Гонки по вертикали под «Наутилуса», «Короля и шута» и других рок-монстров…
Гонки по вертикали под «Наутилуса», «Короля и шута» и других рок-монстров…

«Лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, что не сделал, даже и не попробовал...»
Морозов В. Ершистый рокЪ ынд роллЬ. — Самара: ООО «Слово», 2024. — 592 с., илл. ISBN 978-5-6052871-0-0
«Музыку он возненавидел, а баян мечтал швырнуть с крутого обрыва так,
чтоб тот разлетелся вдребезги». Фраза из книги
Повесть основана на абсолютно реальных событиях, — решил я, читая сей, в общем-то, отнюдь не маленький байкерский фолиант. Да и как иначе — ведь согласитесь, дорогие друзья: невозможно беллетристически выдумать столь явные — тонкие и достоверные, технически выверенные, до винтиков-гаечек отточенные — детали. Но приступим…
«Кто знает, что такое всепоглощающая мечта? Мечта, которая жила в душе всегда, сколько себя помнишь? Не дающая спокойно есть, спать, занимающая все мысли днём и ночью?.. Мишкиной мечтой был мотоцикл. Ещё во времена учёбы в начальной школе <…> он мечтал о мотоцикле так, как не мечтал больше ни о чём. Свой велосипед он воспринимал исключительно как необходимую переходную ступень на пути к своей настоящей мечте. В иерархии ценностей Михаила мотоцикл занимал наивысшую позицию». — Ну, в принципе, объявив в увертюре романа сей манифест, В.Морозов ни на йоту не съехал с выбранной беллетристическо-приключенческой колеи. Главный персонаж строго идёт по ней, ну, разве что порой прерываясь на семейные перипетии, службу в армии, либо устроившись по необходимости на нелюбимую, но — крайне нужную (для пропитания) — работу типа самарского предприятия «ВЭМ». Хотя всё равно, все мысли и мечты — неизменно направлены на занятия мотокроссом, сборкой-разборкой, безбашенными «гонками по вертикали» – на выживание...
И поделом — ведь лично я, например, совсем не ведал и ранее не читал что-либо об этой увлекательнейшей стороне жизни: она же, в свою очередь, оказалась столь всеобъемлющей и практически незнакомой, что неподдельный интерес у публики должна вызвать непременно! В романе довольно много характерной терминологии, «блатного новояза», связующих «несвязностей» навроде специфически-технической дружбы батьки Вольного Опоссума Демидова с «мальцом» Гривневым. Один — гонщик-механик. Второй — мастер по шумным общажным посиделкам в тёплом кругу беспечных деффчонок. Что в итоге вылилось в создание рок-группы «Совесть нации». И, скажем так, ро́ковые, даже точнее, панк-рок дилеммы автор выдвигает с первых страниц:
- Есть ли разница: рок—панк-рок, рок—рок-н-ролл?
- Марки советских мотоциклов (других поначалу не было) как маркер перестроечной эпохи — чей аппарат лучше?
- Мелькают названия драйв-мото-рок-групп — какая круче?
- Вечная дилемма по объезду постов ДПС — какой дорогой рвануть от неминуемого возмездия? И т.д.
Да уж… Чего-чего, но собственно дорог, трасс, тропинок и хитрых лесных объездов в книге — пруд пруди. В том числе вокруг и сквозь — рек, полей, деревень и посёлков. Некое роуд-муви с элементами блокбастера наперевес с вестерновскими поджигой ли, «солево́й» двустволкой либо убойной вертикалкой на взводе…
Автор книжки — продюсер. Посему смотрит на описываемые рок-события как бы сверху, в объёмной перспективе: оптике всеобъемлющего бытописания. Он черкнул мне в комментах: «…я не пишу музыку и не являюсь музыкальным исполнителем, так что лично моего из музыки в принципе не бывает. Моя книга “Практика продвижения музыкальной группы” основана на личном опыте продюсирования музыкантов (в том числе и Федула Жадного), а не на опыте её исполнения».
Вот, кстати, один из его протеже — Федул Жадный:
Понятно, — углубляться в бессчётные мото-байкерские музыкальные аллюзии, названия рок-групп нет смысла. Единственно, что стоит упомянуть — это локацию все тех персонажей (их много!), о ком повествуется. В объективе — славный город Самара, его рок-н-ролльные пригороды-окрестноти — тут же окрестности Оренбургские, Саратовские, Ульяновские, также близлежащих районов суверенного ныне Казахстана etc.
