Украинский институт национальной вражды?..
Украинский институт национальной вражды?..
Украинскому институту национальной памяти всё неймётся. Вроде бы и национальный, но вот только какую память он так ретиво старается сберечь? Уж точно не народную, а о тех, кто в годы Второй мировой войны активно сотрудничал с нацистами. Теперь их последователи устраивают факельные шествия в Киеве и других городах Украины в день рождения идеолога украинского национализма Степана Бандеры в ненависти крича, что москали всячески притесняли украинский народ, а потому наилучший москаль только тот, что висит на «гіллякі». Да разве только москали гибли от рук боевиков ОУН-УПА? Немало евреев, поляков и даже украинцев, не согласных с идеологией украинских националистов, вырезали бандеровцы. Председатель Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский заметил, что если в Верховной Раде будет принят законопроект о реабилитации вояк ОУН-УПА, это означает, что «осужденные за убийство евреев украинские полицаи, члены ОУН и УПА будут оправданы и признаны невиновными». А этого допустить нельзя.
Уж насколько нынешняя польская власть толерантна к Киеву — жгучая ненависть к России объединила «задушевных друзей» — но и она проявила недовольство, когда в январе этого года неизвестными был разрушен памятник в селе Гута Пеняцкая (Львовская область), установленный в память поляков, заживо сожжённых эсэсовцами дивизии «Галичина» в 1944 году. А позже надписями «СС Галичина», «ОУН-УПА» были осквернены польские могилы в Быковне под Киевом, здесь в конце 30-х — начале 40-х гг. прошлого века гэбэшники расстреливали «врагов народа».
Польские власти направили ноту протеста в МИД Украины с требованием установить и наказать тех, кто совершил этот акт вандализма. Председатель правящей партии Польши «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что украинские националисты в геноциде поляков превзошли даже немцев, а с таким героем, как Бандера, Украина пусть не надеется на вступление в Евросоюз.
Хотя чего это лидер правящей польской партии, до этого вполне лояльный к украинским националистам, вдруг проявил такое недовольство? На Майдане Незалєжності в декабре 2013 года Качинський громогласно заявлял, что Украина идёт по правильному пути и обязательно будет в Европе. "Вы нужны Евросоюзу", — это его слова. Националистический угар на Украине не мешал Польше радужно смотреть на перспективы недалёкого украинского будущего. А тут вдруг на тебе... Мнение сменилось на диаметрально противоположное.
Недавно американское Центральное разведывательное управление рассекретило материалы, касающиеся его деятельности за период 1940-1990 гг. По мнению сотрудницы ЦРУ Хезер Фриц Хорниак в этих документах много «плохого и хорошего». Среди 12 млн страниц нашлись и довольно «плохие» об украинских националистах. ОУН была названа террористической организацией, и если американцы продолжали сотрудничать с ней, то только лишь потому, что ненависть бандеровцев к коммунистам шла в русле политики США по отношению к СССР после Второй мировой войны.
После печально известной речи Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 года) начался период так званой холодной войны, когда Запад и Соединённые Штаты стали считать своим главным врагом Советский Союз. В войне все методы хороши, американцы решили использовать опыт террористической деятельности украинских националистов, а у них он был большой. В Львове в 1933 году они застрелили секретаря советского консульства Андрея Майлова. Степан Бандера был организатором убийства министра иностранных дел Польши Перацкого, за это отбывал пожизненный тюремный срок в польской тюрьме, откуда вышел только потому, что началась Вторая мировая война. Правда, гитлеровцы потом опять его посадили, но это уже совсем иная история.
Оказалось, что за океаном всегда считали ОУН террористической организацией. А современные польские политики в угоду политическому моменту всё продолжали закрывать глаза на деяния украинских националистов. А ведь от их зверств в годы Второй мировой войны погибли десятки тысяч мирных поляков. Польская власть оказалась в довольно щекотливом положении, необходимо было срочно скорректировать свою позицию. И уже после появления секретных документов из архива ЦРУ, лидер правящей польской партии "Право и Справедливость" Ярослав Качиньский выступил с резкой критикой ОУН-УПА.
