Казахстан – Украина. Июльские встречи

Казахстан – Украина. Июльские встречи
photo_139087В середине июля 2015 года в Киеве побывала представительная делегация Республики Казахстан. Делегация вела переговоры с украинскими коллегами несколько дней. Если исходить из заголовков газетных материалов, имеющих отношение к этому событию, то чётко просматривается попытка привнести в чисто экономический переговорный процесс выгодную Украине «политическую струю»:
«Киев хочет привлечь ЕС к переговорам о транзите казахстанского газа», «Казахстан заблокирует повышение российских пошлин для Украины», «Россия потеряла Казахстан в торговой войне с Украиной – документ», «Казахстан согласен заблокировать повышение российских пошлин для Украины», «Украина предлагает Казахстану транспортировать через неё нефть и газ» и т.д.
Насколько же эти бодрые выводы украинской прессы соответствовали реальному положению дел?
Протоколы и намерения
Визит делегации Республика Казахстан проходил в рамках XII-го заседания Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству. Сам формат таких встреч имеет свою предысторию.
Совместная Межгосударственная украинско-казахстанская комиссия по экономическому сотрудничеству была создана в сентябре 1995 года в рамках официального визита тогдашнего Президента Украины Леонида Кучмы в Республику Казахстан и согласно договорённостям, достигнутыми тогда между Президентами двух государств.
Этот формат все эти годы обе стороны поддерживали с переменной «заинтересованностью».
Наиболее многообещающим можно назвать двухдневное XI-е заседание Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии, которое состоялось 1-2 апреля 2013 года в Киеве. Тогда, по результатам обсуждения, Комиссия поручила министерствам и ведомствам Украины и Казахстана принять меры по активизации двустороннего сотрудничества, разработать и подготовить к подписанию «План действий Украина-Казахстан на 2013—2014 годы („Дорожная карта-4“)»...
Но события ноября 2013 – февраля 2014 сильно затормозили, а по сути, сделали неактуальным экономическое сотрудничество между обеими странами — саботаж двусторонних отношений провоцировала именно украинская сторона. Прежде заключённые договоры и соглашения исполнялись, но вот продвижения в направлении углубления взаимного экономического сотрудничества не наблюдалось.
И только после рабочего визита Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на Украину 22-го декабря 2014 года было достигнуто понимание об необходимости активизации отношений между двумя странами и возобновлению работы Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству...
Думается, что Казахстан на это подтолкнули свои собственные, чисто экономические задачи и цели. Для этой страны, которая до июля 2015 года стояла на пороге вступления в ВТО, переговоры с Украиной носили принципиальный характер – от позиции Киева (подпишет/не подпишет — протокол) зависело, будет ли он, Казахстан, принят во Всемирную торговую организацию.
И, судя по всему, Казахстан своего добился. Генеральный совет ВТО 27-го июля на своём заседании в Женеве единогласно утвердил пакет документов по присоединению к организации этой страны...
А вот что двигало Украиной?
Гадить России везде, где только можно
Не секрет, что Киев с недавнего времени практически «забросил» постсоветское пространство сосредоточившись целиком на западном направлении, реализуя сверхзадачу и мечту – «Украина будет в Европе!»». И пусть лозунги и слоганы различаются у разных политических групп и политиков, но их общий смысл совпадает.
И поэтому визит представительной делегации Республики Казахстан в Киев был использован Украиной, что называется, по политическому «максимуму», фактически отодвинув экономику на второй план.
Дело всё в том, что политикам, пришедших к власти через евромайдан, в их нынешнем противостоянии с Россией сегодня требуется не только международная поддержка стран Запада, но и государств в других частях света, в том числе и на территории постсоветского пространства. Мало того, Украина сегодня крайне болезненно воспринимает неподдержку своей внутренней политики бывшими союзными республиками — украинскому руководству очень хотелось бы, чтобы кроме западного был создан ещё один антироссийский фронт, восточный.
Поэтому стало неудивительным, что в ходе визита делегации Казахстана украинская сторона подняла вопрос о проведении на территории этой республики специальной информационной кампании по возвращению Крыма в состав Украины.
