Украинец по происхождению, русич по образу мышления

Украинец по происхождению, русич по образу мышления.
Светлой памяти Михаила Соловья посвящается
В литературе и среди филологов существует много гипотез о происхождении слова  «Русь», а также его этнонима «русичи». При всех разбежностях в интерпретации этих терминов бесспорным остаётся тот факт, что слово «русичи» относится к обитателям Древней Руси. Так в «Слове о полку Игореве» оно встречается четырежды. Одно из них прозвучало из уст князя Новгород-Северского: «Хочу копьё переломить на границе поля половецкого с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлёмом испить воды из Дона».
.
Слово «русич» и сегодня является символом русского братства, патриотизма и достоинства. Одним из современных обладателей этого духовного наследия являлся Соловей Михаил Михайлович радист-стрелок авиации по долгу воинской службы, философ по образованию, преподаватель по профессии, краевед-писатель по увлечению, патриот по убеждениям. В своей книге «Взгляд сквозь годы», посвященной событиям 1941-43 годов на Черниговщине, он не употребляет этого слова, но его идейно-нравственное содержание раскрывает в самых разных аспектах. Автор показывает примеры массового героизма земляков, называет имена тех, кто оказался незаслуженно забыт, описывает ситуации, когда мотивом их действий являлась готовность отдать свою жизнь ради общей победы.
.
Вот выдержка из его книги: «Добрая слава партизанского отряда имени Вороши-лова является общей  гордостью жителей больших и малых сёл, которые входили в Добрянский район. Эту славу надо помнить и гордиться ею, чтить тех людей, ратным трудом и боевыми подвигами которых вершилась история Добрянской Руси». А история этого региона с красивым названием начата 310 лет назад гонимыми судьбой староверами. Она созвучна с достоинствами древних русичей, ставивших на первое место духовное начало и лишь потом – земные блага. Их отличала сплоченность, умение выживать в сложных условиях, обострённое чувство патриотизма, готовность к подвигу.
.
Среди основателей этих поселений могли быть и вятичи, и кривичи, и родимичи, и деговичи, и другие потомки русского этноса, исповедовавших принцип: «кто с мечом к нам пришёл, тот от меча и должен погибнуть». Еще во время русско-шведской войны 1708-09 гг., когда разъезды Карла XII достигли Репок и Замглая, только что поселившиеся в этих местах старообрядцы организовали вооруженное  топорами и рогатинами ополчение, дабы отразить вторжение чужеземцев. Они взяли в плен большой отряд варягов и представили его в Стародуб Петру I. Благодарный царь проявил милость к раскольникам, разрешил им жить в избранном  месте, а еще носить бороды.
.
Патриотические традиции добрянцев способствовали тому, что уже в первые дни Отечественной войны 1941 года здесь вспыхнуло пламя народного гнева. Соловей описывает, как 22 июня, в день начала войны, в Добрянке состоялся митинг, на котором местные жители высказали своё отношение к случившемуся. Здесь, в числе других выступил мужчина лет 65-ти. Высокий и жилистый, изъясняясь на русско-белорусском суржике и ;жестикулируя правой рукой, он рассказал о своём участии в русско-японской войне, а также в Первой мировой. В заключение озвучил призыв, который вызвал всеобщее одобрение: «Вставайте, люди, на бой с немецким басурманам. Подымайся на битву, русский народ!» И поднялись добрянцы на защиту своей Родины.
.
Первый их бой 26-го августа в районе посёлка Актильня Соловей по праву считает началом партизанского движения в Полесье. В этот день ополченцы, взаимодействуя с отступающими красноармейцами, уничтожили велосипедную роту оккупантов, а затем вступили в бой с их превосходящими силами. После сражения, по дороге к райцентру, появились 90 березовых крестов, под которыми нашли своё последнее пристанище немецкие вояки. Активность добровольцев  нарастала здесь с каждым днем и часом: они осваивали азы лесных, рельсовых и дорожных войн, срывали передвижения войск агрессора.
.
И полетели под откос воинские эшелоны врага, и начали  выходить из строя мосты, паровозы и водокачки. При взрыве штабной дрезины погиб немецкий генерал Макенротт и несколько офицеров его штаба. От пуль партизан сотнями гибли рядовые солдаты. А 7 ноября в результате дерзкой операции была освобождена сама Добрянка, разоружены и
взяты в плен 160 полицейских, захвачено большое количество оружия и продовольствия. А затем, вывесив красный флаг, партизаны провели митинг по случаю 24-ой годовщины Октябрьской революции. Это придало людям уверенность, что конечная победа в войне будет за ними.
