Сибирский самородок Семен Ремезов

«Все, что мог сделать русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией,
и результат трудов его достоин удивления по своей громадности».
Н.М. Ядринцев 

Другой герой петровской эпохи, чья деятельность во многом стала возможной благодаря происходящим в стране преобразованиям, сибирский самородок — Семен Ульянович Ремезов. Личность куда более светлая и яркая, нежели предыдущие, описываемые нами деятели той поры...

Но если разобраться, то тоже довольно трагическая, оказавшаяся на много веков затерянной в череде происходящих событий и свершений, а потому не до конца оцененная и воспетая. Семен Ремезов посвятил свои труды и творчество родной Сибири, где он родился в семье служилых родителей, имевших чин «боярских детей», то есть людей дворянского происхождения. Его дед Моисей Ремезов находился на службе у патриарха Филарета в Москве, но затем был сослан в Тобольск за какие-то проступки. Отец нашего героя на момент рождения Семёна занимал должность стрелецкого сотника.

Начало

Службу свою молодой Ремезов начал в 1668 г. обычным казаком, зачисленным под начало отца. Первое порученное ему дело было довольно сложным: он должен был подыскать место для закладки и устройства нескольких слобод и пашен в Ишимском остроге Тарского уезда, куда планировалось расселять крестьян, направляемых из центральной России с целью укрепления южных границ и освоения ранее пустующих земель. Вскоре за успехи на служебном поприще по предписанию Тобольского воеводы А.А. Голицына он был «верстан в дети боярские». В 1682 г. Ремезов был отправлен собирать «государевы хлебные запасы» с крестьян Бергамакской слободы и г. Верхотурья. Затем ему было поручено наблюдать за рыбной ловлей в низовьях Иртыша и выполнять иные государственные поручения, связанные с запасами продовольствия. На этом деятельность Семена Ульяновича на сем поприще заканчивается, и он надолго обосновывается в Тобольске, где проявляет себя как архитектор, знакомый с основами городской планировки. 
Возникает вопрос: где и когда он обрел эти навыки? Скорее всего, склонность эта развилась у него во время многочисленных поездок по сибирским селениям, где он также принимал посильное участие в их закладке и строительстве. Вместе с тем он успел, что называется, нюхнуть пороха, когда отражал набеги немирных кочевников на юге и не смирившихся с главенством Москвы вогул на северо-западе Сибири. При этом он успевает пробовать свои силы в иконописании и росписи знамен сибирских полков. Кстати говоря, в первой Сибирской переписи он значится именно как иконописец, то есть, человек, состоящий на официальной государственной должности.

О начале картографической деятельности С.У. Ремезова, как и об овладении им основами мастерства чертежника и художника, сведений очень мало. Видимо, первым навыкам рисования обучил его отец. Известно, что в 1683—1685 гг. и в 1687—1688 гг. Семен Ульянов находился в посылках «для описных земляных дел» и проводил необходимые измерения земель; кроме того, составлял планы и описания г. Тобольска 80-х гг. ХVII в., первый из которых относится к 1683 г. Установлено его авторство в составлении мелкомасштабной карты Сибири 1687 г., выполненной по данным 1683—1685 гг. Все эти планы, описания и чертежи вошли затем в его «Хорографическую книгу». В «розборной» книге 1689 г. он уже аттестовался как опытный чертежник, который «многие чертежи по грамотам городу Тобольску, слободам и сибирским городам в разных годах писал».
В 1690 г. С.У. Ремезов с сыном Леонтием ездили в Москву, а по возвращении в г. Тобольск продолжил служебную деятельность: в 1691 г. был послан за р. Ишим «за изменниками Казачьи орды», в 1695 г. — в Кошукские городки Тобольского уезда, где «прибрал в ясак вогулич и татар 50 человек»; в апреле-сентябре 1696 г. участвовал в военном походе Андрея Кляпикова «для остерегательства слобод от приходу Казачьи орды неприятельских людей» в Ялуторовскую, Суерскую, Устяцкую слободы, Царево городище (г. Курган). 

Петровский приказ: сделать сибирский чертёж!

