Белорусский Сусанин
Белорусский Сусанин
Наше государственное историческое сознание постепенно выздоравливает. После некоторого периода «идеологической смуты» мы возвращаемся к правильному пониманию великих вех нашего прошлого.
8 февраля - День памяти юного героя-антифашиста, и с особым чувством мы в нашей стране вспоминаем подвиги тех, кто уже в детском возрасте был не по годам мужественным и самоотверженным, сражался во время Великой Отечественной - каждый по-своему! - с ненавистным врагом, приближая общую великую Победу.
Сколько горя принесла та война, сколько унесла человеческих жизней разных народов! В огненные годы Второй Мировой, а для нас Великой Отечественной, весь шар земной был в тревоге. Но, наверное, больше всего досталось детям. Они же наряду со взрослыми встали на защиту страны! Многие из них погибли.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но вот теперь…
Тихон… Какое светлое имя! Греческое по происхождению? Или теперь оно уже для нас больше русское-украинское-белорусское, - словом, славянское? Да ну какая разница! Все тогдашние тихоны были советскими, детьми одной большой и замечательной страны.
Двенадцатилетний Тихон Баран из деревни Байки, располагавшейся в годы войны на территории Косовского повята Полесского воеводства Второй Речи Посполитой (ныне Пружанский район Брестской области Белоруссии) повторил подвиг Сусанина. Об этой истории сегодня могло было быть ничего не известно, если бы не случайно найденный уже после Великой Отечественной дневник немецкого офицера. В нем есть такие строки:
«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои».
Эти слова посвящены в том числе именно ему, деревенскому мальчишке Тихону Барану, который не выдал дорогу к партизанскому отряду и отомстил за 957 односельчан, расстрелянных на его глазах в январе 1944 года.
… Дом семьи Баран в 1943 году стал центральным узлом для партизан: сюда приходили за продуктами и одеждой, отсюда стопками уносили листовки. В семье, кроме Тихона, были ещё три сына и две дочери. Двое старших братьев - Павел и Володя - ушли на фронт, отец и Василь — в партизаны… Тихон с сёстрами и мамой стали связными: добывали сведения о передвижении захватчиков, о количестве вражеской техники.
Партизанам помогала вся деревня - так сложилось, что почти у каждой семьи в отряде были родственники. Почти…
За исключением одного человека, который стал предателем. Он выдал фашистам семью Баран, их схватили. Больше месяца продержали в тюрьме. Морили голодом, пытали. Но не добились ничего.
Парнишка несколько раз пытался бежать. Первый раз прокопал некое подобие подземного хода, но Тихона нашли, избили плётками и вернули. В другой раз он пристроился в колонне пленных, которые шли на работу. Опять заметили и избили.
В конце концов, так ничего и не узнав, немцы отправили мать в германский концлагерь. А детей отпустили. Зачем? Видно, на них у фашистов были свои планы.
А ещё они знали, что всем жителям деревни недолго осталось жить. Ведь партизанский отряд всё время атаковал захватчиков, проводил диверсии. Партизаны даже отбили товарный поезд с награбленным хлебом. Прикрепили к нему красный флаг, поехали дальше, раздавая хлеб людям, а потом облили поезд бензином, подожгли и пустили в реку Пину.
Немцы несли большие потери, а справиться с отрядом, выследить, застать врасплох никак не могли. И решили уничтожить Байки подчистую.
Несмотря ни на что, Тихон продолжал работу связного.
И вот фашисты устроили «показательный день». Так получилось, что тогда Тихон, выполняя задание партизан, пришёл в деревню. Мальчик увидел виселицу, а на ней - двух повешенных мужчин, в которых он узнал отца и старшего брата своего лучшего друга Коли. Вокруг виселицы стояли селяне - фашисты согнали их смотреть на расправу. Целый день продержали, не давали ни уйти, ни снять и похоронить казнённых. Отпустили только поздним вечером.