Справедливости ради надо сказать, что Казахстан отнюдь не единственная республика на постсоветском пространстве которую «осчастливило» своим вниманием министерство информационной политики Украины которое ещё называют «министерством правды» — в Узбекистане, Таджикистане также планируется проведение пропагандистской кампании по выработке у местного населения этих республик «правильного политического взгляда на проблему территориальной принадлежности Крыма».
Но именно Казахстан стоит на первом месте в планах министерства информационной политики : «…министерство готово начать её в Казахстане этой осенью. Суть акции — размещение билбордов и плакатов с надписью «Крим — це Україна (Крым — это Украина).»
Однако судя по тому, что широкого освещения в украинских СМИ эта акция так и не получила, казахской стороне удалось погасить пропагандистский порыв украинских «правдолюбов».
Единственное, чего удалось украинцам добиться на политическом направлении, это обещание установить в Казахстане памятник Тарасу Шевченко. Но это заслуга вовсе не нынешнего киевского руководства, а прежней, свергнутой власти, которая договорилось об этом ещё несколько лет назад — нынешняя лишь подтвердила те договорённости...
На выходе — пшик
Что же касается достигнутых экономических соглашений, то всё, как говорится, познаётся в сравнении, и поэтому для понимания процесса следует сравнить официальные результаты двух заседаний Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству: XI-го, которое состоялось в апреле 2013 года и XII-го, которое прошло в июле года нынешнего.
XI-ое заседание — итоговый документ: «…разработать и подготовить к подписанию План действий Украина-Казахстан на 2013—2014 годы („Дорожная карта-4“). Приоритетными были определены отрасли: топливно-энергетическая, агропромышленная, машиностроение для агропромышленного комплекса, транспортная, авиационная, космическая, создание инфраструктурных объектов…».
XII-ое заседание — информационные сообщения: «…Мы готовы закупать 200-300 тонн угля ежемесячно. Это позволит увеличить оборот между нашими странами», «…планируются закупки Украиной казахстанской нефти, принимая во внимание потребности объёмом более 5-6 млн. тонн ежегодно», «Мы однозначно готовы закупать газ в Казахстане»...
В общем, никаких планов по развитию, а со стороны Украины лишь какое-то жалкое попрошайничество, плюс размытые и неконкретные формулировки. Всё это говорит само за себя — никакого развития отношений не предвидится...
На что же пришлось пойти казахской стороне — за согласие Киева подписать протокол о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию?
Из сообщений украинской прессы:
«Казахстан не будет применять торговые ограничения в отношении Украины, как это предусмотрено соглашением о свободной торговле СНГ. Официально такая позиция Астаны зафиксирована в протоколе заседания украинско-казахстанской комиссии по ТЭС».
Кроме того, Казахстан дал согласие на «… отмену временных ограничений на ввоз в эту страну мясо-молочной продукции восьми украинских компаний…».
Однако прорывом всё это назвать никак нельзя. Более-менее реальную ситуацию в торгово-экономических отношениях Казахстана и Украины можно понять только со слов Виктора Суслова, занимавшего в 2013 году пост представителя Украины в Евразийской экономической комиссии:
«…обещание Казахстана не использовать возможность введения барьеров в торговле с Украиной является скорее политическим плюсом, нежели экономическим, поскольку сейчас и без каких-либо санкций объёмы взаимной торговли существенно падают. По итогам пяти месяцев 2015 года импорт в Украину из Казахстана снизился на 14%, экспорт — на более, чем 30%... Факт остается фактом — объёмы торговли с членами Евразийского экономического союза, которые не вводили ограничения, тоже падают».
И пусть никого не вводят в заблуждение слова руководителя казахской делегации Первого заместителя Премьер-министра Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаева сказанные в ходе работы комиссии — «Казахстан рассматривает Украину как важного партнёра» — это скорее дань вежливости, дипломатический реверанс и восточная утончённость, а вовсе не реальная оценка той плачевной ситуации, которая сложилась в торгово-экономических отношениях между Украиной и Казахстаном.
Повторюсь — Казахстану на тот момент нужна была подпись Украины для вступления в ВТО и только. И он её добился. Всё остальное, республику, видимо мало интересует. И уж точно Казахстан не намерен портить отношения с Россией ради амбиций украинских политиков. Так что никакого антироссийского восточного фронта, к великому неудовольствию украинских властей, в ближайшей перспективе явно не просматривается...