Яркую страницу историко-географического изучения Сибири и творческой биографии С.У. Ремезова открывает предписание Сибирского приказа от 10 января 1696 г., посланного во все сибирские города, в котором предусматривалось составление на местах чертежей уездов («городовые» чертежи), а в г. Тобольске поручалось «доброму и искусному» мастеру сделать «Большой всей Сибири чертеж с определением поуездных границ с описанием сибирских и порубежных народов». 
Вернувшись из «береговой» службы, С.У. Ремезов приступил к выполнению указной грамоты от 17 апреля 1696 г. С этой целью в октябре того же года он выехал из г. Тобольска для рекогносцировки и съемок в «остроги и слободы по Исети, и по Нице, и по Пышме, и по Тоболу, и по Миасу, и по Туре, и по Тавде рекам»; «вверх по Тоболу рекам ездил и описал, а дальные степи по допросу написал». В этот же период параллельно проводил исторические и этнографические изыскания. 3 марта 1697 г. С.У. Ремезов завершил составление «Чертежа Казачьи орды», а в августе того же года — чертежа «Часть Сибири. Тщательное изображение наличие Тобольского чертежа рек и озер и селид русских и ясашных туземцев в гранех с прилежащими грады и немирных рода Казачьи орды». Для картосоставительных работ над «большим» чертежом Сибири продолжал собирать материалы, которые затем частично были включены в «Хорографическую» и «Чертежную» книги. 
За чертеж «Части Сибири...», вместивший не только города и уезды Тобольского разряда (Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тара, Сургут, Березов и Мангазея), но и соседние «земели» — Калмыцкой, Казахской орды, Каракалпакской, Аксакальской, Копчакской и др., — получил высокую оценку, которая выразилась в специальной грамоте к тобольскому воеводе от 15 декабря 1697 г., и добавление к своему чину звания «зографа» (изографа).

Знаменитая хорографическая книга

1 сентября 1697 г. С.У. Ремезов закончил работу по составлению первого русского географического атласа Сибири — «Хорографической чертежной книги» (1697—1711). Он состоит из двух частей: в 1-й помещены 150 чертежей речной сети Сибири, включая бассейны крупных рек — Иртыша, Оби, Енисея, Лены, Амура, Тобола с притоками, Вагая, Ишима, Конды, Томи, трех Тунгусок и далее на восток вплоть до Колымы и «моря» Байкала. Кроме того, чертежи отдельных территорий: «Море Мангазейское с урочищи самоедских жилья», «Поморье Туруханское» и др. В нее же включен и текстовой материал: «Описание Сибири», «Богоспасаемый... град Тоболеск», «Дорога Московская чрез Тюмень...». 
«Карты» — чертежи речной сети явились прочной основой для составления обзорных карт Сибири и ее частей, которые позже были включены С.У. Ремезовым в «Чертежную» и «Служебную» книги. Во 2-м разделе следуют копии карт Сибири, чертежи, относящиеся к работам по строительству г. Тобольска 1684—1689 гг., и копии карт городов с уездами. Из 18 намеченных в оглавлении копий в книгу включены только 6 «городовых» чертежей — Тюмени, Тары, Березова, Томска, Кузнецка, Мангазеи. 
Атлас предназначался для подношения Петру I, но во время пребывания в Москве в 1698 г. С.У. Ремезов не решился на это: знакомство с картографическим фондом Сибирского приказа показало, насколько его атлас был основан на устаревшем материале. В дальнейшем им были включены в него новые данные в многочисленных текстовых и графических вклейках, относящихся к 1703—1711 гг. Длительное время рукопись «Хорографической книги», ныне хранящейся в Гуфтоновской библиотеке Гарвардского колледжа (США), считалась утерянной, пока в 1958 г. историк русской картографии эмигрант Л.С. Багров не предпринял ее факсимильного издания (Gravenhage, 1958).

