Приватный интерес

Игорь Коломойский провоцирует топливный кризис на Украине

.

Уже который день четверть заправок на Украине не работает якобы по причине всеобщей инвентаризации. Топливный кризис украинцам устроила группа «Приват», подконтрольная губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому. В чем реальная причина такого «подарка» от олигарха, заигравшегося в войну против своих.

.

Группа «Приват», одним из основных акционеров которой является олигарх и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, остановила продажу топлива на всех своих 1600 АЗС, сообщает издание «Лигабизнесинформ». По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», сеть АЗС группы «Приват» состоит из 1540 АЗС, что составляет около 25% АЗС Украины. Коломойский управляет крупнейшей сетью АЗС на Украине, работающей под брендами «Авиас», «Укрнафта», «Мавекс», ЗНП, «Сентоза» и ANP.

.

Логично, что одновременная остановка этих заправок вызвала очереди за топливом в ряде регионов. С дефицитом нефтепродуктов украинцы сталкиваются особенно остро в тех регионах, где «Приват» занимает полумонопольную долю рынка, а именно в Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Черновицкой, Черниговской, Сумской, Черкасской, Ровенской, Кировоградской, Одесской, Николаевской, Херсонской и Хмельницкой областях. Так, по данным «А-95», в Запорожской области «Приват» занимает почти половину рынка АЗС, а в большинстве регионов – треть рынка.

.

После того как сети АЗС «Авиас» и ANP, принадлежащие Коломойскому, перестали отпускать топливо, среди пользователей в соцсетях началась настоящая паника, сообщает Пресса Украины. При этом на заправках других сетей бензин спокойно отпускают без каких-либо проблем.

.

Официальная причина

.

В официально озвученной «Приватом» версии говорится о якобы банальной инвентаризации, проводимой на заправках группы. При этом, когда она закончится, не говорится. Представители компании также пытаются успокоить, что после переучета товара повышения цен на топливо не будет.

.

Замгубернатора Днепропетровщины Борис Филатов на своей странице в «Фейсбуке» тоже попытался успокоить своих подписчиков: на автозаправках «переучет» и не более. «Ни повышения цен, ни топливного кризиса, ничего страшного!» – заявляет Филатов. И посоветовал особенно нервным «перестать истерить», так как «скоро откроются заправки».

.

Однако в официальную причину всеобщей инвентаризации ни СМИ, ни эксперты не верят. Во-первых, «инвентаризация» идет уже третий день. Продажу нефтепродуктов остановили в полдень 23 июля. Во-вторых, некоторые СМИ уверяют, что кому надо бензин на заправках Коломойский все-таки выдает, причем по советской системе – по талонам.

.

Кроме того, розничная сеть «Привата» оформлена на более чем 60 юрлиц (по данным «А-95»), которые вдруг одновременно решили провести инвентаризацию, что вызывает недоумение. И, наконец, это уже не первая псевдоинвентаризация АЗС Коломойского.

Нехватка импортного топлива

.

Выдвигается сразу несколько версий произошедшего. В качестве одной из причин остановки АЗС украинские СМИ называют сокращение импорта топлива на Украину. Уже к середине июля на границе скопилось 13% месячных потребностей страны в бензине, которые не могут попасть к украинским потребителям.

.

Причем эта проблема была создана не извне, а действиями самой украинской власти. Они ввели с 10 июля новые таможенные правила для импортного топлива. Если раньше, чтобы оценить стоимость бензина, продавцы могли обратиться на выбор в одну из 100 лабораторий, то теперь оценкой позволено заниматься одной-единственной государственной лаборатории «Масма». Она одна просто не в состоянии сделать все необходимые анализы. Более того, стоимость такой экспертизы неожиданно выросла сразу в 6,5 раз: с 2 тыс. гривен (160 долларов) до 13 тыс. гривен (более 1 тыс. долларов).

.

Импорт составляет 85% поставок бензина на Украину, поэтому эксперты ожидали дефицита в стране и роста цен на топливо. В итоге это случилось, правда, по личной инициативе одного украинского олигарха, спонсирующего собственный отряд военных.

.

Однако эта версия выглядит тоже не очень состоятельной, потому что в структуре продаж «Привата» импортное топливо составляет максимум 20%, а все остальное – это бензин, который производится на Кременчугском НПЗ, принадлежащем «Привату». Более того, нефть для переработки на этом НПЗ добывается «Укрнафтой», которая принадлежит той же группе Коломойского.

.

«Объективных причин для подобного шага в виде нехватки топлива не существует. Группа «Приват» контролирует крупнейший в стране Кременчугский НПЗ, который работает стабильно и перерабатывает украинскую нефть», – подтверждают эксперты «Консалтинговой группы А-95». Нет проблем у Коломойского и с импортом бензина. «Группа импортирует нефтепродукты и контролирует крупнейшие морские нефтеперевалочные комплексы в Одессе и Ильичевске, что позволяет ей полноценно обеспечивать поставки топлива для собственной сети», – говорят в «А-95».

.

Давит на Порошенко

.

