Киев – мать городов нерусских, или Как лишить родного языка миллионы
Киев – мать городов нерусских, или Как лишить родного языка миллионы
Зрада и ганьба, то бишь предательство и позор, к «настоящим украинским патриотам», как всегда, подкрались незаметно. Управляла ими, по обыкновению, рука вездесущего ФСБ, пытающаяся разрушить завоевания майдана.
Почему так случилось? Наверно, потому что «настоящий украинский патриот» по умолчанию должен быть тупым, безграмотным и не знать собственной истории.
В самом сердце столицы революции достоинства на улице им. Тимошенко, не Юлии Владимировны, а маршала Семена Константиновича Тимошенко, (еще одна зрада и ганьба!) расположилось украинское издательство «Генеза». Мало того, что непатриотично напечатало для школ Украины учебник по русскому языку, оно лживо осмелилось написать, что «Киев – мать городов русских», и нарисовать рядом ненавистный трехцветный флаг государства-агрессора. Куда смотрит, мать его, СБУ?
Это Киев. А есть еще «территория, которая граничит с временно оккупированной территорией АР Крым» (официальная терминология, - М. К.) – Херсонская область. Там, если верить, местным сайтам, коих, готовя эту статью, мне пришлось перечитать множество, не просто зрада, а зрада зрадная!
Представьте себе, областные власти, русскоязычного к слову, региона, распорядились перевести немногие из оставшихся школ с русским языком обучения на украинский, а в трех школах родители не побоялись, что их вместе с детьми начнут клеймить пророссийскими сепаратистами, антиукраинскими агентами ФСБ и лично Путина, и воспротивились такому патриотическому решению.
Мало того, по улицам ходят люди и собирают подписи в поддержку русского языка, против закрытия русскоязычных школ и за увольнение некоего Евгения Криницкого – начальника управления образования, науки и молодежи Херсонской областной государственной организации. Куда смотрит СБУ? Мало того, что они ходят открыто, они еще и подписи обманом собирают. Кто же в трезвом уме в городе, где говорят по-русски, подпишет петицию за русский язык? Уже 17 тысяч наобманывали.
«Уже за 1-ю неделю акции каждый 2-й родитель херсонских первоклассников поставил свою подпись в защиту преподавания в школах на родном языке. Родители не побоялись угроз областного начальства и мэра Херсона. Поток обращений не уменьшается. Наиболее активными оказались жители Суворовского района города, где уже 83% родителей первоклассников заявили о намерении отстаивать свои права». В этом тоже, конечно же, обманывают.
Какой-то местный, то ли журналист, то ли пропагандист даже посмотрел, видимо, из соображений патриотического долга и вне всяких сомнений с отвращением, российский телеэфир, где вспоминали Криницкого, и с ужасом поделился с читателями своими мыслями. Путин пришлет зеленых человечков защищать русскоязычное население Херсона от украинизации, которая ничего, кроме патриотического блага, не несет. Ведь так же? А чтобы население Херсона, которое сплошь русскоязычное, за исключением особо упоротых героев и героинь майдана, с недавних пор с русского перешедших на корявый суржик, его лучше поняло, то ли журналист, то ли пропагандист свою оду украинизации написал по-русски.
Впрочем, еще один, то ли журналист, то ли пропагандист не ограничился размышлениями, а с ходу опубликовал копию доноса в СБУ, где упомянул поименно директора школы и чиновников, которые препятствуют переводу школы с русского языка обучения на украинский, тем самым подрывая основы государственности, патриотического воспитания молодежи и играют на руку… Кому? Ну, конечно же Путину.