Реконструкция Тобольска

Началом важного этапа в биографии С.У. Ремезова явилось решение Сибирского приказа от 18 мая 1697 г. о разработке плана реконструкции г. Тобольска, согласно которому по грамоте от 29 августа 1697 г. он приступил к составлению сметы и чертежа «каменному городовому строению», которые были завершены весной 1698 г., изложены в описании «Чертеж Тоболеск размерен под каменное строение», «Чертеж каменного городового строения» (не сохранился) и в «Смете тобольскому городовому каменному строению...». Для утверждения проекта и сметы «и для учения в Оружейную палату к делу строения» автор чертежа с сыном Семеном 28 июня 1698 г. выехали в Москву. Поездка преследовала и другие цели: ознакомление с новыми материалами картографического собрания Сибирского приказа, их копирование и картосоставительные работы. 
В результате этого в исполнении указа Петра I от 20 сентября 1697 г. им был составлен «Чертеж всех сибирских градов и земель» 8 ноября 1698 г., за который картограф был пожалован царским «выходом» сукном и 5 руб. До 1907 г. чертеж висел в Екатерининском дворце (ныне хранится в архиве ИРГО). Одновременно с картографическими работами С.У. Ремезов совершенствовал свои знания в области строительной науки и техники. Пройдя обучение и проверку, он был причислен к категории «знающих людей» и грамотой 4 декабря 1698 г., назначен руководителем всех архитектурно-строительных работ в г. Тобольске. «И в приезде в Тобольску» С.У. Ремезову из приказной палаты был «дан наказ всему строению 208-го году майя 9 день». В тот же день, 9 мая 1700 г., в торжественной обстановке было заложено основание — «начало каменного строения по чертежю» — каменной палаты. 

Приказную палату — первое в Сибири гражданское здание в камне — возвели за два года (1700—1702).
Гостиный двор — за пять лет (1703—1708).

Под его прямым руководством велось строительство Менового двора, Дмитриевских ворот, стен и башен кремля и других сооружений. Тобольск конца ХVII—начала ХVIII вв. своей планировкой, строительством и архитектурным обликом во многом обязан усилиям и творчеству С.У. Ремезова — архитектора, инженера, творца. 

Атлас Сибири

Еще в Москве С.У Ремезов получил другое поручение: царским указом 18 ноября 1698 г. ему надлежало «написать вновь в Тобольску» более полный атлас Сибири, получивший позднее название «Чертежной книги» (1699—1701). Составление ее С.У. Ремезов с помощью сыновей (Леонтия, Семена, Ивана и Петра) завершил 1 сентября 1701 г. и, доработав к 10 ноября 1701 г., выслал в Сибирский приказ. 
Атлас вместе с предисловием к нему — «Писание до ласкового читателя» (исторической справки о его создании и использованных источниках) — состоит из 23-х «карт» — чертежей: «града Тобольска и посадов» (1701), «городовые» чертежи земель г. Тобольска, или «Часть Сибири», городов Тары, Тюмени, Туринска, Верхотурья, Пелыма, Березова, Сургута, Нарыма, Томска, Кузнецка, Туруханска, Енисейска, Красноярска, Илимска, Якутска, Иркутска, Нерчинска, а также «Чертеж Казачьи орды», «Чертеж всех сибирских градов и земель», (1699—1700), «Чертеж вновь Великопермские и Поморские Печерские и Двинские страны до Соловецкие проливы со окресными жилищи» и этнографической карты «Чертеж сходство и наличие земель всей Сибири Тобольскаго города и всех розных градов и жилищь и степи». 
Автором двух первых и четырех последних чертежей был С.У Ремезов, к ним же он поместил и чертежные описания, за исключением карты северной части России. Книга была издана Археографической комиссией (СПб., 1882). С окончанием составления «Чертежной книги» С.У. Ремезов приступил к формированию «Служебной чертежной книги» (1702—1730) — последнего картографического произведения Ремезовых, объединившего в одном сборнике материалы служебного, «сверхслужебного» и личного характера, накопившиеся за долгие годы работы картографа в огромном личном «архиве». Разнообразным по содержанию и времени составления материалам соответствует и структура самой книги, разделенной на две части: основную — собственно «Служебную книгу» и вторую часть, присоединенную после формирования основной. В книге после вводных статей (главы 1-3) следуют: 

  • статьи-обоснования картографических приемов (главы 4—7), сходные с описаниями в «Хорографической книге», 
  • главы-справки о церковных и светских властях (главы 8—10), 
  • картографические и текстовые материалы, относящиеся к г. Тобольску (главы 11-20), ко всей Сибири и ее частям (главы 21-36), 
  • документы военных доездов (главы 37, 39, 40), 
  • большая группа чертежей земель городов (главы 41-63), 
  • карты Камчатки и пограничных земель (главы 64-69), 
  • и «Написание всем» (глава 70). 

