Забытые истории русской Аляски

Забытые истории русской Аляски
Владислав Скворцов
В 1867 г. Россия продала Аляску Соединенным Штатам. С тех пор история Русской Аляски ушла в небытие, и по сей день, остается белым пятном. Об открытии Аляски русскими мореходами знают все, но о том, как русские уживались с местными аборигенами, и о русско-тлинкитской войне 1802-1805 гг. знают немногие.
Русские тлинкитов называли колошами (с ударением на первый слог) или калюжанами; англосаксы – the Tlingits. Тлинкитское племя жило на пограничье Аляски и Канады, и считало войну главным занятием в своей жизни. В русских источниках той эпохи встречается характеристика тлинкитов, как кровожадного народа, который «злее самых хищных зверей». Тлинкиты держали в страхе своих более миролюбивых соседей - алеутов и эскимосов.
Тлинкиты были спартанцами Аляски. С младенчества тлинкитских мальчиков готовили к войне – закаляли их тело, учили терпеть боль и стужу, пользоваться оружием. Одевались тлинкитские воины в плетеные доспехи, обшитые лосиными шкурами, и раскрашенные в устрашающем стиле. Свои шлема они нередко украшали человеческими волосами.
С приходом на Аляску русских симпатии и антипатии населения края естественным образом разделились. Алеуты и эскимосы сблизились с русскими, тлинкиты смотрели на русских, как на врагов.
В 1802 г. индейцы неожиданно нападают на русское поселение у г. Ситка. Они застали русских врасплох, и быстро перебили многих из них. Начались повсеместные нападения на отряды русских промысловиков и захват пленников, в т.ч., женщин и детей. Пленных мужчин тлинкиты убивали изощрённым способом, в соответствии со своим пониманием, что такое воинская доблесть.
Отбивать Ситку у тлинкитов пришлось силами нескольких кораблей и многочисленным пешим русско-алеутским отрядом. После отступления тлинкитов русские возвели здесь город Новоархангельск. Интересно, что городок с таким названием есть в Кировоградской обл. Украины.
Но сдаваться гордые тлинкиты не думали. В 1805 г. они нападают на пос. Якутат, убивают почти всех русских и алеутов, которые там жили. Русские охотники и рыбаки не могли ходить на промысел, опасаясь попасть в засаду. Экономическая жизнь в крае начала затухать. К войне с русскими индейцев подстегивали американские и британские торговцы, желая их руками вытеснить русских конкурентов. В конце концов, русским удалось одолеть индейцев, и установить зыбкий мир.
Союзные русским  алеуты легко расставались с шаманизмом и анимизмом, крестились в православие, и даже дали миру святого Петра Алеутского. Врожденная свирепость и неуживчивость тлинкитов не способствовала упрочению христианства в их среде, а тлинкитские шаманы делали все, чтобы возбудить в народе еще большую ненависть к православным миссионерам.
Одним из самых известных деятелей православия на Аляске был в ту пору митрополит Иннокентий, причисленный ныне к лику святых (Иннокентий Московский). Выучив тлинкитский язык, о. Иннокентий пытался наладить с этим племенем добрососедские отношения. Этому мешала не только агрессивность тлинкитов, но и поведение многих русских купцов, которые вели себя так, как свойственно торговому сословию во всех странах: больше думали о деньгах, чем о морали, и часто провоцировали ненужные конфликты с индейцами.
Тлинкиты настолько враждебно относились к русским, что, когда их поразила оспа, они не подпускали к себе русских врачей, надеясь на своих шаманов. Как повествуется в изданной в 2014 г. книге «Иннокентий Московский» (из серии «Великие святые»), отношение тлинкитов к русским начало меняться, когда они увидели, что русские, и те из аборигенов, кто с ними общался, от оспы не умирали, в то время как тлинкиты умирали сотнями. Секрет был в помощи, которую русские доктора оказывали тем из туземцев, кто на это соглашался.
После вмешательства русских медиков эпидемия оспы прекратилась. Тлинкиты получили спасение от тех, кого считали злейшими врагами. Тогда же тлинкиты начинают приобщаться к православию. О. Иннокентий, со свойственной ему чуткостью, каждый раз перед крещением очередного тлинкита спрашивал позволения на это у вождя племени и у матери крестившегося, и этим завоевал себе большое уважение. Некрещеные тлинкиты приходили целыми толпами посмотреть, как их крещеные соплеменники причащались у о. Иннокентия вместе с русскими. Со временем о. Иннокентий составил несколько богослужебных книг на тлинкитском языке и, в качестве научного наследия, описания нравов и культуры тлинкитов.