В качестве справки. Когда еще существовала УССР, востребованность русского для обучения в школах Херсонской области составляла около 90%. Школ с украинским языком обучения были единицы – примерно так, как сейчас в Крыму. Ну, может немного больше. С распадом СССР количество русских школ медленно, но неуклонно стало сокращаться, а украинских увеличиваться. Причем происходило это не от желания учеников и родителей, а в административном порядке. Кто-то не видел в этом угрозы, полагая, что русский язык в украинских школах будут учить так же, как и украинский. Кто-то полагал, что это поможет детям выучить украинский и в дальнейшем поможет в карьере в стремительно украинизирующейся чиновничьей Украине. Кто-то вообще не думал…
А теперь: «Сегодня русский язык в школе, а завтра российский флаг повесят», - это губернатор Херсонской области в переводе с суржика.
«Директоров школ, которые против украинского языка в школах, надо увольнять», - это мэр Херсона тоже в переводе с суржика.
«Содержание школ происходит за счет украинских налогоплательщиков, и поэтому нормально, когда преподают в них на украинском», - это нардеп Александр Спиваковский, который оказывается тоже из Херсона. И не казак Гаврилюк с майдана, а в прошлом проректор университета и профессор, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования. А то, что украинские налогоплательщики не только украинцы, а люди разных национальностей и языков, никого не волнует.
Нет ни слова и о том, что в русскоязычных школах украинский язык по программе изучают в том же объеме, что и русский. А вот в украиноязычных русский язык и русскую литературу давно приравняли к иностранным и изучают исключительно факультативно, мало и далеко не везде.
Чем больше я листал на мониторе местные сайты, забив в поисковик имя Евгения Криницкого, тем удивлялся все больше и больше. Оказывается, он работал в Херсонской областной госадминистрации и во времена злобного тирана Януковича, и выступал на языке страны-оккупанта, русском то бишь, на антимайданных митингах, осуждая революционные майданные порывы, чем вызывал, в свою очередь, гневное осуждение местной майданизирующей общественности. Позже он стал носить вышиванку, начал говорить на суржике об идеалах и завоеваниях майдана и благополучно сумел не только пережить двух постмайданных губернаторов, но и неплохо чувствовать себя при третьем. А майданизирующая общественность стала его с такой же интенсивностью приветствовать, называя «настоящим патриотом Украины», с какой до этого в него плевала. Память у них, как у аквариумных рыбок.
Еще выяснилось, Евгению Криницкому в вину ставили низкие результаты внешнего независимого тестировании в Херсонской области – в определенной степени аналога российского ЕГЭ. Самые высокие результаты, кстати, в нем показали русскоязычные школы Херсона. Но это так, к слову.
Знаете, есть такие люди, которые готовы прогнуться и мимикрировать под любую власть, лишь бы быть к ней сопричастными. Не знаю, правда это или выдумка, как-то мне попалась история о жителе Львова, который, начав с Первой мировой войны и заканчивая Великой Отечественной, хлебом-солью приветствовал любые войска, которые входили в город.
Евгений Криницкий, образно говоря, с хлебом-солью сумел выйти даже с опережением. О том, что все школы Херсонской области будут переведены на украинский язык обучения, он объявил в начале августа – за месяц до того, как Верховная Рада, или как ее все чаще называют, Верховная Зрада приняла новый закон «Об образовании», среди прочего предусматривающий тотальную украинизацию обучения.
Давайте пробежимся по нововведениям.
До 2023 года в 3 этапа учителям обещают увеличить зарплату до 3-х минимальных. Если судить по нынешней минимальной зарплате, то это 9600 гривен. Минус налоги – примерно 8000 гривен, то есть примерно $300 - примерно столько, сколько учителя уже получали в 2013 году. Денег нет, поэтому зарплату одним будут повышать, видимо, за счет увольнения других.
Да и зачем столько учителей, если вместо 22 учебных предметов будет только 9? Вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии будут курсы "природа и человек", "человек и мир". Языки и литература станут "словесностью", алгебру и геометрию - в общий курс математики.
Репетиторство, которыми многие учителя подрабатывают, приравняют к предпринимательству с обязательной регистрацией такой деятельности и уплатой налогов.
Финансирование ПТУ теперь будет головной болью местных бюджетов.
