Бронзовый юноша-поэт

…У меня в квартире среди самых различных безделушек и сувениров, привезённых из других городов, бережно хранится металлическая статуэтка – копия памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову в Петербурге. Вещица сама по себе редкая – таких теперь уже не делают. Крайне любопытна и история оригинала – последнего произведения монументальной пластики дореволюционной России. Памятника, который вроде и есть, но который, в сущности, почти не известен.

В сознании образованной публики давно и прочно укоренились такие понятия, как «пушкинский Петербург», «гоголевский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока и Ахматовой». А что насчёт Лермонтова? Северная Венеция, конечно, не была в числе ведущих тем в творчестве Михаила Юрьевича, но этот «непостижимый город» всё же не оставил его равнодушным. Поэт создал один из лучших романтических пейзажей столицы:

.

Над городом немыслимые звуки,

Как грешных снов нескромные слова,

Неясно раздавались, и Нева,

Меж кораблей, сверкая на просторе,

Журча, с волной их уносила в море.

Задумчиво столбы дворцов немых

По берегам теснилися, как тени,

И в пене вод гранитных крылец их

Купалися широкие ступени.

.

Именно в Петербурге Лермонтов окончательно сформировался как непревзойдённый литератор и художник-любитель.

На невских берегах нам известно более двух десятков мемориальных лермонтовских адресов. Одно из них – бывшее Николаевское кавалерийское училище, а прежде ещё именовавшееся Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лермонтов, как мы знаем, обучался в Школе в течение двух лет и был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

До 1839 года заведение располагалось на Исаакиевской площади (ныне здесь находится Мариинский дворец), потом переехало к Обводному каналу, на Ново-Петергофский проспект. Хотя Михаил Юрьевич, покинувший Школу раньше, в новом здании никогда не бывал, Николаевское училище чрезвычайно бережно относилось к его памяти. В 1883 году по почину начальника училища генерал-майора А. А. Бильдерлинга, здесь организовали первый в России Лермонтовский музей, ставивший своей задачей «собрать всё, что только было есть и будет найдено, напечатано и приведено в известность относительно личности и деятельности М.Ю. Лермонтова».

.

В 1910 году российская общественность начала подготовку к 100-летнему юбилею со дня рождения гениального поэта. Одной из составляющих предстоявшего торжества должно было стать открытие достойного памятника Лермонтову в Санкт-Петербурге.  Начальник Николаевского кавалерийского училища генерал-майор Л. В. де Витт выступил с инициативой установки такого монумента именно перед зданием училища и возглавил Комитет по сооружению памятника. Городская Дума поручила членам Комитета вести все денежные и творческие дела. Первый тур конкурса проектов будущего монумента, в котором могли принять участие все желающие, результатов не дал. Между тем сбор пожертвований на строительство шёл весьма хорошо. Жертвовали и бывшие воспитанники Николаевского училища, и правительственные организации, и частные лица…

Сбор средств стал делом чести и для тогдашних воспитанников Николаевского училища. С разрешения начальства, юнкера (эскадрона и казачьей сотни) три дня подряд устраивали в Михайловском манеже конноспортивные праздники. Билеты продавались от 50 копеек и выше, однако некоторые, зная, куда пойдут деньги, платили за билет 10-15 рублей.

На этих праздниках воспитанники показывали своё искусство в вольтижировке, джигитовке и многих других упражнениях на лошадях и гимнастических снарядах. Номера исполнялись настолько красиво и легко, что превосходили трюки цирковых артистов. Были продемонстрированы лихая рубка, стрельба на полном скаку в цель, всяческие упражнения с пиками, живые пирамиды на конях. Было показано так называемое «живое солнце», когда юнкер вертелся на пике, которую держали два его товарища, скачущие на лошадях.  Зрители могли увидеть разные военные игры – «Алой и Белой розы», в «лисичку» и др., а также конные карусели, наследниц рыцарских турниров. Венцом мероприятия стал парадный выезд юнкеров в исторических формах русской кавалерии. Петербуржцы буквально ломились в манеж, публика не только сидела, но и стояла в проходах. Гремели оркестры, аплодисменты, крики – браво, брависсимо, бис…

Тем временем были подведены итоги второго тура конкурса. Лучшим признали проект скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова: Лермонтов, завернувшись в шинель, с непокрытой опущенной головой стоит на высоком постаменте в виде скалы. Однако полного одобрения эта работа не получила. После ряда обсуждений для столицы утвердили другой проект, подготовленный Б. М. Микешиным, авторство которого скрывалось под девизом «Полигимния и Марс».