Еще одна версия, почему Коломойский остановил продажу бензина на своих заправках, заключается в попытке надавить на государство для решения ряда бизнес-вопросов в свою пользу. И это выглядит уже ближе к истине.

.

Во-первых, Коломойский может добиваться того, чтобы переработка технологической нефти, извлеченной компанией «Укртранснафта» из нефтепроводов, на мощностях «Укртатнафты», шла на условиях группы, указывают в «А-95».

.

Во-вторых, Коломойский может добиваться, чтобы правительство не приняло законопроект о повышении ренты на добычу нефти, так как «Приват» контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию страны «Укрнафта», а ей это невыгодно. Сейчас плата за недропользование составляет 28% его стоимости для газа с глубины до 5 км и 15% его стоимости с глубины более 5 км. Однако кабмин хочет увеличить ренту до 70% за добычу нефти и газа, который реализуется не для нужд населения.

.

Или, наконец, Коломойский не хочет платить 1,3 млрд дивидендов от деятельности «Укрнафты», как того требует правительство Украины. Дело в том, что около 50% (563 АЗС) принадлежит «Укрнафта», в котором у государства контрольный пакет (50% плюс одна акция). «Приватовский» менеджмент в основном блокирует принятие решений по выплате дивидендов. Но для прошлых правительств Тимошенко и Азарова Коломойскому пришлось раскошелиться, хотя ему и тогда не сильно этого хотелось.

.

Так, решения о выплате дивидендов «Укрнафтой» принимались в 2008 и 2010 годах. Не случайно «инвентаризация», схожая с нынешней, была произведена «Приватом» в Днепропетровске в первом квартале 2008 года, плюс массовая остановка реализации в сети произошла в Сумах летом 2010 года. Об этом напоминает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Но тогда псевдоинвентаризация не помогла: государство все же получило свою долю прибыли.

.

На такой исход, вероятно, рассчитывает и нынешнее правительство, которое крайне обеспокоено пустой казной. Даже деньги, выделенные на войну, в бюджете закончились, причем еще 1 июля (не говоря уже о том, что нечем платить зарплаты бюджетникам, что, впрочем, сейчас меньше всего беспокоит украинских держателей власти).

.

В этом месяце на войну приходится тратить уже и так крайне истощенные бюджетные резервы страны. На это недавно жаловался министр финансов Украины Александр Шлапак. Так, месяц работы АТО, по его словам, обходится в 1,5 млрд гривен (130 млн долларов), тогда как в резервном фонде осталось всего около 530 млн гривен (это в три раза меньше, чем надо для месячной работы АТО).

.

Финансирование АТО в августе реально под угрозой, потому что накануне в Раде не прошло очередное урезание расходов бюджета на 10 млрд гривен (834 млн долларов) и увеличение доходов на 21 млрд гривен (1,75 млрд долларов) за счет снятия льгот с уплаты налога на прибыль и НДС. Это было необходимо, чтобы найти деньги для силовой операции. Даже премьер-министр Украины Арсений Яценюк не выдержал этого, подав в отставку.

.

Ценный военный ресурс

.

Учитывая, с одной стороны, отсутствие денег в бюджете на войну, а также угрозу дефицита топлива в стране, с другой – желание самого Коломойского продолжать «собственную» гражданскую войну во что бы то ни стало, нельзя исключать и военную причину остановки «приватских» АЗС. Ведь топливо является не менее важным, чем просто наличие БТР или Су-24 или возможности платить довольствие служивым.

.

Поэтому, возможно, Коломойский решил отказать гражданам Украины в покупке бензина, припрятав его для собственных военных нужд. С запасами топлива и денежными мешками олигарх застраховал свое войско от всех проблем, кризисов и неурядиц.

.

Генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев, как и эксперты «А-95», сразу отбрасывает официальную версию про инвентаризацию. Но и вопрос дивидендов, по его мнению, тут ни при чем, так как это корпоративная история. «Вряд ли имеют смысл и разговоры о нехватке топлива для военных нужд, потому что столь острого дефицита топлива в стране нет», – полагает также эксперт.

.

По его мнению, наиболее вероятная причина в том, что Коломойский таким образом предупреждает власти, чтобы они не повышали налоги на добычу полезных ископаемых нефти и газа.

.

«Остановка такого числа заправок может привести к ажиотажному спросу на топливо и повышению цен на 5–10% в лучшем случае. Понятно, что в каких-то регионах без его заправок люди вообще не смогут обойтись, и таким образом правительство вполне может пойти на уступки олигарху», – говорит Дмитрий Раннев. Кроме того, Коломойский тратит значительные личные средства на поддержку армии, и таким образом дает понять, что властям не стоит лишать его доходов из-за новой налоговой политики, добавляет он.

.

«Такое столкновение личных и государственных интересов неизбежно, когда бизнес и власть сосредоточены в руках одного человека, тогда как в цивилизованном государстве активы отдаются в траст, чтобы не было пересечений с властью. Если дело тут действительно в налогах, то Коломойский таким образом противопоставляет себя властям в Киеве, что может вызвать конфликт между вчерашними союзниками», – резюмирует Дмитрий Раннев из GKFX.

5
1
Средняя оценка: 2.82353
Проголосовало: 238