Многие сельские школы закроют. Их уже закрывают. 1 сентября 2014 года на Украине было 17600 школ, 1 сентября 2016 – 16900, в сентябре этого – уже 16556. В законопроекте первоначально предлагалось, чтобы школа была не дальше 15 километров от населенного пункта. Депутаты сочли, что это слишком уж близко, и в законе расстояние выросло до 50 километров.
Обучение будет длиться 12 лет.
Появится рычаг для давления на учителей и директоров школ – прием на работу по контракту. К примеру, директорам школ законом разрешается занимать должность не более 6 лет.
Еще один рычаг – даже не для давления, а подавления – административное преследование инакомыслия. Такую поправку в закон предложил депутат от порошенковской партии Олег Мусий. «Педагогические работники, которые порочат Украину, порочат атрибуты ее, Государственный Гимн (обязательно с самой большой буквы, если вы помните, - М. К.) и т. д., не могут работать в системе образования», - заявил по этому поводу один из авторов закона Александр Спиваковский – тот самый профессор, рассуждавший о налогах и украинском языке.
Ну, и главное нововведение состоит в том, что миллионы граждан Украины не смогут учить детей на родном языке. Закон вводит фактический запрет на образование на любом языке, кроме украинского.
Немного статистики. На других языках, помимо украинского, сейчас в школах учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведения. Всего на Украине около 15 тысяч школ, 581 из них с русским языком обучения, 75 – с румынским, 71 – венгерским, 5 – польским, 3 – молдавским. Всего в школах Украины на русском языке обучается примерно 10% школьников, в частных школах его выбираются около 40% учащихся. Что же касается родного языка, то по результатам исследования American Institute of Public Opinion таковым для 83% населения Украины является русский.
Новый закон об образовании предписывает с 2018 года оставить преподавание на других языках, кроме украинского, только в младшей школе, то есть до 5-го класса. С этого же года прекращается печать учебников на русском языке. В 2020 году образование на Украине станет полностью украиноязычным.
Исключение только для «коренных народов», к которым отнесли крымских татар, караимов и крымчаков. Им можно иметь отдельные классы в школе. Один такой, к слову, помпезно открыли в Херсонской области в поселке Новоалексеевка. В нем живет около 10 тысяч человек. Около 13% - крымские татары. Это самая высокая территориальная концентрация крымских татар, помимо Крыма.
Один или несколько предметов можно будет преподавать на английском или языках Евросоюза – этакий реверанс в сторону венгров, румын и поляков. Русскоязычное же образование, как уже говорилось, должно быть уничтожено полностью.
Министр образовании Лилия Гриневич заявила, что принятая языковая статья закона «Об образовании» соответствует конституции Украины.
«Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом», - это в конституции, которую «пани миныстэрка», видимо, не читала.
Так или иначе, но изящество реверанса оценено не было. Первой возмутилась Венгрия. Венгров на Украине, согласно официальным украинским данным, 0,32%. Венгерское правительство обратилось с жалобой на ущемление прав венгров на Украине к генсеку ООН, уполномоченному организации по делам нацменьшинств и действующему председателю ОБСЕ и к верховному комиссару ООН по правам человека и комиссару ЕС по вопросам расширения и европейской политики добрососедства. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал заявление министра иностранных дел Украины Павла Климкина о том, что венгры по национальности, живущие в Украине, как и представители других нацменьшинств, должны владеть украинским государственным языком, «циничным, неправдивым и не подтверждающим правомерность ситуации» и одновременно сделал реверанс в сторону Киева – Венгрия будет голосовать за продолжение санкций в отношении России.
Дословно Климкин: «Украина и в дальнейшем будет делать все для развития украинского языка и гарантировать свободное развитие языков национальных меньшинств. Это наш долг».
МИД Венгрии ответил: «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании».
Вслед за Венгрией возмутилась Румыния. Румын на Украине, опять же по официальным украинским данным, 0,31%.