…Борис Михайлович Микешин, сын известного живописца, графика и ваятеля, академика Михаила Осиповича Микешина, специального художественного образования не получил и всю жизнь оставался талантливым дилетантом. В молодости довелось ему поработать банковским служащим в провинции, в 1904-1905 годах, во время Русско-Японской войны, сражался добровольцем в Манчжурии. Как скульптор-монументалист Микешин впервые заявил о себе в 1908-м, когда выиграл конкурс на памятник «Павшим при штурме турецкой крепости Карс», который и был впоследствии воздвигнут.

В пояснительной записке к проекту лермонтовского монумента Борис Михайлович, между прочим, указывал: «Несмотря на более чем незначительную сумму  (30 000 р.), ассигнованную Комитетом на сооружение памятника, автор решил скомпоновать проект возможно богаче, чтобы памятник был небанален и достоин великого поэта». Михаил Юрьевич был изображён сидящим на парковой скамье в полной гусарской форме и небрежно накинутой на плечо шинели. Правой рукой он придерживает на колене закрытую книгу; Лермонтов, будто только что оторвался от чтения и устремил вдаль задумчивый и мечтательный взгляд. Надо, безусловно, признать, что подобный памятник выглядит более подходящим для Петербурга, чем романтический образ поэта, стоящего на скале.

.

И вот настал день торжественной закладки памятника – 1 октября 1913 года. В сквере перед зданием кавалерийского училища, украшенном флагами, собрались многочисленные депутации. Здесь можно было увидеть представителей воинских частей и Михайловской артиллерийской академии, Университета и Академии наук, Академии художеств и Александровского Лицея, Училища правоведения и императорских театров. Церемонию почтил своим присутствием и главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович, известный как поэт К. Р. После традиционного молебна гости проследовали в Белый (актовый) зал училища, где в глубине на возвышении вся увитая зеленью стояла гипсовая позолоченная модель памятника в натуральную величину. Эту модель несколько месяцев перед тем держали на  месте, предназначенном для монумента, дабы каждый мог ознакомиться с будущим сооружением.

Торжество шло своим порядком. Речи, приветствия. Неожиданно по рядам присутствовавших пробежал благоговейный шёпот – в зал вступил маститый старец. Все узнали академика Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского, бывшего воспитанника Николаевского училища, прославленного учёного, члена Государственного Совета. Пётр Петрович оставался в ту пору единственным из живущих, кто видел Лермонтова – было это в 1837 году. Десятилетний мальчик сначала повстречал Михаила Юрьевича у гроба А. С. Пушкина, на Мойке, 12; несколько позднее в гостях у своего дяди. Своими воспоминаниями Семёнов-Тянь-Шанский и поделился с гостями торжества. Под занавес было объявлено о решении городской Думы переименовать Ново-Петергофский проспект в Лермонтовский. Идея сия оправдывалась помимо прочего ещё и тем, что поэт одно время проживал тут, а именно в доме № 8/10.

.

Открыть монумент предполагали в первых числах октября 1914 года – к столетию со дня рождения Лермонтова. Однако все планы нарушила начавшаяся Первая мировая война. Б.М. Микешин тогда по заказу дирекции Кавказских Минеральных Вод работал ещё над одним памятником поэту – обелиском на месте трагической дуэли близ Пятигорска.

Прошло ещё несколько времени. Наступило 9 мая 1916 года. В сей ветреный, хотя и солнечный, день состоялось, наконец, открытие лермонтовского памятника в Петербурге, уже почти два года, кстати, ставшего Петроградом. Народу на церемонию пожаловало не слишком много, однако всё было обставлено в высшей степени пристойно. Общая композиция монумента произвела огромное впечатление. Полутораметровая фигура поэта (исполненная на столичном бронзолитейном заводе К. Робекки) покоилась на пьедестале из красного полированного гранита. По сторонам от него – гранитные же полукруглые скамьи, заканчивающиеся декоративными светильниками на львиных лапах. Пьедестал украшали бронзовый барельеф с воинской арматурой и лирой и большие накладные литеры: М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ. Еще ниже – даты: 1814 – 1841. На задней стороне пьедестала перечислены основные произведения поэта.

.

…Микешин с честью выполнил свой долг, но мы ещё не полностью оценили сделанный им вклад в российскую монументальную лермонтовиану. Памятник никогда  не пользовался повышенным вниманием ни у гостей Северной Пальмиры, ни даже у самих ленинградцев. Возможно, всё это объясняется тем, что статуя установлена не в центре города, а возле Обводного канала.

Впрочем, надеемся, равнодушие горожан, наконец, сломлено. В 2004-м Петербургский Государственный музей городской скульптуры взялся за капитальную реставрацию памятника. Необходимость этого назрела давно: сооружение портили не только климат и естественное старение, но, к сожалению, и вандализм.

В этот год – год 200-летия со дня рождения гения нашей словесности - сквер возле монумента, разумеется, станет одним из мест лермонтовских празднеств.

5
1
Средняя оценка: 2.68
Проголосовало: 300