.
Оккупационная власть пришла в бешенство от активности народных мстителей на важном для себя направлении. В этой связи была разработана карательная операция «Замглай», под которую были брошены регулярные войска, жандармерия, авиация и другая техника. Исполнение операции находилось на контроле у гаулейтера Украины Эриха Коха. Но её авторы не учли того, что русская Земля имеет свойство в час великих испытаний взращивать и выдвигать из своих глубин героев, которые способны сплотить соотечественников на борьбу с врагом, как это сделали в своё время  Новгород-Северский князь Игорь или в 1612 году ополченец Иван Сусанин.
.
В 1941 году таким лидером оказался Тихон Евтушенко. Этот командир Добрянского отряда не заканчивал военных академий, но был наделен природным умом, что и позволяло ему успешно проявлять себя и в качестве администратора и хозяйственника, а когда потребовалось, то и в качестве боевого командира. Исход первого дня кровавой операции «Замглай» в Гремяческом лесу 11 ноября сложился не в пользу карателей. Партизаны проявили чудеса героизма и умения действовать в экстремальных ситуациях. Как пишет Соловей, естественный инстинкт самосохранения, здесь уже не срабатывал. Мотив действий бойцов был «невероятно прост»: как можно дороже отдать свою жизнь ради победы.
.
В одном из эпизодов сражения раздался зычный голос политрука Николаева: «Товарищи! Умереть мы всегда сумеем! Дави фрицев! Пусть они знают нашу силу! Вперед, добрянцы!». И пошли земляки политрука вперед, перехватив у карателей инициативу. Получив внушительный отпор, немцы попытались изменить тактику боевых действий и во время относительного затишья произошло невероятное. Над позицией вражеских автоматчиков был поднят белый флаг, а через несколько минут появились три фигуры, шедшие в сторону партизан. Теперь уже все видели, что к ним приближается немецкий фельдфебель с белым флагом в сопровождении двух солдат.
.
Парламентарии остановились буквально в нескольких метрах от позиций добрянцев, продолжая размахивать флагом. О появлении переговорщиков было срочно доложено в штаб отряда, откуда прибыла специальная группа из четырёх человек. Самоуверенный фельдфебель начал ставить партизанам условия о немедленной капитуляции с гарантией получения ими в качестве вознаграждения зерна, жиров, водки и табака. Но последовал ответ, что советские люди защищают свою Родину в войне, в которую их втянул фашизм, а потому прощения ему не будет. Жёсткий ответ руководителя делегации Гайдака и решительный вид группы его сопровождения смутили гитлеровца, после чего фельдфебель вручил партизанам письменный вариант ультиматума и благополучно отбыл назад.
.
Конечно, моральный выигрыш был на стороне партизан. Но только моральный. В военном же отношении – полное силовое превосходство было на стороне противника. Гремяческий лес был окружён, а боеприпасы и продукты находились на исходе.  Отряд понес большие людские потери, в связи, с чем Евтушенко был вынужден принять решение о дроблении отряда на мелкие группы, которым надлежало самостоятельно выходить из леса и болот, чтобы с наступлением весны объединиться. Сам командир с одной из групп вышел на Беларусь, где 18 февраля 1942 в районе села Семёновка героически погиб в неравном бою с гитлеровцами. Таким образом, партизанское соединение после 100 дней активных действий, распалось, а вышедшие из окружения бойцы влились впоследствии в другие партизанские формирования.
.
На этой драматической ноте Соловей заканчивает первую часть  книги «Взгляд сквозь годы». Далее он довольно подробно описывает события партизанской борьбы 1941-43 годов на территории всего Репкинского района, в который в настоящее время входят бывший Добрянский и Любечской районы. В этом регионе борьба была сложной и трудной, имела свои подъемы и спады, свою логику, определяемую ходом Великой Отечественной войны. Автор описывает многие операции и называет имена незаслуженно забытых героев, достойных того, чтобы их знали и чтили. При этом Соловей предостерегает читателя от мысли, что события эти были всего лишь эпизодом в судьбе региона, который буря народного сопротивления, после оккупации, обошла дальней стороной.
