Человек со своим голосом

Когда читаешь все, что написано Ириной Шатырёнок, то сразу понимаешь, что ты имеешь дело с человеком неспокойным, для которого не бывает мелочей и которому все то, с чем она соприкасается – интересно и важно.  В эпоху тотальной разъединенности и нечувствия друг к другу вдруг встречаешься с человеком,  который к  окружающему миру относится с каким-то особым сердечным участием.  Пожалуй, точнее будет сказать, что Ирина Шатырёнок – человек неравнодушный.
Предмет её особого пристрастия – литература. Это и понятно, ведь автор, будучи журналистом по образованию, отдала профессиональное предпочтение  другому виду творчества, став писателем и литературным критиком.  Когда читаешь её статьи, написанные по самым разным поводам, то понимаешь, что они, хоть и разные, но говорят об одном – об ответственности человека за сказанное (написанное) слово, за то, чтобы за словом  чувствовался поступок, чтобы слово и нравственность были бы синонимичны. Эта точка зрения является доминирующей и когда речь идет о поиске своего читателя, и о процессах коммерциализации литературы, и об академичности литературной критики, и тогда, когда даются советы начинающим авторам.  Сквозь призму авторских,  весьма конкретных  рассуждений  видится другой пласт, который более всего сопряжен с национальной культурой в целом, с проблемой национального достоинства,  с сохранением лучших традиций, основанных на принципах высокой морали и настоящего искусства.  В каждой статье Ирины Шатырёнок чувствуется приверженность этим традициям, ориентированность на устоявшиеся ценности (например, эссе «Максим Богданович»).
Поразительно, но она может лихо отреагировать на чей-то отзыв на спектакль, например, или на живописную работу. Кажется, что она, не раздумывая, бросается в полемику, отстаивая свои принципы, свое понимание.  При этом, думается, её не волнует, как это будет кем-то восприниматься, «что скажет Марья Алексевна».  Она с полемическим задором готова отстаивать то, что ей кажется чрезвычайно важным.
В круг её личностных и профессиональных пристрастий может попасть и научная литература. Так случилось с книгой известного гродненского историка  Черепицы В.Н. «От Волковыска до Харбина. Торгово-промышленная династия Скидельских (конец XIX - середина XX в.) в документах и материалах» (Гродненский университет, 2011 г.). Надо полагать, что Ирина не могла пройти равнодушно  мимо книги, где раскрывается  ранее неизвестная история семьи Скидельских, что родом из-под Гродно, – известных промышленников на Дальнем Востоке.  Но, с другой стороны, её заинтересовал  авторский подход историка («мне как раз интересен его личный взгляд, иногда любопытствующий, пристрастный, но всегда открытый для встречного обсуждения»).  Именно такая позиция свойственна самой Ирине Шатырёнок.  Каждая её публикация и даже реплика, конечно же, не могут не вызвать того самого «встречного обсуждения», желания возразить или хотя бы вступить в полемику.  Но именно этот подход и заложен и в публикациях Ирины, и, думается, в её характере. Все её творчество, вся её суть направлены на диалог, на открытость и на соучастие.  Это и есть качественная составляющая человеческого  бытия, которое, как известно,  всегда есть «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением эффективно общаться. Ирине Шатырёнок этого точно не занимать.
В период наступательной поступи массовой культуры, культивирования всего искусственного редко можно встретить нечто, что имеет отношение к естественному, не наносному.  Ирина Шатырёнок – тот человек, который «носит одежду» со своего, а не с чужого плеча, как и говорит  абсолютно своим  голосом, в котором слышатся интонации  эмоционального, чувствующего,  живо реагирующего  человека. В этих интонациях ощущается радость, горечь, раздражение, неприятие.  Но это лучше, чем унылая правильность, замешанная на равнодушии и безучастности.

5
1
Средняя оценка: 2.88889
Проголосовало: 270