Автор достаточно подробно затрагивает причины, приведшие к перестройке, — к тютчевскому слому веков: на примере одной семьи. И как вырастал, мужал и креп, и становился на ноги панк-рокер Демидов: детство-отрочество-юность — всё как полагается большим бытописателям — со времён наших уважаемых классиков.
Гербалайф-мормоны-ширево: «Получи гранату, старая грымза!»
Больша́я часть текста отдана детско-юношеским перипетиям, переросшим потом во взрослые смыслы, — под претенциозным заглавием «Анти». В том числе:
- Антиобщественность,
- Антишкола,
- Антиповедение — что хочу, то и делаю!
- Антивоспитание,
- Антипохудение,
- Антитрезвость,
- Антиверность,
- Антигород — только природа,
- Анти-менты — только анархия и свобода!
- Анти-анти-анти…
Быстро пролетели школьные годы. Наступил «взросляк» — с его новыми, уже далеко не детскими проблемами — опять-таки дилеммами. Тогда же и завязалось более плотное знакомство главного героя с местной музыкальной движухой — рок-панк сценой, довольно насыщенной и яркой. Перспективно-бесперспективной — в том ракурсе, мол, события мелькают, будто картинки в окне быстро летящего скорого поезда: друзья приходят и уходят, рок-бригады появляются-тают — первым осенним снегом...
Далее — пресловутая армия. От страданий-мучений нелёгкого периода «духов» — до королевского благополучия «дедовства». Подвернувшийся под руку «теневой» бизнес — вплоть до бутлегерства. Тут уместно присовокупить, дескать, в рассказе о военной службе, в сущности, всё банально, но — именно для тех, кто сам прошёл сей путь в свою пору. Тем же, кто помоложе, история их «бегающих-стреляющих» папулей, а для кого-то и дедулей, — будет чрезвычайно интересна: типа того что неужели, так разве можно было?! — Оказывается, да, можно, и даже нужно! Там все и всё: «Никита, Стас, Гена, Турбо и Дюша Метёлкин:
- Учебка
- Духи
- Черпаки
- Злорадные деды́
- Внезапные ночные подъёмы
- Стрельбы
- Все «красоты» службы — вплоть до суицида
- Тяжко-невыносимые марш-броки
- Как чмошник остаётся чмошником
- Как человек остаётся человеком в самых невыносимых обстоятельствах
- 100 дней до приказа…
Дабы лишний раз не спойлерить, подкину-ка некий памятный случай сорокалетней давности… Как одного провинившегося «духа» загнали на крышу пятиэтажки-казармы чистить снег. Очевидно — по всем традиционно-издевательским «дембельским нормам» никаких средств самосохранения ему было не положено: «Сделать и доложить!» — «дедо́вский» приказ не обсуждается.
Ну, паренёк-«дух» и почистил покатый настил: тихонько скользнувши вниз и — грохнувшись оземь, — увы, с концами. Подобных баек, будьте уверены, любой служивший (особенно в СА!) вам расскажет сонмы. Но у Морозова — истории похлеще, будьте уверены. И кстати, главы об армии вполне можно было бы выделить в отдельное повествование — и даже книгу! — настолько самоценны, оригинальны. Настолько они выписаны со знанием специфик и, собственно, материальной части. Но кто бы сомневался, ведь Вадим Евгеньевич Морозов — профессиональный военный.
В общем, весь рок-н-ролльный набор весёлого, и не очень, времяпрепровождения — у вас перед глазами, дорогой читатель: в кармане! Тут и мощные байк-фестивали, и рок-концерты, и всё — в связке и порознь — являет нам реальный мир андеграундного бытия большой, значительной части нашего молодого социума, но…
Время проходит. И героям книги уже под «сраку лет». Но — как и раньше — никто из них не собирается сдаваться, кукситься, унывать и киснуть. А — всё это богатое наследство эмоций, притязаний-амбиций, весёлых соревнований, покатушек (и даже в обычной ванне), звериной ненависти к врагу и дружеского братства навек — передаются детям. Которые тоже уже подросли. И у которых всё-всё — впереди. А конкретно — непрекращающийся «рокЪ ынд роллЬ» и — космически-неумирающее объединение неспокойных антигламурных байкеров — Драйв Мото Братство «Ёрш»!
Аннотация на книгу здесь