Во 2-й главе приведены источники, характеризующие занятия С.У. Ремезова преимущественно в 1700—1704 гг. (проектирование зданий и строительство г. Тобольска, пороховое и железное дело), а также автобиографические сведения. В основе «Служебной», как и «Чертежной» книги, лежат одни и те же несохранившиеся источники: подлинные чертежи С.У. Ремезова и его сыновей, составленные в 80-х гг. ХVII в., а также собранные ими (в копиях) картографические материалы, начиная с «годуновского» чертежа всей Сибири 1667 г., этнографической карты 1673 г. и т. п. Рукопись атласа хранится в рукописном отделе ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Эрмитажное собрание, 237) в С.-Петербурге.

Кунгурский период

Начавшаяся Северная война (1700—1721), ускорившая промышленное строительство на Урале и в Сибири, потребовала от правительства решения задач: привлечения населения к перевозке «воинских припасов» с первых заводов Верхотурского и Тобольского уездов и развертывания заводского строительства в Кунгурском уезде. По распоряжению Сибирского приказа «для учинения вновь чертежа города Кунгура и уезду рек, сел и деревень» 12 апреля 1703 г. С.У. Ремезов с сыном Леонтием выехал из г. Тобольска в г. Верхотурьеи г. Кунгур.
Кунгурский период творчества картографа, совпавший с Кунгурским восстанием (1703) и проходивший в тяжелых условиях и противодействиях, чинимых местной «мирской» властью, был успешным. За два месяца Ремезовы совершили объезды уезда, уточнили данные прежних переписных и писцовых книг, изготовили чертежи и описания к ним: «Чертеж города Кунгура и посадов», «Чертеж земли Кунгурского города», «Дело Кунгурскому городу и уезду чертежа» (не найдено). Важнейшей находкой была «Летопись Сибирская краткая Кунгурская», переписанная, переработанная и проиллюстрированная С.У. Ремезовым. Она дополнила (вставные листы) его историческое сочинение — «Историю Сибирскую».

Картографическая и географическая деятельность С.У. Ремезова была тесно связана с изучением целого ряда исторических и этнографических проблем, результатом которого явилось создание свода исторических известий о начальном периоде колонизации Сибири — Ремезовской летописи (1697—1710). — «Истории Сибирской» и «Летописи Сибирской краткой Кунгурской». Эта драгоценная рукопись была приобретена Г.Ф. Миллером в г. Тобольске во время его путешествия по Сибири в 1744 г., а впоследствии широко использовалась им в его «Истории Сибири». 
«Краткая Сибирская летопись (Кунгурская)» была полностью издана Археографической комиссией (СПб., 1880) и затем вошла в состав другого издания — «Сибирские летописи» (СПб., 1907). Летопись, иллюстрированная 154 рисунками (статьями), является в целом историко-поэтическим повествованием о походе дружины Ермака, представляющим собой сложный сплав традиций летописного жанра, воинской повести, житийной литературы, вобравший в себя многочисленные фольклорные сюжеты. В ней переплетены реальные исторические события, подтверждаемые архивными документами, с библейско-церковными мотивами нравоучительных статей, проникнутых христианской идеологией, и удивительно точные этнографические зарисовки. Ряд историко-этнографических статей летописи сходен по своему содержанию с другим трудом С.У. Ремезова — «Описание о сибирских народах».

«Описание о сибирских народах и граней их земель» (1697—1698) написано им параллельно с «Хорографической книгой» и является описанием его этнографического чертежа, помещенного в «Чертежную книгу». Оно остается до сих пор не найденным в целом виде, но известно по фрагментам из сочинения тобольского любителя истории ямщика И.Л. Черепанова (1724—1795) — из «Черепановской летописи». Фрагменты имели название «Второе описание». В приводимых им отрывках С.У. Ремезов выступает как этнограф, который собирал не только этнографические сведения, но топонимические, исторические, фольклорные и географические данные. В статьях приводятся: 

  • генеалогия сибирских ханов, 
  • названия калмыкских родов, 
  • границы расселения и происхождение западносибирских народов, 
  • объяснения названий городков и урочищ, 
  • рассказы «о древних приключениях, в сих местах бывших по разным историям». 