Русско-тлинкитские отношения потеплели, но не настолько, чтобы исключить все конфликты. В 1850-х гг. индейцы принялись снова проявлять свою воинственность, провоцируя драки с русскими. Когда власти пригрозили тлинкитам последствиями, те неожиданно атаковали Новоархангельск, и почти захватили город, но были отбиты. В 1855 г. было еще несколько нападений на русско-алеутские поселения, но без особого успеха для атакующих.
По европейским меркам потери русских и союзных им алеутов в этой войне были невелики, и едва ли превышали полтысячи человек. Но в процентном отношении это было немало, учитывая малочисленность населения Аляски.
Кого считать виновником той войны? Наверное, каждая из сторон несет свою долю ответственности. Индейцы, находясь на совершенно иной ступени общественно-экономического развития, не видели торговых и иных выгод, которые несло им сотрудничество с основанной на Аляске Русско-американской компанией. Русские торговцы и промысловики, в свою очередь, не понимали, почему они не могут жить и работать на этой суровой и скудно заселенной земле, чьи богатства многократно превышают потребности ее населения.
Но, в отличие от англосаксов, русские не загоняли тлинкитов в резервации, не заражали их намеренно оспой и не вырезали под корень их селения. Вместо этого русские пытались интегрировать тлинкитов в реалии тогдашней государственной жизни Российской империи, создавали школы для индейских детей, и составляли для них книги (вспомните о. Иннокентия).
В 1867 г. Аляска была продана США.  Даже в 1940-х гг. там можно было видеть вывески «Животным и индейцам вход воспрещен». За права туземного населения боролась тогда тлинкитская правозащитница Элизабет Ператрович.
11 мая 2015 г. представители коренных народов Гавайев и Аляски обратились к ООН с призывом признать их право на самоопределение, а владение Вашингтона этими регионами – незаконной аннексией.  Авторы обращения указывали, что продажа Россией США Аляски «не означала передачи суверенитета над Аляской Соединенным Штатам». Представитель Аляски Рональд Барнс отметил: «В 2017 году исполняется 150 лет со времени продажи Аляски Россией США. Если бы мы могли, работая с россиянами, представить правду о том, что действительно произошло в истории и отвергнуть искаженные концепции об Аляске и наших народах, думаю, это было бы хорошим способом исправить ситуацию».
«Я – православный», - по-русски добавил Р. Барнс.
В 1867 г. Россия продала Аляску Соединенным Штатам. С тех пор история Русской Аляски ушла в небытие, и по сей день, остается белым пятном. Об открытии Аляски русскими мореходами знают все, но о том, как русские уживались с местными аборигенами, и о русско-тлинкитской войне 1802-1805 гг. знают немногие.
Русские тлинкитов называли колошами (с ударением на первый слог) или калюжанами; англосаксы – the Tlingits. Тлинкитское племя жило на пограничье Аляски и Канады, и считало войну главным занятием в своей жизни. В русских источниках той эпохи встречается характеристика тлинкитов, как кровожадного народа, который «злее самых хищных зверей». Тлинкиты держали в страхе своих более миролюбивых соседей - алеутов и эскимосов.
.
Тлинкиты были спартанцами Аляски. С младенчества тлинкитских мальчиков готовили к войне – закаляли их тело, учили терпеть боль и стужу, пользоваться оружием. Одевались тлинкитские воины в плетеные доспехи, обшитые лосиными шкурами, и раскрашенные в устрашающем стиле. Свои шлема они нередко украшали человеческими волосами.
С приходом на Аляску русских симпатии и антипатии населения края естественным образом разделились. Алеуты и эскимосы сблизились с русскими, тлинкиты смотрели на русских, как на врагов.
В 1802 г. индейцы неожиданно нападают на русское поселение у г. Ситка. Они застали русских врасплох, и быстро перебили многих из них. Начались повсеместные нападения на отряды русских промысловиков и захват пленников, в т.ч., женщин и детей. Пленных мужчин тлинкиты убивали изощрённым способом, в соответствии со своим пониманием, что такое воинская доблесть.
.
Отбивать Ситку у тлинкитов пришлось силами нескольких кораблей и многочисленным пешим русско-алеутским отрядом. После отступления тлинкитов русские возвели здесь город Новоархангельск. Интересно, что городок с таким названием есть в Кировоградской обл. Украины.
Но сдаваться гордые тлинкиты не думали. В 1805 г. они нападают на пос. Якутат, убивают почти всех русских и алеутов, которые там жили. Русские охотники и рыбаки не могли ходить на промысел, опасаясь попасть в засаду. Экономическая жизнь в крае начала затухать. К войне с русскими индейцев подстегивали американские и британские торговцы, желая их руками вытеснить русских конкурентов. В конце концов, русским удалось одолеть индейцев, и установить зыбкий мир.
