Письмо с окраины. 2007-2017

К этому письму просится классический эпиграф. Что-нибудь вроде: «Десять лет спустя, или Прозрение, которого не было». Да и начать бы его классически: «Милый дедушка…».  Обратиться от всех Ванек Жуковых, покинутых на «хозяйскую науку». Хотя не лежит душа шутить.

Вспоминаю, как в декабре 2007 года в Киеве прошла общеукраинская конференция, посвящённая годовщине Всемирного Конгресса российских соотечественников. Обсуждались вопросы консолидации. Именно об этом говорили те, кто уже с середины девяностых стал понимать, чем для России закончится «парад суверенитетов», и кто уже тогда понял важность объединения людей с русским мировосприятием без оглядки на их национальность, гражданство и род занятий. Объединения, которое могло бы встать на пути агрессии против нашего общего Отечества. Не парадная получилась конференция. Судите сами.

1. Русские Украины – это не русские Франции, или Австралии, а люди, в сознании которых Украина видится не страной проживания, а остаётся частью большой Родины. Интересы «национального меньшинства» в четверть населения страны, живущего на исконно русской земле, никак не втискиваются в рамки сарафанов и балалаек. Поэтому основной целью консолидации является не столько организация местной взаимопомощи и отстаивание гражданских прав, сколько противостояние растущей русофобии и оказание помощи самой России в утверждении её международного статуса. И умалять значение этой цели, считать её надуманной или излишне патетической – значит просто не понимать основного вектора усилий своих соотечественников.

2. Консолидация – явление не одномоментное, эта задача не решается резолюциями собраний, конференций и съездов. Это планомерная, постоянная и рутинная работа на местах, требующая духовных, физических и финансовых усилий. Мы удивляемся успехам евреев, немцев, греков и других национально-культурных обществ, превращающихся в крепкие и самодостаточные организации. А удивляться нечему. Все они открыто поддерживаются соответствующими странами, вплоть до оплаты офисов и патронажных служб, и власти Украины шумихи по этому поводу не поднимают потому, что ссориться на государственном уровне – себе дороже. А вот на местном уровне ссориться не надо. Достаточно устроить налоговые проверки у тех неравнодушных бизнесменов, кто пытается помочь неприбыльным организациям русских соотечественников. Только и всего, чтобы отбить желание когда-либо ещё такие попытки предпринимать. Может быть, для Австрии достаточно и одного «Русского дома», но на Украине, если мы дорожим историей и судьбой Отечества, такие дома должны быть хотя бы в каждом областном центре, потому что «консолидироваться» и что-то отстаивать на квартирах и кухнях уже даже и не смешно.

3. Помощь России в проведении культурологических мероприятий, оздоровлении детей, стажировок преподавателей-филологов, в подписке на периодику и пополнении библиотек – всё это оценивается и принимается с пониманием и искренней благодарностью. Хотя многое люди могли бы делать и сами и делали бы это умело, с энтузиазмом, если бы правильные слова о «народной дипломатии» дополнялись делами и наполняться экономическим содержанием. Однако для этого политика России должна отличаться протекционистской гибкостью в отношении тех своих бизнес-структур, которые целенаправленно работают с русскими коллегами на Украине. Увы. Наша областная организация соотечественников предлагала реализацию совместных проектов на любой, можно сказать, вкус: от домов «русской книги» до совместной эксплуатации аэропорта; имеем мы, что предложить, и сейчас, но российский бизнес упорно сотрудничает с последышами мазеп. Причина проста: «последыши» при деньгах. Однако работая с Россией и преуспевая с её помощью, сегодня они не брезгуют воровством уже на государственном уровне, а завтра так же – по-мазепински – предадут. Не видеть этого может только слепой.

4. Пора бы, наконец, иначе взглянуть на тех, кто продолжает бороться с вышедшим уже на Крещатик нацизмом, отстаивает Православие и ценности Русского мира, кто на себе и ежедневно ощущает катящуюся к российским границам опасность. Речь о доверии к ним – этим людям. И об уважении к тому, что они делают. Чтобы не было горьких анекдотов, когда  чиновники из посольства РФ в Киеве обращаются за гарантиями целевого использования средств не к своим русским соотечественникам, а к тем, кто уже настолько отравлен атмосферой властных коридоров, что спит и видит в России кровного врага!

Вывод: консолидация русских Украины без прямого участия России в создании русских культурных центров и ориентации российского бизнеса на развитие совместных проектов – это консолидация на уровне «клубов по интересам». Историческая перспектива в таком случае – низведение до фактического «национального меньшинства».

 

Ну и что это было? Прозрение? Для жителей Украины оно наступило гораздо раньше. И в 2007-ом на конференции речь шла о поднявшейся во весь рост трагедии не только русских Украины. Однако официальная итоговая резолюция и этой Конференции под натиском чиновников была сведена к парадной реляции о проведённом мероприятии.
Остаётся лишь пожелать России поминать тех, кого она оставила за своими пределами 12 июня 1990 года. Всё-таки они делали, что могли, чтобы агрессия против их Отечества не докатилась до нового Дубосеково. Хотя во всём этом есть, конечно, и их вина.

2007-2017

 

5
1
Средняя оценка: 2.77095
Проголосовало: 358