В середине июля 2015 года в Киеве побывала представительная делегация Республики Казахстан. Делегация вела переговоры с украинскими коллегами несколько дней. Если исходить из заголовков газетных материалов, имеющих отношение к этому событию, то чётко просматривается попытка привнести в чисто экономический переговорный процесс выгодную Украине «политическую струю»:
.
«Киев хочет привлечь ЕС к переговорам о транзите казахстанского газа», «Казахстан заблокирует повышение российских пошлин для Украины», «Россия потеряла Казахстан в торговой войне с Украиной – документ», «Казахстан согласен заблокировать повышение российских пошлин для Украины», «Украина предлагает Казахстану транспортировать через неё нефть и газ» и т.д.
.
Насколько же эти бодрые выводы украинской прессы соответствовали реальному положению дел?
.
Протоколы и намерения
.
Визит делегации Республика Казахстан проходил в рамках XII-го заседания Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству. Сам формат таких встреч имеет свою предысторию.
.
Совместная Межгосударственная украинско-казахстанская комиссия по экономическому сотрудничеству была создана в сентябре 1995 года в рамках официального визита тогдашнего Президента Украины Леонида Кучмы в Республику Казахстан и согласно договорённостям, достигнутыми тогда между Президентами двух государств.
.
Этот формат все эти годы обе стороны поддерживали с переменной «заинтересованностью».
.
Наиболее многообещающим можно назвать двухдневное XI-е заседание Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии, которое состоялось 1-2 апреля 2013 года в Киеве. Тогда, по результатам обсуждения, Комиссия поручила министерствам и ведомствам Украины и Казахстана принять меры по активизации двустороннего сотрудничества, разработать и подготовить к подписанию «План действий Украина-Казахстан на 2013—2014 годы („Дорожная карта-4“)»...
.
Но события ноября 2013 – февраля 2014 сильно затормозили, а по сути, сделали неактуальным экономическое сотрудничество между обеими странами — саботаж двусторонних отношений провоцировала именно украинская сторона. Прежде заключённые договоры и соглашения исполнялись, но вот продвижения в направлении углубления взаимного экономического сотрудничества не наблюдалось.
.
И только после рабочего визита Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на Украину 22-го декабря 2014 года было достигнуто понимание об необходимости активизации отношений между двумя странами и возобновлению работы Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству...
.
Думается, что Казахстан на это подтолкнули свои собственные, чисто экономические задачи и цели. Для этой страны, которая до июля 2015 года стояла на пороге вступления в ВТО, переговоры с Украиной носили принципиальный характер – от позиции Киева (подпишет/не подпишет — протокол) зависело, будет ли он, Казахстан, принят во Всемирную торговую организацию.
.
И, судя по всему, Казахстан своего добился. Генеральный совет ВТО 27-го июля на своём заседании в Женеве единогласно утвердил пакет документов по присоединению к организации этой страны...
.
А вот что двигало Украиной?
.
Гадить России везде, где только можно
.
Не секрет, что Киев с недавнего времени практически «забросил» постсоветское пространство сосредоточившись целиком на западном направлении, реализуя сверхзадачу и мечту – «Украина будет в Европе!»». И пусть лозунги и слоганы различаются у разных политических групп и политиков, но их общий смысл совпадает.
.
И поэтому визит представительной делегации Республики Казахстан в Киев был использован Украиной, что называется, по политическому «максимуму», фактически отодвинув экономику на второй план.
.
Дело всё в том, что политикам, пришедших к власти через евромайдан, в их нынешнем противостоянии с Россией сегодня требуется не только международная поддержка стран Запада, но и государств в других частях света, в том числе и на территории постсоветского пространства. Мало того, Украина сегодня крайне болезненно воспринимает неподдержку своей внутренней политики бывшими союзными республиками — украинскому руководству очень хотелось бы, чтобы кроме западного был создан ещё один антироссийский фронт, восточный.
.
Поэтому стало неудивительным, что в ходе визита делегации Казахстана украинская сторона подняла вопрос о проведении на территории этой республики специальной информационной кампании по возвращению Крыма в состав Украины.
.
Справедливости ради надо сказать, что Казахстан отнюдь не единственная республика на постсоветском пространстве которую «осчастливило» своим вниманием министерство информационной политики Украины которое ещё называют «министерством правды» — в Узбекистане, Таджикистане также планируется проведение пропагандистской кампании по выработке у местного населения этих республик «правильного политического взгляда на проблему территориальной принадлежности Крыма».