Грязно пахнет большая политика и неподобающе несет от политиканов, когда во имя политической целесообразности можно забыть о бедах и страданиях своего собственного народа, а заговорить об этом лишь только тогда, когда молчать уже совсем невыгодно. Но пусть это останется на совести Ярослава Качинського, которого можно увидеть на фото вместе с лидером националистической “Свободы” Олегом Тягнибоком на Майдане Незалєжності.
А Украинский институт национальной памяти так уже “дозаконопроектился», что предложил не считать государственным праздником 8 Марта, тем самым лишая миллионы украинских женщин светлого весеннего праздника, когда начинает просыпаться и хорошеть природа, и это так созвучно с женским началом жизни. Но ненависть к коммунистическому прошлому страны гложет души «свідомих», им плевать, что этот праздник является Международным женским днём. В разряд ненавистных попал День международной солидарности трудящихся Первое мая и поистине всенародный праздник День Победы. Вот уж заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьёт!
* * *
Каждый раз когда мне приходится проходить мимо высокого гранитного постамента в центре города, на котором ещё не так уж давно стоял бронзовый Ленин, все время не покидает чувство, что поверженный памятник — это символ наступившего на Украине смутного времени.
Несколько веков украинский народ горячо мечтал о своей независимости, а когда в 1991 году она стала реальностью, многие горячие украинские головы прямо-таки опьянели от свободы. Быстро обогатившаяся на «прихватизации» и сохранившая рычаги власти теперь уже бывшая партноменклатура рьяно взялась за «розбудову незалежної» державы. Вскормившая и давшая им путёвку в жизнь компартия Украины вдруг стала изгоем, потому что мешала внезапно полюбившим национальную идею партократчикам проводить свою независимую политику от Москвы, которая на самом деле свелась к грабежу украинского народа.
Чтобы избавиться от своего «подлого», правда, не совсем «мелочного прошлого», которое, видимо, сильно жгло совесть, бывшие компартийцы стали яро отмежёвываться от вскормившей их партии. Через 24 года независимости это привело к появлению известных законов о декоммунизации. Компартию и всю коммунистическую символику запретили. Вопреки желанию и воле «пересічних громадян» — рядовых граждан, власть стала переименовывать улицы, сёла и города, в названии которых звучали имена коммунистических деятелей. Правда, и в этом угодном украинским властям деле вышла осечка. Мэр Харькова Г. Кернес заявил, что проспект Героев Сталинграда переименовываться не будет, городские власти считают, что его название не попадает под одиозный закон о декоммунизации.
Истинно независимая страна не может обходиться без собственной идеологии, опирающейся на менталитет своего народа. Вроде бы закономерно, что молодое украинское государство пытается выстроить свою собственную идеологическую доктрину, в корне отличную от коммунистической. Вот только от этого безапелляционного «отречемся от старого мира...» явно потягивает душком прошлого, а ведь от него так рьяно открещиваются нынешние украинские власти.
Большевики сносили памятники «ненавистным сатрапам» царского режима, а на их месте возводили своим героям. Теперь же украинская власть вкупе с национально продвинутыми историками вытравливает у молодого поколения память об их дедах и прадедах, верно служивших идеалам советского строя. И тогда чем же она отличается от предыдущей, которую так честит? Типично старое «тоталитарное» мышление, какая уж тут европейская гуманная традиция, о которой так любят разглагольствовать украинские политики?
Лидер Великой Французской революции Робеспьер установил в стране кровавую диктатуру, ему принадлежат слова, что «террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость», но даже о нём сохранилась память в Париже. Его статую можно увидеть в Пантеоне, где покоится прах великих французов, в скульптурной композиции «Республиканский алтарь». О нём напоминает станция парижского метрополитена. Конечно, Украина — не Россия, но далеко и не Франция! А ведь о своей причастности к европейской культуре с гордостью заявляют сегодня на Украине.
Историей своего народа, пусть даже не всегда она привлекательна, следует гордиться, а не придумывать мифы, что украинский народ ведёт свою родословную чуть ли не от сотворения мира, что украинцы ещё в прадавние времена дали народам Европы пшеницу, а героические эпосы «Илиада» и «Одиссея» — тоже творения украинского гения. Куда уж тут российским «ватникам» со своей «чугунной», замешанной на имперских захватнических амбициях, историей. Россияне всегда были необразованны, а культуру им принесли просвещённые украинцы.
