Пришёл Спас – всему час

Пришел Спас – всему час
(6/19 августа – Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)
В Преображении Господнем таинственная Божественная сущность Того,  Кто еще звался Назарянином, внезапно стала видимой для трех избранных Им Самим учеников, - или, на языке Церковной словесности, эта Сущность проступи¬ла сквозь плотское естество Иисуса. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели Сына, облик  Ко-торого просиял «яко солнце», «одежды Его сделались бли¬стающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить При этом Апостолы явственно ощутили на себе «благодать Духа Святаго, приходящую, что умный свет, принося обрадование» (по словам св. Симеона Нового Богослова). А когда, на мгновение проникнувшись этим Светом, Петр вос¬кликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть, - для него и для Иакова с Иоанном стал внятен и голос Отца Небесного: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (от Матфея,17,4).
Автор Третьего Евангелия св. апостол Лука в своем описании Преображения приводит три важнейших подробности: «вид лица» Господа изменился во время молитвы; Пророки Моисей и Илия беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надле¬жало совершить в Иерусалиме» (Лука,9,31); сами же ученики – «отягчены были сном» и это как бы  предвещало непреодолимую черную дремоту, что вскоре навалится на апостолов в ночном Гефсиманском саду.
«Радостью исполнились Пророки и Апостолы, - говорит преп. Ефрем Сирин. - Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которо¬го прежде не видели, радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели.».
Преображение Господне выпало на канун ветхозаветного праздника Кущей, называемого «праздником радости нашей», «праздником света» и проч. В эти дни, по древнему обычаю, верующим  следовало пребывать в шалашах из ветвей- «кущах», что знаменовало отчас¬ти - бренность, непрочность и временность всего земного. Но вместе с тем праздник Кущей - это и окончание тяжкого многомесячного труда земледельцев, сбор урожая.
«Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии, - предложил Петр, «ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (от Марка, 9, б). Ему, - да и братьям Зеведеевым, т.е. Иакову и Иоанну, - так не хо¬телось больше никаких трудов, горестей, так хотелось забыть страшные слова, произнесенные Наставником только неделю назад: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой...». По определению еп. Кассиана (Безобразова) Петр таким образом попытался удержать Преображение: ведь если рядом – Христос,  Сын Бога Живаго, и Моисей, и Илия, олицетворяющие Закон Божий и Пророков, то стадо быть - Царство Божие «при дверях есть»: оно либо уже наступило, либо вот-вот наступит, и не нужно больше идти в этот жестокий каменный Иерусалим, над которым за¬висло раскаленное марево, и можно остаться здесь - в зеленой, цветущей Галилее, на горе Фаворской...
Церковная традиция, восходящая по крайней мере к III столетию хрис¬тианской эры, отождествляем место Преображения Господня с горою Фавор, в южной части Галилеи.
«Фаворская гора, земное небо, восторг души и насыщение очес православных: ибо некая божественная благодать соприсутствует, осеняющая го¬ру, что и вдыхает радость духовную», - писал некогда грек-критянин, автор паломнических записок  Иоанн Фока; его посещение Святых Мест Палестины пришлось на 1187 год. Трудно сказать, что именно увидел он на горе Фаворской: в некоторых источниках указывается, что еще в 1181 году войска халифа Саладдина разрушили та¬мошние монастыри и храмы, насельников - перебили, а на развалинах пост¬роили крепость для отражения- нападений крестоносцев.
«В 1217 году состоящие из поклонников толпы крестоносцев ополчились под начальством королей: Венгерского Андрея, Кипрского Угона и Иерусалимского Иоанна, расположились в день Св. Андрея лагерем у по¬дошвы Фаворской горы, против крепости на вершине лежащей» - рассказывает профессор богословия Вениамин Иоаниди, автор некогда знаменитого описания Святой Земли. - Сарацинский гарнизон, как скоро увидел войско крестоносцев приближающимся, пошел ему навстречу у ворот крепости... . Многие кавалеры Орденов Святого Иоанна и Храма пали мертвыми без всякого успеха...».
Столетием раньше прославленный «игумен земли русской» Даниил упоминает в своем «Хождении» о храмах на Фаворе: «Есть же на самом версе горы место высоко, аки горка каменна, мала, островерха, и на том месте преобразился есть Христос-Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображенья, а другая во имя святых пророк Моисея и Илии.».