.
Но именно Казахстан стоит на первом месте в планах министерства информационной политики : «…министерство готово начать её в Казахстане этой осенью. Суть акции — размещение билбордов и плакатов с надписью «Крим — це Україна (Крым — это Украина).»
.
Однако судя по тому, что широкого освещения в украинских СМИ эта акция так и не получила, казахской стороне удалось погасить пропагандистский порыв украинских «правдолюбов».
.
Единственное, чего удалось украинцам добиться на политическом направлении, это обещание установить в Казахстане памятник Тарасу Шевченко. Но это заслуга вовсе не нынешнего киевского руководства, а прежней, свергнутой власти, которая договорилось об этом ещё несколько лет назад — нынешняя лишь подтвердила те договорённости...
.
На выходе — пшик
.
Что же касается достигнутых экономических соглашений, то всё, как говорится, познаётся в сравнении, и поэтому для понимания процесса следует сравнить официальные результаты двух заседаний Совместной Межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству: XI-го, которое состоялось в апреле 2013 года и XII-го, которое прошло в июле года нынешнего.
.
XI-ое заседание — итоговый документ: «…разработать и подготовить к подписанию План действий Украина-Казахстан на 2013—2014 годы („Дорожная карта-4“). Приоритетными были определены отрасли: топливно-энергетическая, агропромышленная, машиностроение для агропромышленного комплекса, транспортная, авиационная, космическая, создание инфраструктурных объектов…».
.
XII-ое заседание — информационные сообщения: «…Мы готовы закупать 200-300 тонн угля ежемесячно. Это позволит увеличить оборот между нашими странами», «…планируются закупки Украиной казахстанской нефти, принимая во внимание потребности объёмом более 5-6 млн. тонн ежегодно», «Мы однозначно готовы закупать газ в Казахстане»...
.
В общем, никаких планов по развитию, а со стороны Украины лишь какое-то жалкое попрошайничество, плюс размытые и неконкретные формулировки. Всё это говорит само за себя — никакого развития отношений не предвидится...
.
На что же пришлось пойти казахской стороне — за согласие Киева подписать протокол о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию?
.
Из сообщений украинской прессы:
.
«Казахстан не будет применять торговые ограничения в отношении Украины, как это предусмотрено соглашением о свободной торговле СНГ. Официально такая позиция Астаны зафиксирована в протоколе заседания украинско-казахстанской комиссии по ТЭС».
.
Кроме того, Казахстан дал согласие на «… отмену временных ограничений на ввоз в эту страну мясо-молочной продукции восьми украинских компаний…».
.
Однако прорывом всё это назвать никак нельзя. Более-менее реальную ситуацию в торгово-экономических отношениях Казахстана и Украины можно понять только со слов Виктора Суслова, занимавшего в 2013 году пост представителя Украины в Евразийской экономической комиссии:
.
«…обещание Казахстана не использовать возможность введения барьеров в торговле с Украиной является скорее политическим плюсом, нежели экономическим, поскольку сейчас и без каких-либо санкций объёмы взаимной торговли существенно падают. По итогам пяти месяцев 2015 года импорт в Украину из Казахстана снизился на 14%, экспорт — на более, чем 30%... Факт остается фактом — объёмы торговли с членами Евразийского экономического союза, которые не вводили ограничения, тоже падают».
.
И пусть никого не вводят в заблуждение слова руководителя казахской делегации Первого заместителя Премьер-министра Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаева сказанные в ходе работы комиссии — «Казахстан рассматривает Украину как важного партнёра» — это скорее дань вежливости, дипломатический реверанс и восточная утончённость, а вовсе не реальная оценка той плачевной ситуации, которая сложилась в торгово-экономических отношениях между Украиной и Казахстаном.
.
Повторюсь — Казахстану на тот момент нужна была подпись Украины для вступления в ВТО и только. И он её добился. Всё остальное, республику, видимо мало интересует. И уж точно Казахстан не намерен портить отношения с Россией ради амбиций украинских политиков. Так что никакого антироссийского восточного фронта, к великому неудовольствию украинских властей, в ближайшей перспективе явно не просматривается...
5
1
Средняя оценка: 2.625
Проголосовало: 24