.
А в заключительной части книги автор даёт философско-аналитическую оценку событий того времени в пользу незаслуженно забытых имен. По мнению Соловья, сказался культ величия героических свершений крупных партизанских соединений, оказавшихся в гуще главных событий того времени, включая Черниговщину в целом. По этой причине оказались в тени небольшие партизанские отряды и группы местного масштаба, действовавших в 1942-43 гг. самостоятельно на свой страх и риск, исходя из реально складывающейся обстановки на второстепенных участках оккупации. Давая оценку событиям  на родном Полесье, Соловей пишет, что не всё было безупречно в этой борьбе.
.
Всякое было: и героическое, и трагическое, и возвышенное, и низменное. Были здесь поражения и победы, имело место мужество и величие гражданского духа людей. Но было и предательство, и дезертирство, и трусость. Было всё! Со многими доводами М.Соловья трудно не согласиться, хотя отдельные его суждения звучат спорно. В частности, он возлагает долю вины за трагическую судьбу партизан Добрянщины на руководителя областного штаба Алексея Федорова. Не умаляя его организаторских способностей, автор книги утверждает, что тот упустил момент, когда против Евтушенко были брошены превосходящие силы карателей. На деле же этой помощи отряд не получил по той причине, что и сам областной штаб в тот период находился в аналогичном положении.
.
Но Соловей, очевидно, был прав, когда писал: «следствие немилости Федорова по отношению к Добрянскому отряду и его командиру сказывалось на протяжении многих послевоенных лет. Отряд был вычеркнут из списка партизанских формирований области». Даже по окончании войны точное место захоронения Евтушенко не было установлено. Значит, кто-то был «против» этого поиска. В докладной же записке НКВД УССР № 272 / СН от 6 марта 1942 года имя Тихона Евтушенко стоит в одном ряду с такими легендарными предводителями народного сопротивления, как Сабуров и Ковпак. Героизм и феномен его отряда трудно переоценить.
.
Время неумолимо и беспощадно ко всем живущим на Земле. Оно не щадит никого, независимо от былых званий, заслуг и положения в обществе, оставляя кому позор, кому бесславие, а кому бессмертие. Вот и нас, ныне живущих, время всё дальше отдаляет от огненной поры под названием Великая Отечественная война. Оно отдаляет нас от поколения тех, кто в подполье, в окопах, в лобовых схватках с врагом  отстояли честь и независимость Родины. Уходят и те, кто видел ужасы войны детскими глазами.
.
Вот и нашего исследователя партизанского прошлого Добрянского края Михаила Соловья 24 декабря 2015 года не стало на 78 году жизни. Он похоронен в родном селе Ново-Украинское, что на границе с Беларусью. Много искренних и добрых слов  в этот скорбный час прозвучало из уст его родных и близких. Дети и внуки умершего отмечали житейскую мудрость, щедрость души, искреннюю любовь к жене Тамаре и детям. Соло-вей был человеком активной гражданской позиции, большим жизнелюбом, хорошо пел, увлекался спортом и пчеловодством. Он преподавал философию в педагогическом институте, историю в железнодорожном училище, был лектором общества «Знание».
.
А еще он  внес весомый вклад в дело воссоздания хроники партизанского движения на родном Полесье, был инициатором закладки памятных знаков по местам боевой славы. После 1991 г. убеждённый коммунист М.Соловей приложил немало усилий по возрождению городской организации КПУ. Работая над своей книгой, он начал катастрофически терять зрение, но это его не остановило: к опросу очевидцев и участников военных действий, а также к написанию самой книги привлек свою жену и детей. Так, пусть Земля будет пухом этому благородному человеку, надежному, как ломоть ржаного хлеба в голодный день.
.
Вот и хочется пожелать, чтобы единомышленники М. Соловья продолжали доносить до молодых поколений правду о суровых временах 1941-45 гг., о тех, кто в меру своих сил и возможностей, не щадя собственной жизни и здоровья, отстаивал свободу и крепил мощь своей Родины. Отстаивал ради того, чтобы сегодняшние наследники древних русичей жили под ясным небом, в мире и достатке, не враждовали ни с армянами, ни с грузинами, ни с потомками половцев и печенегов.
