«Россия и страны БРИКС стоят на правильной стороне истории»
«Россия и страны БРИКС стоят на правильной стороне истории»
Новый, альтернативный исламистскому мобилизационный проект должен быть построен на идее экономической справедливости
.
О геополитической подоплеке драматических событий на Ближнем Востоке и позиции российских мусульман рассказывает научный сотрудник Института востоковедения РАН Фасих Бадерхан.
.
— Фасих, вы родом из Сирии? Как вы там оказались?
.
— Я действительно приехал из Сирии, хотя и достаточно давно. Сейчас мой дом в Сирии разрушен, семья переехала в другие регионы. Мои предки, выходцы с Северного Кавказа, оказались жертвами, как я ее называю, «первой мировой перестройки», которая была связана с Кавказской войной середины XIX века. Это был геополитический проект, за которым стояли определенные круги Запада, прежде всего англосаксы, конкретно — Лондон. Однако мусульмане зачастую не понимают, что являются лишь инструментами геополитических процессов. Так и мы, горцы Кавказа, полтора века назад оказались инструментами большой геополитической игры, в результате которой была разрушена Османская империя. Ведущие игроки пытались и до предела ослабить Российскую империю, как главного соперника англосаксонского геополитического проекта.
.
Исходя из этого, я давно размышляю о том, что происходит в мусульманском мире. Для многих не секрет, что исламизм является инструментом определенных западных структур, которые нацелены на архаизацию всего, что связано с мусульманским миром. Мы можем много говорить о том, для чего нужна эта архаизация и какие у нее цели. Но когда президент Путин, выступая в ООН, говорил об этих кругах, которые скрывают свои планы даже от собственного народа, он имел в виду именно те, которые сейчас играют в крупных геополитических играх, нацеленных на архаизацию не только мусульманского Востока, но и Восточной Европы. Пример Украины абсолютно ясен для всех. Если в арабо-мусульманском мире как инструмент используют исламизм, то здесь — национализм, который не сильно отличается от исламизма в видении решения различных задач.
.
— Как вы оцениваете нынешние процессы в арабо-мусульманском мире и провозглашение запрещенным в России «Исламским государством» так называемого халифата?
.
— Идея «халифата» очень привлекательна для абсолютного большинства бедных мусульман, так как классический халифат, особенно при халифе Омаре, был действительно справедливым государством. Это удивительно краткий период в истории ислама, когда была достигнута абсолютная справедливость. В сознании очень многих мусульман как в арабо-мусульманском мире, так и за его пределами этот период является очень притягательным. Не случайно главарь нынешнего «халифата» аль-Багдади назвал себя именем первого праведного халифа Абу Бакра. Не знаю, кто конкретно будет второй халиф, если его успеют назначить теперь, после начала российской операции в Сирии, но наверняка знаю, что его имя будет Омар.
.
Суть сегодняшнего «халифата» в том, что массам предлагают некий справедливый, хотя и виртуальный проект. Естественно, такой справедливости, которая была когда-то, не будет, потому что у новоявленных «халифов» нет своего проекта. Они являются всего лишь инструментом, как я уже сказал, англосаксонских геополитических кругов, которым после провала попытки укоренения исламизма в Египте пришлось спешно создавать «халифат» на скорую руку на территории Сирии и Ирака.
.
Поэтому я очень сомневаюсь, что Великобритания и другие члены западной коалиции будут предоставлять России информацию, которая помогла бы уничтожить ИГ. Абсолютно уверен, что «Исламское государство» — это конечный продукт исторических заигрываний Запада, прежде всего Англии, с исламизмом. Основатель египетских «Братьев-мусульман» Хасан аль-Банна был другом генерального консула Британии в Каире. Аль-Банна создавал эту организацию с удивительной быстротой, ему явно помогали, стояли за ним и его последователями вплоть до сегодняшнего дня. Так что рассчитывать на сотрудничество с британцами России вряд ли приходится.
.
— Насколько жизнеспособно то, что в итоге получилось у наших противников?
.
— «Исламское государство» имеет годовой оборот в 7 млрд долларов. У него очень много источников дохода. Это и 44 тысячи баррелей нефти в день только на территории Сирии, и 4 тысячи баррелей на территории Ирака, и два химических завода, и много чего другого. ИГ находится на территории Месопотамии — это самые плодородные земли Ближнего Востока. Кроме того, у них очень серьезный источник дохода от шантажа, купли-продажи пленников, а также торговли историческими ценностями.
