«Космонавт Леонов из ракеты к звёздам выходил на рандеву»

День 18 марта 1965-го стал необычным не только для советского общества, но и для всего мира. И причиной тому срочное сообщение ТАСС: «Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо». За этими скупыми строчками официального заявления стоит настоящий подвиг - подвиг всего советского общества и подвиг советского человека, сына российской и украинской земли, имя которому Алексей Леонов.

.

Картина Алексея Леонова, посвященная его выходу в открытый космос.

.

Не прошло и четырех лет с того дня, как появилось историческое сообщение о полете Юрия Гагарина «Первый в космосе», как новое сообщение о подвиге советской космонавтики, стало очередной мировой сенсацией. Это значимое событие было столь весомым для мировой истории, что, даже, хрестоматийный «Крокодил» не удержался, чтобы не высказать свое мнение о «космической прогулке» советского человека.

.

.

.

А поэт Игорь Иванович Тарабукин этому мировому событию посвятил такие строки стихотворения «Космическая прогулка»:

.

Это не фантазия поэта,

Это было нынче наяву:

Космонавт Леонов из ракеты

К звездам выходил на рандеву!

.

Вот только назвать этот подвиг «космической прогулкой» невозможно, ведь та «прогулка», ставшая мировой сенсацией, была чрезвычайно тяжелой и опасной работой. Все делалось впервые, и успех этого подвига мог быть и катастрофическим. Но главное, как говорится, все прошло «на ура», хотя «за кадром» оставались тревожные минуты неизвестности и опасности.

После триумфального полета советского человека в космос, когда имя Юрия Гагарина и «Первый в космосе» стали единым словосочетанием, «на повестке дня» советских космонавтов и американских астронавтов стоял один вопрос – кто первым выйдет в открытый космос. А вопрос, действительно, был сложный – ведь выход в открытый космос тогда, это был путь  в неизвестность. Известно было лишь то, что  выход в открытый космос был не только неизвестностью по теории, но и опасным по сути. Возможное столкновение с любым кусочком космического мусора, несущегося на скорости свыше десяти раз скорости снаряда, привело бы к мгновенной смерти космонавта. Кроме того, выход человека в космос тогда был равносилен выходу человека в преисподнюю, а что там – не знал, ни сам космонавт, ни конструкторы. И помимо всего этого – была колоссальная психологическая и эмоциональная нагрузка, последствия которой, не мог предугадать никто. Как и опасность того, что мог оторваться крепежный трос, могла прекратиться подача кислородной смеси. Словом, вопросов об опасности было во много раз больше, чем уверенности в успехе… И тем не менее, на экипаж «Восхода-2» и на Алексея Леонова конкретно была возложена  задача, которую «космической прогулкой» никак назвать нельзя…

Уже на втором витке полета в 11 часов 34 минуты 51 секунду в тот день 18 марта Алексей Леонов, пройдя шлюзовую камеру корабля, вышел в открытый космос. Когда впервые в мировой истории человек вышел в открытый космос, все телеканалы всего мира, через трансляцию советского Интервидения показали изображения советского космонавта парящего на фоне Земли. Пульс Алексея Леонова в этот момент был 164 удара в минуту. А Павел Беляев в те же минуты произнес свои исторические слова: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» Всего пять с половиной метров фала отделяли Алексея Леонова от борта родного и надежного корабля.

.

ihoraksjuta: Краткая история освоения космоса. Часть 2

Первый человек в открытом космосе.

.

Всего 12 минут и девять секунд продолжалась эта «космическая прогулка», но чего это стоило и Леонову, и Быкову, и руководителю полетов Королеву, стало известно  лишь недавно. Наступил не менее сложный этап возвращения на борт. Но то, что проводилось и прогнозировалось на Земле, не могло быть применено в невесомости. Сначала потерял гибкость кислородный шланг, затем стал «деревянным» сам скафандр. Для возврата на борт «Восхода» требовалось заходить через шлюзовую камеру вперед ногами, как этого требовали наставления по выходу в космос и заходу на борт. Но как известно еще со времен Льва Толстого: «Написали на бумаге, да забыли про овраги…», не все написанное выполнимо. Пять попыток войти в шлюзовую камеру оказались безуспешными. Прошло уже пятнадцать минут, а кислорода для проведения эксперимента в открытом воздухе было всего на двадцать минут…

Несмотря на ограничение Леоновым потребляемого кислорода, в связи с повышением пульса, расход был высоким. И тогда, Сергей Павлович Королев, как руководитель полетов, сказал: «Действуй сам, по обстоятельствам». Алексей Архипович Леонов стравил воздух из скафандра до самого минимума, заставил скафандр стать плотно облегающим тело, и зашел в шлюз-камеру вперед головой. На последних глотках кислорода Леонов закрыл передний входной люк. Можно было не только доложить о выполнении задания мирового значения, но и перевести дух...