Светлой памяти Михаила Соловья посвящается
.
В литературе и среди филологов существует много гипотез о происхождении слова  «Русь», а также его этнонима «русичи». При всех разбежностях в интерпретации этих терминов бесспорным остаётся тот факт, что слово «русичи» относится к обитателям Древней Руси. Так в «Слове о полку Игореве» оно встречается четырежды. Одно из них прозвучало из уст князя Новгород-Северского: «Хочу копьё переломить на границе поля половецкого с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлёмом испить воды из Дона».
 
Слово «русич» и сегодня является символом русского братства, патриотизма и достоинства. Одним из современных обладателей этого духовного наследия являлся Соловей Михаил Михайлович радист-стрелок авиации по долгу воинской службы, философ по образованию, преподаватель по профессии, краевед-писатель по увлечению, патриот по убеждениям. В своей книге «Взгляд сквозь годы», посвященной событиям 1941-43 годов на Черниговщине, он не употребляет этого слова, но его идейно-нравственное содержание раскрывает в самых разных аспектах. Автор показывает примеры массового героизма земляков, называет имена тех, кто оказался незаслуженно забыт, описывает ситуации, когда мотивом их действий являлась готовность отдать свою жизнь ради общей победы.
.
Вот выдержка из его книги: «Добрая слава партизанского отряда имени Вороши-лова является общей  гордостью жителей больших и малых сёл, которые входили в Добрянский район. Эту славу надо помнить и гордиться ею, чтить тех людей, ратным трудом и боевыми подвигами которых вершилась история Добрянской Руси». А история этого региона с красивым названием начата 310 лет назад гонимыми судьбой староверами. Она созвучна с достоинствами древних русичей, ставивших на первое место духовное начало и лишь потом – земные блага. Их отличала сплоченность, умение выживать в сложных условиях, обострённое чувство патриотизма, готовность к подвигу.
.
Среди основателей этих поселений могли быть и вятичи, и кривичи, и родимичи, и деговичи, и другие потомки русского этноса, исповедовавших принцип: «кто с мечом к нам пришёл, тот от меча и должен погибнуть». Еще во время русско-шведской войны 1708-09 гг., когда разъезды Карла XII достигли Репок и Замглая, только что поселившиеся в этих местах старообрядцы организовали вооруженное  топорами и рогатинами ополчение, дабы отразить вторжение чужеземцев. Они взяли в плен большой отряд варягов и представили его в Стародуб Петру I. Благодарный царь проявил милость к раскольникам, разрешил им жить в избранном  месте, а еще носить бороды.
.
Патриотические традиции добрянцев способствовали тому, что уже в первые дни Отечественной войны 1941 года здесь вспыхнуло пламя народного гнева. Соловей описывает, как 22 июня, в день начала войны, в Добрянке состоялся митинг, на котором местные жители высказали своё отношение к случившемуся. Здесь, в числе других выступил мужчина лет 65-ти. Высокий и жилистый, изъясняясь на русско-белорусском суржике и ;жестикулируя правой рукой, он рассказал о своём участии в русско-японской войне, а также в Первой мировой. В заключение озвучил призыв, который вызвал всеобщее одобрение: «Вставайте, люди, на бой с немецким басурманам. Подымайся на битву, русский народ!» И поднялись добрянцы на защиту своей Родины.
.
Первый их бой 26-го августа в районе посёлка Актильня Соловей по праву считает началом партизанского движения в Полесье. В этот день ополченцы, взаимодействуя с отступающими красноармейцами, уничтожили велосипедную роту оккупантов, а затем вступили в бой с их превосходящими силами. После сражения, по дороге к райцентру, появились 90 березовых крестов, под которыми нашли своё последнее пристанище немецкие вояки. Активность добровольцев  нарастала здесь с каждым днем и часом: они осваивали азы лесных, рельсовых и дорожных войн, срывали передвижения войск агрессора.
.
И полетели под откос воинские эшелоны врага, и начали  выходить из строя мосты, паровозы и водокачки. При взрыве штабной дрезины погиб немецкий генерал Макенротт и несколько офицеров его штаба. От пуль партизан сотнями гибли рядовые солдаты. А 7 ноября в результате дерзкой операции была освобождена сама Добрянка, разоружены и
взяты в плен 160 полицейских, захвачено большое количество оружия и продовольствия. А затем, вывесив красный флаг, партизаны провели митинг по случаю 24-ой годовщины Октябрьской революции. Это придало людям уверенность, что конечная победа в войне будет за ними.