.
С 2003 года по сегодняшний день на вооружение иракской армии ушло 15 млрд долларов — очень немаленькая сумма. Большая часть оружия, которое было закуплено для иракской армии, в результате различных операций оказалась у боевиков «Исламского государства». Все это свидетельствует о том, что перед нами разворачиваются очень серьезные процессы, которые могли бы иметь еще более серьезные последствия, если бы Россия не начала воздушную операцию на территории Сирии. На сегодняшний день инфраструктура ИГ действительно серьезно пострадала, отмечено массовое бегство боевиков в сторону Иордании, Турции и в Европу.
.
— Из-за этой операции Россию часто обвиняют в том, что она, мол, вступила в войну на стороне шиитов против суннитов. Так ли это?
.
— Россия не стоит ни на стороне шиизма, ни на стороне суннизма. Россия стоит во главе одной из мировых стратегий. Сейчас в геополитическом плане борются две стратегии. Одна из них — западная, нацеленная на разрушение национальных государств в пользу этнических, религиозных, племенных и прочих общностей. Эта стратегия началась фактически с разрушения Югославии.
.
Вторая нацелена на сохранение национальных государств. Во главе этой мировой стратегии стоят Россия и Китай. Я считаю, что Москва, Пекин и страны БРИКС стоят на правильной стороне истории. И поскольку они стоят на правильной стороне истории, за ними будет победа. Она, может быть, обойдется очень дорого — мы не знаем, каким образом будет развиваться ситуация и готовы ли западные структуры отказаться от своей стратегии. Если готовы — есть надежда на решение многих серьезных вопросов. Если нет — мы будем свидетелями многих нехороших событий, которые будут происходить на Ближнем Востоке.
.
Что касается суннизма и шиизма, то, поскольку Россия реализует свою стратегию, ее естественными союзниками на сирийском направлении оказались шииты — как Иран, так и правящие круги в Сирии, алавиты и так далее. Но, например, Египет, союзник России в борьбе против ИГ, — это большое суннитское государство. Не думаю, что Алжир, Малайзия и многие другие суннитские государства выступают против российской операции в Сирии. Так что концепция, что Россия якобы стоит на стороне шиизма против суннизма, не имеет абсолютно никакой почвы под собой. Суннитско-шиитский вопрос — религиозная оболочка более глубинных, прежде всего экономических, региональных процессов и противоречий.
.
— Какой вам видится позиция российских мусульман по этому вопросу?
.
— Российские мусульмане всегда отличались, скажем так, глубоким пониманием межнациональных отношений, в полной мере ощущали на себе социальный и конфессиональный либерализм российской цивилизации и поэтому всегда были вместе с российским геополитическим проектом. И я думаю, они должны оставаться в его рамках, потому что любой уход от этого геополитического проекта — это уход в никуда. Тем более мусульмане в РФ получили абсолютную свободу действий, отправления религиозных обрядов и так далее. Не думаю, что российские мусульмане попадут под эту пропаганду по поводу того, что Россия якобы стоит на стороне шиизма. Россия не стоит на стороне никого — Россия реализует свою стратегию.
.
— Нужен ли российским народам, всем, в том числе и мусульманам, общенациональный мобилизационный проект?
.
— Да, конечно, нужен. Нужен альтернативный исламистскому мобилизационный проект, который будет построен прежде всего на идее экономической справедливости. Без справедливости не может быть мобилизации. Между прочим, «Исламское государство» — это проявление и кризиса мирового капитализма как такового. И если не будет ИГ, будет что-то другое, поскольку мировая капиталистическая система не способна решать социально-экономические проблемы народов.
.
Я думаю, такой проект уже формируется. Можно сказать, даже сформировался благодаря правильным действиям российских властей за последние несколько лет. Но в рамках этого общероссийского мобилизационного проекта все представители всех религий и национальностей России должны чувствовать себя его органичной частью. Я его вижу, и, исходя из этого, у меня нет больших опасений в плане того, что российские мусульмане могут выступать против политики государства на Ближнем Востоке.
.
И, наконец, мне кажется, что, раз Россия стоит на правильной стороне истории, вскоре она приобретет больше союзников и друзей. Не думаю, что в свой последний визит в РФ наследные принцы Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов обсуждали, стоят ли они на стороне шиизма или суннизма. Они, конечно, пришли обсуждать гораздо более серьезные вопросы, связанные с абсолютной опасностью для всех, такие, как ИГ.