсказанные им кровавые годы и мерзость запустения в храмах. Уже после Великой Отечественной войны в 50-х годах ХХ века церковь была сожжена, а на её месте устроили танцевальную площадку и футбольное поле. На костях почившего плясала нетрезвая молодёжь, раздавались сквернословия. Но гроб в земле оставался целым, как и предсказал Иоанн.
Казалось бы, от самого Иоанна, и от памяти о нём не осталось и следа – за какие-то полвека всё ушло в небытие. Не исполнились и его известное пророчество о том, что его провезут на машине.
Однако не всё так просто… Сила православия и праведность оказались сильнее десятилетий неверия и атеизма.
При раскопках фундамента церкви уже после распада СССР и начала восстановления православных храмов в Белоруссии в 1991 году трактор едва не провалился в небольшую ямку. Тогда-то старожилы с трудом и вспомнили, что где-то здесь похоронен священник. Трактор немного повредил гроб. Гроб аккуратно раскопали, открыли и обнаружили там мощи.
Всё это произошло накануне приезда в Гомель Святейшего Патриарха Алексия II.
После обретения мощей была создана комиссия из трёх священников, мощи были признаны нетленными и их перенесли по благословению епископа Гомельского и Жлобинского Аристарха в храм Покрова Богородицы в деревню Корма Добрушского района (отсюда и Иоанн Кормянский). Мощи Иоанна положили в гроб и перевезли на автомобиле из Огородни в Корму. Так неожиданно исполнились и последнее пророчество Иоанна Кормянского.
Мощи облачили в новые священнические одежды. Целую неделю совершались богослужения, в храме побывало множество людей и по воспоминаниям множества из них от мощей исходило благоухание.
Над его обнаруженной могилой возвели мраморную гробницу.
К мощам и гробнице стекается множество паломников, жаждущих исцеления. Существует немало свидетельств о том, что многие его обретают.
Всё это не осталось без внимания Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви - 30 апреля 1998 года его определением протоиерей Иоанн Гашкевич (Кормянский) был причислен к лику местночтимых святых.
В 2000 году был учреждён Иоанно-Кормянский женский монастырь при Свято-Покровской церкви, где находится рака с мощами отца Иоанна.

.
В наши дни память Иоанна Кормянского почитается верующими многих стран. Частички его мощей находятся во многих уголках Белоруссии, России, Украины, в Австралии, Канаде, Кипре, Болгарии. В Гомеле и Минске строятся храмы Иоанна Кормянского, а в Волковыске (Гродненская область) и Горках (Могилёвская область) – приделы в его честь. В Гомельской епархии БПЦ в 2010 году учреждена и специальная медаль Святого праведного Иоанна Кормянского.

5
1
Средняя оценка: 2.77972
Проголосовало: 286