.
Оккупационная власть пришла в бешенство от активности народных мстителей на важном для себя направлении. В этой связи была разработана карательная операция «Замглай», под которую были брошены регулярные войска, жандармерия, авиация и другая техника. Исполнение операции находилось на контроле у гаулейтера Украины Эриха Коха. Но её авторы не учли того, что русская Земля имеет свойство в час великих испытаний взращивать и выдвигать из своих глубин героев, которые способны сплотить соотечественников на борьбу с врагом, как это сделали в своё время  Новгород-Северский князь Игорь или в 1612 году ополченец Иван Сусанин.
.
В 1941 году таким лидером оказался Тихон Евтушенко. Этот командир Добрянского отряда не заканчивал военных академий, но был наделен природным умом, что и позволяло ему успешно проявлять себя и в качестве администратора и хозяйственника, а когда потребовалось, то и в качестве боевого командира. Исход первого дня кровавой операции «Замглай» в Гремяческом лесу 11 ноября сложился не в пользу карателей. Партизаны проявили чудеса героизма и умения действовать в экстремальных ситуациях. Как пишет Соловей, естественный инстинкт самосохранения, здесь уже не срабатывал. Мотив действий бойцов был «невероятно прост»: как можно дороже отдать свою жизнь ради победы.
.
В одном из эпизодов сражения раздался зычный голос политрука Николаева: «Товарищи! Умереть мы всегда сумеем! Дави фрицев! Пусть они знают нашу силу! Вперед, добрянцы!». И пошли земляки политрука вперед, перехватив у карателей инициативу. Получив внушительный отпор, немцы попытались изменить тактику боевых действий и во время относительного затишья произошло невероятное. Над позицией вражеских автоматчиков был поднят белый флаг, а через несколько минут появились три фигуры, шедшие в сторону партизан. Теперь уже все видели, что к ним приближается немецкий фельдфебель с белым флагом в сопровождении двух солдат.
.
Парламентарии остановились буквально в нескольких метрах от позиций добрянцев, продолжая размахивать флагом. О появлении переговорщиков было срочно доложено в штаб отряда, откуда прибыла специальная группа из четырёх человек. Самоуверенный фельдфебель начал ставить партизанам условия о немедленной капитуляции с гарантией получения ими в качестве вознаграждения зерна, жиров, водки и табака. Но последовал ответ, что советские люди защищают свою Родину в войне, в которую их втянул фашизм, а потому прощения ему не будет. Жёсткий ответ руководителя делегации Гайдака и решительный вид группы его сопровождения смутили гитлеровца, после чего фельдфебель вручил партизанам письменный вариант ультиматума и благополучно отбыл назад.
.
Конечно, моральный выигрыш был на стороне партизан. Но только моральный. В военном же отношении – полное силовое превосходство было на стороне противника. Гремяческий лес был окружён, а боеприпасы и продукты находились на исходе.  Отряд понес большие людские потери, в связи, с чем Евтушенко был вынужден принять решение о дроблении отряда на мелкие группы, которым надлежало самостоятельно выходить из леса и болот, чтобы с наступлением весны объединиться. Сам командир с одной из групп вышел на Беларусь, где 18 февраля 1942 в районе села Семёновка героически погиб в неравном бою с гитлеровцами. Таким образом, партизанское соединение после 100 дней активных действий, распалось, а вышедшие из окружения бойцы влились впоследствии в другие партизанские формирования.
.
На этой драматической ноте Соловей заканчивает первую часть  книги «Взгляд сквозь годы». Далее он довольно подробно описывает события партизанской борьбы 1941-43 годов на территории всего Репкинского района, в который в настоящее время входят бывший Добрянский и Любечской районы. В этом регионе борьба была сложной и трудной, имела свои подъемы и спады, свою логику, определяемую ходом Великой Отечественной войны. Автор описывает многие операции и называет имена незаслуженно забытых героев, достойных того, чтобы их знали и чтили. При этом Соловей предостерегает читателя от мысли, что события эти были всего лишь эпизодом в судьбе региона, который буря народного сопротивления, после оккупации, обошла дальней стороной.