Союзные русским  алеуты легко расставались с шаманизмом и анимизмом, крестились в православие, и даже дали миру святого Петра Алеутского. Врожденная свирепость и неуживчивость тлинкитов не способствовала упрочению христианства в их среде, а тлинкитские шаманы делали все, чтобы возбудить в народе еще большую ненависть к православным миссионерам.
Одним из самых известных деятелей православия на Аляске был в ту пору митрополит Иннокентий, причисленный ныне к лику святых (Иннокентий Московский). Выучив тлинкитский язык, о. Иннокентий пытался наладить с этим племенем добрососедские отношения. Этому мешала не только агрессивность тлинкитов, но и поведение многих русских купцов, которые вели себя так, как свойственно торговому сословию во всех странах: больше думали о деньгах, чем о морали, и часто провоцировали ненужные конфликты с индейцами.
Тлинкиты настолько враждебно относились к русским, что, когда их поразила оспа, они не подпускали к себе русских врачей, надеясь на своих шаманов. Как повествуется в изданной в 2014 г. книге «Иннокентий Московский» (из серии «Великие святые»), отношение тлинкитов к русским начало меняться, когда они увидели, что русские, и те из аборигенов, кто с ними общался, от оспы не умирали, в то время как тлинкиты умирали сотнями. Секрет был в помощи, которую русские доктора оказывали тем из туземцев, кто на это соглашался.
.
После вмешательства русских медиков эпидемия оспы прекратилась. Тлинкиты получили спасение от тех, кого считали злейшими врагами. Тогда же тлинкиты начинают приобщаться к православию. О. Иннокентий, со свойственной ему чуткостью, каждый раз перед крещением очередного тлинкита спрашивал позволения на это у вождя племени и у матери крестившегося, и этим завоевал себе большое уважение. Некрещеные тлинкиты приходили целыми толпами посмотреть, как их крещеные соплеменники причащались у о. Иннокентия вместе с русскими. Со временем о. Иннокентий составил несколько богослужебных книг на тлинкитском языке и, в качестве научного наследия, описания нравов и культуры тлинкитов.
Русско-тлинкитские отношения потеплели, но не настолько, чтобы исключить все конфликты. В 1850-х гг. индейцы принялись снова проявлять свою воинственность, провоцируя драки с русскими. Когда власти пригрозили тлинкитам последствиями, те неожиданно атаковали Новоархангельск, и почти захватили город, но были отбиты. В 1855 г. было еще несколько нападений на русско-алеутские поселения, но без особого успеха для атакующих.
По европейским меркам потери русских и союзных им алеутов в этой войне были невелики, и едва ли превышали полтысячи человек. Но в процентном отношении это было немало, учитывая малочисленность населения Аляски.
Кого считать виновником той войны? Наверное, каждая из сторон несет свою долю ответственности. Индейцы, находясь на совершенно иной ступени общественно-экономического развития, не видели торговых и иных выгод, которые несло им сотрудничество с основанной на Аляске Русско-американской компанией. Русские торговцы и промысловики, в свою очередь, не понимали, почему они не могут жить и работать на этой суровой и скудно заселенной земле, чьи богатства многократно превышают потребности ее населения.
Но, в отличие от англосаксов, русские не загоняли тлинкитов в резервации, не заражали их намеренно оспой и не вырезали под корень их селения. Вместо этого русские пытались интегрировать тлинкитов в реалии тогдашней государственной жизни Российской империи, создавали школы для индейских детей, и составляли для них книги (вспомните о. Иннокентия).
.
В 1867 г. Аляска была продана США.  Даже в 1940-х гг. там можно было видеть вывески «Животным и индейцам вход воспрещен». За права туземного населения боролась тогда тлинкитская правозащитница Элизабет Ператрович.
11 мая 2015 г. представители коренных народов Гавайев и Аляски обратились к ООН с призывом признать их право на самоопределение, а владение Вашингтона этими регионами – незаконной аннексией.  Авторы обращения указывали, что продажа Россией США Аляски «не означала передачи суверенитета над Аляской Соединенным Штатам». Представитель Аляски Рональд Барнс отметил: «В 2017 году исполняется 150 лет со времени продажи Аляски Россией США. Если бы мы могли, работая с россиянами, представить правду о том, что действительно произошло в истории и отвергнуть искаженные концепции об Аляске и наших народах, думаю, это было бы хорошим способом исправить ситуацию».
«Я – православный», - по-русски добавил Р. Барнс.
5
1
Средняя оценка: 2.67143
Проголосовало: 280