Повествование насыщено многочисленными легендами, многие из которых, несомненно, были записаны С.У. Ремезовым, а также заполнено его оригинальными этнографическими и географическими наблюдениями. Из известий «О обычаях сибирских народов» И.Л. Черепанов выписал статьи об остяках (хантах), в том числе «Пестрой орды» (селькупах), вогулах (манси), татарах и калмыках. 

Военное дело Ремезова, судьба «иконника»

После возвращения из г. Кунгура в июле 1703 г. очередные службы С.У. Ремезова были связаны с работой военного ведомства, в том числе с деятельностью казенного металлургического Каменского завода, приписанного к Тобольскому уезду. Занятия «железным делом» сводились прежде всего к составлению рабочих чертежей доменного производства, технологических процессов, к изготовлению различных орудий. 
С.У. Ремезов был одним из основоположников инженерной графики на Урале и в Сибири. Одновременно с «железным делом» он занимался поисками «селитрянных земель», проектированием и устройством порохового завода в окрестностях г. Тобольска. Продолжал нести и «городовую» службу: проектировал укрепления г. Тобольска, в течение 1712 г. в возрасте 69 лет провел перепись Тюменского уезда, а в 1713 г. был послан «за рекрутами на Тобол в три слободы, и до Тюмени тех рекрут отправил и в московскую посылку отдал...». Не оставлял он и близких его сердцу картографических занятий, внося дополнения и поправки в «Хорографическую» и «Служебную» книги.
С.У. Ремезов под конец жизни подписывался в чине «тобольского по выбору дворянина», а в официальную государственную перепись был внесен как «иконник», по роду своей основной профессии. Семейство Ремезовых, насчитывавшее 15 человек, жило в нижнем посаде города в одном доме, купленном, видимо, после пожара 1701 г. По записи Тобольской переписной книги за 1720 г. Семен Ульянович был «отроду семидесяти осьми лет». Последние известия о Ремезове мы находим в записках немецкого ученого Д.Г. Мессершмидта 1720—1721 гг. и пленного шведского офицера Филиппа Табберта-Страленберга. Точный год смерти С. Ремезова и место его захоронения неизвестны. Подлинные сведения о семье Ремезовых представлены в «Переписной книге по городу Тобольску» 1710 г., составленной князем Василием Мещерским. Подлинник ее хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве1:

«Двор купленой сын боярского Семена Ульянова сына Ремезова иконник 
сказал себе 67 лет;
у него жена Ефимья Митрофанова дочь 55 лет;
сын Леонтей 33 лет сын боярской же 
у него жена Варвара Васильева 
дочь 30 лет у него Леонтья 
дети: 
Алексей 7 
Леонтей 5 лет 
Федор году;
у негож Семена сын Семен сын боярской же 27 лет
у него жена Ульяна Григорьева дочь 25 лет 
сын Никифор полугоду у негож 
Семена дети:
Иван сын боярской же 26 лет а ныне он в Сибирских низовых городех 
Петр 14 лет 
дочь Марья девка 20 лет
у негож Семена приданая женка остяцкой породы Анна Иванова 30 лет 
у ней дочь Ирина году

Государева жалованья им Семену денег 11 рублев хлеба ржи 5 четвертей с осьминою и з двумя четвертями овса тож число соли 3 пуда а детем ево Леонтью Семену Ивану денег по 7 рублев хлеба ржи по 4 четверти овса тож число соли по 2 пуда человеку В государеву казну платит он Семен с того двора в канцелярии банных по 5 алтын подымных по 8 денег на год
При сей переписе великого государя указ и подтвержение под казнию как о том писано выше сего их Благовещенского приходу попов с причетники Семен Ремезов слышав сказал Семен Ремезов руку приложил».

Примечание:

1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.214. Оп. 1. Д. 1317. Л.755.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 9