Такие деятели, как митрополит Пётр Могила (1597-1647), основатель Киево-Могилянской академии. Многие её выпускники служили российским императорам. Архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736) верой и правдой служил Петру Ι двадцать лет. Ему приписывают авторство концепции, что великороссы, малороссы и белорусы — это единый русский народ. Теперь этот взгляд на Украине непопулярный, в ходу новый, созвучный нынешнему времени тезис, что «никогда мы не были братьями», что Россия всегда душила свободолюбивые устремления украинцев.
А раз украинцы и русские не родственные души, так нечего общаться на Украине языком захватчиков. Широко известны случаи, когда национально сознательные оскорбляются, что в магазине продавщица общается с ними на русском. Хотя украинские политики и СМИ постоянно лицемерно твердят, что русский язык никто не преследует. И вот такое негативное отношение к русскому языку трансформировалось в законопроект «О языке», который был зарегистрирован в январе в Верховной Раде. Депутаты-русоненавистники предложили существенно ограничить сферу применения русского языка. Даже в общественных организациях общаться придётся только на украинском, специальный созданный орган слежки будет за этим наблюдать. Что уж тут говорить о творческих людях? Пишешь, допустим, стихи на русском, переводи на украинский, а потом уж читай. Если народные избранники примут этот закон, русский язык станет на Украине изгоем. Вот до какой ненависти доскакались украинские русофобы.
Неудивительно,что такая ситуация не устраивает многих на Украине. Даже сейчас, когда на Донбассе гражданская война, 19 % украинцев считают русский язык своим родным. Это по данным Центра Разумкова на конец 2015 года, вряд ли эта цифра существенно изменилась к настоящему времени. В противовес «драконовскому» проекту «О языке» депутат Верховной Рады Евгений Балицкий внёс свой законопроект "Об обеспечении государственной поддержки мероприятий по развитию, популяризации и защите русского языка в Украине".
Второго марта в Киеве прошёл форум учителей русского языка и литературы в поддержку этого законопроекта. На нём было принята резолюция об организации общественного движения «За родной язык!» Сопредседателями движения избрали директора теперь уже расформированного черниговского Украинско-Российского института, филиала Московского открытого государственного университета Александра Железняка и писателя, члена редколлегии киевского журнала «Ренессанс» Сергея Аксёненко. Хочется верить, что прошедший форум не стал казённым мероприятием, а будет последовательно и целенаправленно отстаивать интересы русскоязычного населения Украины.
* * *
Поступательное движение Украины к сияющим вершинам европейской цивилизации в последнее время что-то затормозилось. Очень уж неохотно спешит Европа заключить её в свои объятия. Это понимают даже украинские националисты, недаром стали призывать жечь флаги Евросоюза, как иллюзию о лучшей европейской жизни. Прозрели, что в общем европейском доме места им нет. А вот президент Украины П. А. Порошенко всеми силами стремится на Запад, хотя на сегодняшний день поддерживает его не более 10% украинцев. А вот рейтинг всем «ненавистного» Януковича перед Майданом был в два раза выше. Разуверились люди в нынешней власти! Таков печальный итог европейских надежд украинцев, за которые они так дружно выступили на Майдане. Наивные делали революцию, а олигархи ею воспользовались.
Какой-то украинский школьник в своём сочинении написал, что «моему папе нравится Пётр Алексеевич, поэтому он и повесил его над кроватью...» Ну, тут можно только посмеяться, а вот «зависнет» ли Пётр Порошенко в украинской истории как успешный президент Украины — это под серьёзным вопросом. Как под вопросом и деятельность Украинского института национальной памяти, со временем вряд ли украинцы будут считать его работу таковой, что служила истинным интересам украинского общества.
Ведь законотворческие инициативы института вызывают неоднозначную реакцию населения. В ночь на 1 марта неизвестные подожгли двери института, а ещё раньше облили их кровью с внутренностями животных. В этой связи Украинский институт национальной памяти хочется назвать институтом национальной вражды, которую он горячо раздувает в украинском обществе. Цель понятна: заставить украинскую молодежь забыть свою весьма непростую историю, навязать молодым людям превратное её толкование, привить им недружественные взгляды по отношению к проживающим на Украине русским.