.

Но увы, с разрешением одной опасности, возникли другие. На борту корабля резко повысился уровень кислорода, что могло привести к взрыву обогащенной кислородной смеси. Экипаж успел упредить взрывоопасные события и стравил избыток кислорода в космос, как по объему, так и по избыточному давлению. Вроде успокоились, тем более что Москва дала команду на посадку, а экипаж ждали с огромнейшим нетерпением.

Но… Опять это пресловутое «НО».  Как часто бывает с автоматикой (причем, не менее часто и в наши дни), отказала автоматика тормозной двигательной установки. Беляев и Леонов сажали «Восход-2» в ручном режиме. И это после таких нагрузок, волнений и тревог! Но они сели! Причем, сами. Далее слова самого Алексея Архиповича Леонова: «Мы шли над Москвой, наклонение 65°. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки - в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270°, потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, - полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы... В результате при скорости 28000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали...».

В результате такого вынужденного отклонения, Беляев и Леонов двое суток, находясь в скафандрах, провели в тайге в Пермской области. Лишь 21 марта отважных покорителей космоса приняли спасатели. А Москва, как и весь советский народ, ликовали – наши снова покорили космос!

Они не были первыми в покорении космоса и не были первыми в составе космического отряда, но они были первыми, о которых пели в песне «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы».

.

Весной 1965-го они были первыми.

.

Несмотря на то, что это был полет экипажа Беляева и Леонова, все же, никак не умаляя заслуги Павла Ивановича Беляева, стоит отметить подвиг Алексея Архиповича Леонова, который, спустя полвека, должен быть вновь вынесен на орбиту мировых СМИ, как подвиг человека, первым вышедшим в открытый космос.

Выбор Леонова стать первым в «космической прогулке» был неслучайным. Павел Беляев к тому времени был опытным летчиком, прошедшим Великую Отечественную войну и разгром милитаристской Японии. Но ему было уже сорок лет. А Леонову – 28. Именно его к выходу в космос готовил Сергей Павлович Королев. Родившийся в 1934-м в Кемеровской области в январе 1946-го он с семьей переехал в Кенигсберг (бывший Кенигсберг стал Калининградом летом 1946-го), куда был отправлен отец.      Там и прошли юношеские годы будущего первопроходца «пыльных тропинок далеких планет». С окончанием школы в 1953-м он принял решение стать военным летчиком.

.

Семья Леоновых – Калининград 1951 год. Алексей Архипович крайний слева.

.

Простому пареньку сложно было сразу поступить в высшее военно-авиационное училище летчиков, и по совету друзей он поехал в украинский город Кременчуг, где в том же 1953-м поступил Кременчугскую военную авиационную школу первоначального обучения летчиков.

Как один из лучших выпускников школы в 1955-м он поступает в Чугуевское высшее военно-авиационное училище летчиков, которое окончил в 1959-м.

Спустя много лет, будучи уже известным, Алексей Архипович вспоминал, что полтавская земля Кременчуга и Харьковская земля  славного града Чугуева стали для него родными. Ведь именно там он получил путевку в небо. А сам Кременчуг и сегодня гордится именем Алексея Леонова, ведь космонавт-первопроходец является Почетным гражданином города, именуемого «Столицей Днепровой». Так когда-то сказала о Кременчуге Екатерина Великая, двигаясь на юг в сторону Тавриды.

К сожалению, сегодня мало кто помнит об этом, как и мало говорит о том, что щедрая украинская земля дала путевку в жизнь многим парням и девушкам, чьи имена вписаны золотыми буквами во всемирную историю. И среди этих имен мы просто обязаны 18 марта нашего сложного 2015-го года, вспомнить русского паренька Алешку Леонова, ставшего всемирно известной личностью, которому путевку в жизнь, в небо и в космос дали украинская земля и украинское небо.

5
1
Средняя оценка: 2.84925
Проголосовало: 398