«В министерстве иностранных дел Румынии выразили надежду, что права румынского меньшинства на Украине будут сохранены, и подчеркнули обеспокоенность Бухареста в связи с этим вопросом».
Министерство иностранных дел Польши пообещало пристально следить за выполнением на Украине закона «Об образовании» и предпринять все необходимые меры, чтобы обеспечить полякам доступ к обучению на польском языке. Поляков на Украине 0,3%.
Президент Молдавии Игорь Додон призвал киевские власти отменить новый закон. Он выразил мнение, что община румын и молдаван на Украине рискует подвергнуться денационализации. Молдаван на Украине 0,54%.
К жалобе Венгрии в ООН присоединились МИДы Румынии, Болгарии (0,42% населения Украины) и Греции (0,19%).
А что же Россия? Россия, несмотря на то, что русских на Украине живет, согласно официальным украинским данным, 17,28%, а русскоязычных, если помните, 83%, в череде этих заявлений оказалась последней.
А точнее даже не заявлений. Просто «Комментарий Департамента информации и печати МИД России» на сайте ведомства:
«Обратили внимание на принятие на днях Верховной Радой Украины нового закона «Об образовании», в котором устанавливаются жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств с перспективой их полного вымывания из образовательной системы этой страны к 2020 г. Хотя в законе русский язык не упоминается, очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима.
Рассматриваем этот шаг как попытку «майданной» власти осуществить полную украинизацию образовательного пространства страны, что прямо противоречит как ее Конституции, так и взятым Киевом на себя международным обязательствам в гуманитарной сфере.
Москва в такой оценке действий украинских властей не одинока. С резкой критикой упомянутого закона уже выступили внешнеполитические ведомства Венгрии, Польши Румынии, а также Президент Молдавии.
Со своей стороны убеждены в востребованности коллективных усилий, в том числе на «площадках» международных организаций, с целью противодействия политике властных структур Украины, попирающих общепризнанные правочеловеческие стандарты».
И никаких нот протеста в МИД Украины или посланий Порошенко. Нет желания общаться с «майданной» властью? Вполне понятно такое нежелание. Но другой власти, кроме «майданной», сейчас на Украине нет, и дипломатические отношения не прерваны. По другим-то вопросам общаются.
Нет никаких заявлений и в ООН, ОБСЕ и прочего, что уже сделали страны, доля соплеменников которых на Украине исчисляется десятыми долями процента, а не почти 1/5. Это по национальности и официальным данным. А по родному языку, 83%, если помните.
Почему? Не знаю, почему. Мне говорили об очередном «хитром плане Путина», выдвигали версии, что в этом вопросе делает ставку на возмущение стран, которые дружат с Порошенко против России, говорили о нерасторопности дипломатическо-бюрократической машины, говорили, что… В общем, версий было много. Звучало среди них и соображение, что Россия махнула рукой на русских и русскоязычных на Украине, заняв позицию наблюдателя – скачите, как хотите, это ваши внутренние проблемы.
Но вне зависимости от того, что будет делать или не будет делать Россия, можно сказать одно: русских, венгров, румын, молдаван и поляков на Украине лишают родного языка. Стране нужны неграмотные патриоты в вышиванках. Для того, чтобы скакать, петь гимн и кричать «слава Украине» и «дякуемо» (спасибо, - М. К.) по любому поводу, в школах достаточно одной физкультуры.
P. S. Когда эта статья уже была написана, появилась информация, в Ивано-Франковске директора школы №3 Светлану Долгову вынудили написать заявление об увольнении из-за того, что в учебном заведении до сих пор ведется преподавание на русском и польском языке.
«Я не хочу сегодня вслух говорить то, что я слышала в свой адрес не только от директора департамента, от других должностных лиц. Я не могу в такой среде работать», - заявила Долгова.
Родители учеников возмущены и требуют ее восстановления.
Директор департамента образования и науки Ивано-Франковского горсовета Игорь Смаль их требования игнорирует.