Все это  впоследствии исчезло стараниями разрушителей, и лишь в XIX столетии на Фаворе был построен греческий православный храм, где можно видеть сле¬ды сооружений времен святой Царицы Елены, матери св. равноапостольного Императора Константина. Путеводитель для русских паломников, изданный в 1894 г. в Одессе рассказывает: «Почти час употребляют поклонники, чтобы подняться на свя¬щенную вершину горы Преображения. У ограды греческого монастыря караван встречается с колокольным звоном и поклонники идут прямо в храм... . Поклонившись святыне, богомольцы располагаются в ограде монастыря, кто как может. Все здание обители, даже храм растворяется настежь для прию¬та далеких странников. Вечером наши русские иеромонахи, в сослужении всей братии Фаворской, духовных лиц из числа поклонников и в присутст¬вии Митрополита[Назаретского – ЮМ] правят всенощную, а потом уж, под  утро, литургию на славянском языке.».
Сияние Фаворского, -  несозданного, несотворенного, - света, сов¬сем рядом с людьми, спящими и грешными - содержит в себе  обетование: «невозможно Ему не просветить тех, кто достойным образом участвует в Божественном сиянии Его Тела внутри нас»,- пишет святой Григорий Палама.  Именно так блаженный Батюшка  Серафим  Саровский сподобил  своего Н.А. Мотовилова стать тайнозрителем и соучастником пребывания в Свете Преображения. «Представьте себе, в середине солнца, в самой блистатель¬ной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающе¬го. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, но не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, и озаряющий ярким блеском сво¬им снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и Великого Старца»,- рассказывал о случившемся  Мотовилов.
В продолжение ветхозаветного обычая, на Преображение освящаются плоды земные - колосья пшеницы и виноград, «понеже от того бывает ви¬но, на совершение безкровной жертвы приемлемо». В России, конечно же,  святят  яблоки, - но в русских храмах Святой Земли-Палестины, на «Спаса яблочного», поближе к отпусту литургии, (как хорошо запомнил автор этих строк) ставят у амвона тяжеленную овальную корзину, полную веских, кучных, медового оттенка виноградных гроздьев, собранных на старом винограднике русского участка в Хевроне возле Дуба Мамврийского...
6/19 августа – Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
.
В Преображении Господнем таинственная Божественная сущность Того,  Кто еще звался Назарянином, внезапно стала видимой для трех избранных Им Самим учеников, - или, на языке Церковной словесности, эта Сущность проступила сквозь плотское естество Иисуса. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели Сына, облик Которого просиял «яко солнце», «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить При этом Апостолы явственно ощутили на себе «благодать Духа Святаго, приходящую, что умный свет, принося обрадование» (по словам св. Симеона Нового Богослова). А когда, на мгновение проникнувшись этим Светом, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть, - для него и для Иакова с Иоанном стал внятен и голос Отца Небесного: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (от Матфея,17,4).
.
Автор Третьего Евангелия св. апостол Лука в своем описании Преображения приводит три важнейших подробности: «вид лица» Господа изменился во время молитвы; Пророки Моисей и Илия беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лука,9,31); сами же ученики – «отягчены были сном» и это как бы  предвещало непреодолимую черную дремоту, что вскоре навалится на апостолов в ночном Гефсиманском саду.
.
«Радостью исполнились Пророки и Апостолы, - говорит преп. Ефрем Сирин. - Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели, радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели.».
.
Преображение Господне выпало на канун ветхозаветного праздника Кущей, называемого «праздником радости нашей», «праздником света» и проч. В эти дни, по древнему обычаю, верующим  следовало пребывать в шалашах из ветвей - «кущах», что знаменовало отчасти - бренность, непрочность и временность всего земного. Но вместе с тем праздник Кущей - это и окончание тяжкого многомесячного труда земледельцев, сбор урожая.
.
«Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии, - предложил Петр, «ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (от Марка, 9, б). Ему, - да и братьям Зеведеевым, т.е. Иакову и Иоанну, - так не хотелось больше никаких трудов, горестей, так хотелось забыть страшные слова, произнесенные Наставником только неделю назад: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой...». По определению еп. Кассиана (Безобразова) Петр таким образом попытался удержать Преображение: ведь если рядом – Христос,  Сын Бога Живаго, и Моисей, и Илия, олицетворяющие Закон Божий и Пророков, то стадо быть - Царство Божие «при дверях есть»: оно либо уже наступило, либо вот-вот наступит, и не нужно больше идти в этот жестокий каменный Иерусалим, над которым за¬висло раскаленное марево, и можно остаться здесь - в зеленой, цветущей Галилее, на горе Фаворской...
Церковная традиция, восходящая по крайней мере к III столетию христианской эры, отождествляем место Преображения Господня с горою Фавор, в южной части Галилеи.
«Фаворская гора, земное небо, восторг души и насыщение очес православных: ибо некая божественная благодать соприсутствует, осеняющая гору, что и вдыхает радость духовную», - писал некогда грек-критянин, автор паломнических записок  Иоанн Фока; его посещение Святых Мест Палестины пришлось на 1187 год. Трудно сказать, что именно увидел он на горе Фаворской: в некоторых источниках указывается, что еще в 1181 году войска халифа Саладдина разрушили тамошние монастыри и храмы, насельников - перебили, а на развалинах пост¬роили крепость для отражения- нападений крестоносцев.
.
«В 1217 году состоящие из поклонников толпы крестоносцев ополчились под начальством королей: Венгерского Андрея, Кипрского Угона и Иерусалимского Иоанна, расположились в день Св. Андрея лагерем у подошвы Фаворской горы, против крепости на вершине лежащей» - рассказывает профессор богословия Вениамин Иоаниди, автор некогда знаменитого описания Святой Земли. - Сарацинский гарнизон, как скоро увидел войско крестоносцев приближающимся, пошел ему навстречу у ворот крепости... . Многие кавалеры Орденов Святого Иоанна и Храма пали мертвыми без всякого успеха...».
.
Столетием раньше прославленный «игумен земли русской» Даниил упоминает в своем «Хождении» о храмах на Фаворе: «Есть же на самом версе горы место высоко, аки горка каменна, мала, островерха, и на том месте преобразился есть Христос-Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображенья, а другая во имя святых пророк Моисея и Илии.».
.
Все это  впоследствии исчезло стараниями разрушителей, и лишь в XIX столетии на Фаворе был построен греческий православный храм, где можно видеть следы сооружений времен святой Царицы Елены, матери св. равноапостольного Императора Константина. Путеводитель для русских паломников, изданный в 1894 г. в Одессе рассказывает: «Почти час употребляют поклонники, чтобы подняться на священную вершину горы Преображения. У ограды греческого монастыря караван встречается с колокольным звоном и поклонники идут прямо в храм... . Поклонившись святыне, богомольцы располагаются в ограде монастыря, кто как может. Все здание обители, даже храм растворяется настежь для приюта далеких странников. Вечером наши русские иеромонахи, в сослужении всей братии Фаворской, духовных лиц из числа поклонников и в присутствии Митрополита [Назаретского – ЮМ] правят всенощную, а потом уж, под  утро, литургию на славянском языке.».
.
Сияние Фаворского, -  несозданного, несотворенного, - света, сов¬сем рядом с людьми, спящими и грешными - содержит в себе  обетование: «невозможно Ему не просветить тех, кто достойным образом участвует в Божественном сиянии Его Тела внутри нас»,- пишет святой Григорий Палама.  Именно так блаженный Батюшка  Серафим  Саровский сподобил  своего Н.А. Мотовилова стать тайнозрителем и соучастником пребывания в Свете Преображения. «Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, но не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и Великого Старца»,- рассказывал о случившемся  Мотовилов.
.
В продолжение ветхозаветного обычая, на Преображение освящаются плоды земные - колосья пшеницы и виноград, «понеже от того бывает вино, на совершение безкровной жертвы приемлемо». В России, конечно же,  святят  яблоки, - но в русских храмах Святой Земли-Палестины, на «Спаса яблочного», поближе к отпусту литургии, (как хорошо запомнил автор этих строк) ставят у амвона тяжеленную овальную корзину, полную веских, кучных, медового оттенка виноградных гроздьев, собранных на старом винограднике русского участка в Хевроне возле Дуба Мамврийского..
.
Изображение: "Преображение", Джованни Беллини.
5
1
Средняя оценка: 2.72115
Проголосовало: 208