.
А в заключительной части книги автор даёт философско-аналитическую оценку событий того времени в пользу незаслуженно забытых имен. По мнению Соловья, сказался культ величия героических свершений крупных партизанских соединений, оказавшихся в гуще главных событий того времени, включая Черниговщину в целом. По этой причине оказались в тени небольшие партизанские отряды и группы местного масштаба, действовавших в 1942-43 гг. самостоятельно на свой страх и риск, исходя из реально складывающейся обстановки на второстепенных участках оккупации. Давая оценку событиям  на родном Полесье, Соловей пишет, что не всё было безупречно в этой борьбе.
.
Всякое было: и героическое, и трагическое, и возвышенное, и низменное. Были здесь поражения и победы, имело место мужество и величие гражданского духа людей. Но было и предательство, и дезертирство, и трусость. Было всё! Со многими доводами М.Соловья трудно не согласиться, хотя отдельные его суждения звучат спорно. В частности, он возлагает долю вины за трагическую судьбу партизан Добрянщины на руководителя областного штаба Алексея Федорова. Не умаляя его организаторских способностей, автор книги утверждает, что тот упустил момент, когда против Евтушенко были брошены превосходящие силы карателей. На деле же этой помощи отряд не получил по той причине, что и сам областной штаб в тот период находился в аналогичном положении.
.
Но Соловей, очевидно, был прав, когда писал: «следствие немилости Федорова по отношению к Добрянскому отряду и его командиру сказывалось на протяжении многих послевоенных лет. Отряд был вычеркнут из списка партизанских формирований области». Даже по окончании войны точное место захоронения Евтушенко не было установлено. Значит, кто-то был «против» этого поиска. В докладной же записке НКВД УССР № 272 / СН от 6 марта 1942 года имя Тихона Евтушенко стоит в одном ряду с такими легендарными предводителями народного сопротивления, как Сабуров и Ковпак. Героизм и феномен его отряда трудно переоценить.
.
Время неумолимо и беспощадно ко всем живущим на Земле. Оно не щадит никого, независимо от былых званий, заслуг и положения в обществе, оставляя кому позор, кому бесславие, а кому бессмертие. Вот и нас, ныне живущих, время всё дальше отдаляет от огненной поры под названием Великая Отечественная война. Оно отдаляет нас от поколения тех, кто в подполье, в окопах, в лобовых схватках с врагом  отстояли честь и независимость Родины. Уходят и те, кто видел ужасы войны детскими глазами.
.
Вот и нашего исследователя партизанского прошлого Добрянского края Михаила Соловья 24 декабря 2015 года не стало на 78 году жизни. Он похоронен в родном селе Ново-Украинское, что на границе с Беларусью. Много искренних и добрых слов  в этот скорбный час прозвучало из уст его родных и близких. Дети и внуки умершего отмечали житейскую мудрость, щедрость души, искреннюю любовь к жене Тамаре и детям. Соло-вей был человеком активной гражданской позиции, большим жизнелюбом, хорошо пел, увлекался спортом и пчеловодством. Он преподавал философию в педагогическом институте, историю в железнодорожном училище, был лектором общества «Знание».
.
А еще он  внес весомый вклад в дело воссоздания хроники партизанского движения на родном Полесье, был инициатором закладки памятных знаков по местам боевой славы. После 1991 г. убеждённый коммунист М.Соловей приложил немало усилий по возрождению городской организации КПУ. Работая над своей книгой, он начал катастрофически терять зрение, но это его не остановило: к опросу очевидцев и участников военных действий, а также к написанию самой книги привлек свою жену и детей. Так, пусть Земля будет пухом этому благородному человеку, надежному, как ломоть ржаного хлеба в голодный день.
.
Вот и хочется пожелать, чтобы единомышленники М. Соловья продолжали доносить до молодых поколений правду о суровых временах 1941-45 гг., о тех, кто в меру своих сил и возможностей, не щадя собственной жизни и здоровья, отстаивал свободу и крепил мощь своей Родины. Отстаивал ради того, чтобы сегодняшние наследники древних русичей жили под ясным небом, в мире и достатке, не враждовали ни с армянами, ни с грузинами, ни с потомками половцев и печенегов.
5
1
Средняя оценка: 2.80758
Проголосовало: 343