… 21 января 1944 года Тихон снова выполнял задание партизан. Походил по деревне, разведал, что нужно. Вечером пришёл к соседке, приютившей сестрёнок. Очень обрадовались брату девочки, ухватились за него, просили взять с собой к партизанам. Тишка согласился, но предложил переночевать, чтобы не идти в темноте.
А утром в избу вломился полицай и погнал ребятишек и соседку за околицу. Страшную картину увидел Тихон: все жители деревни копали здесь огромную яму. Догадаться, зачем, нетрудно: рыли себе могилу. Не собирались же фашисты сами хоронить советских людей.
Взрослые копали молча, дети плакали. Многие пытались вырваться из кольца фашистов, окруживших будущую громадную могилу. Но ни у кого это не получилось. Немцы, между тем, подожгли деревню. И в трескучий январский мороз стало жарко: горело трудом нажитое, выстраданное добро. Горело, отдавая перед смертью последнее тепло своим хозяевам.
Начался расстрел. Один за другим падали в яму-могилу жители Баек. Тихон прижимал к себе сестрёнок и уговаривал их не плакать. Он и сам готовился к смерти. Но гестаповец, который командовал расстрелом, узнал мальчишку, не так давно побывавшего вместе с матерью на допросе. И догадался, что Тихон - партизанский связной. Мальчонку связали и заставили смотреть на расправу. На его глазах погибли все жители Баек, последними - сестрёнки…
Расправа заняла около часа. А потом фашисты потребовали от Тихона, чтобы он привёл их к партизанам.
Там, в лесу, партизаны ничего не знали и ждали Тихона. Вместе с другими в отряде были его отец и братья. Был командир Александр Иванович Самуйлик.
Тихон раздумывал, как поступить. А фашисты не поняли этого раздумья, приняли за готовность на сделку с совестью. Дали шоколадку. «Успокоили»: не надо, мол, бояться расправы от своих. Тихона ждёт замечательная судьба: он поедет в Германию и из «раба» станет человеком.
Шоколадку мальчишка взял и пошёл в густой лес. За ним - несколько сотен немецких солдат.
...Снег, вьюга застит глаза. Тихон ведет за собой немецких солдат.
Куда? Он все более осознает это.
После некоторого блужданья, Тихон уверенно повёл фашистов знакомой тропкой, туда, откуда нет выхода, туда, где он отомстит фашистам за смерть своих близких, односельчан, всех-всех-всех наших. Тихон сжал кулаки и зашагал ещё быстрее. Лес становился всё гуще, страшнее.
Начало смеркаться. Деревья вырастали чёрной стеной. Их обходили, но им не было конца.
Наконец, Тихон сбавил ход. Он привёл немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Больше спешить было некуда. Вскоре немцы один за другим стали проваливаться в трясину, - по колено, по грудь…
Офицер заподозрил беду.
- Где же твои партизаны?! - закричал он, хватаясь за пистолет. - Куда ты нас привёл?! Веди обратно!
- Отсюда вы уже не выйдете, - спокойно ответил Тихон. — Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню, за Родину!
Прогремел выстрел. Тихон упал на снег.
Он погиб, а фашисты в панике метались по болоту, которое многих засасывало всё глубже и глубже. Погибло более двухсот фашистов.
… Говорят, в детстве Тихон был тихим мальчишкой, каких было много в деревне - учился, играл с ребятами, помогал маме ухаживать за младшими сёстрами, был скромным и серьёзным, как отец. Тихон во всём старался быть похожим на него.
А в тот день в классе, как обычно, стояла тишина, потому что у доски отвечал Тихон. Он всегда толково отвечал. Учитель Иван Петрович задавал ему всё новые и новые вопросы о его любимом герое Александре Невском. О нём Тихон мог рассказывать, сколько угодно, и когда он ответил на последний вопрос, Иван Петрович сказал:
- Молодец. Я ставлю тебе «отлично». Скажи Тихон, а какая черта характера Александра Невского тебе ближе всего?
- Никогда не сдаваться, идти до конца и любить свою Родину! - ответил мальчик.
Вера без дел мертва, как и мертвы без дел любые высокие слова. Тихон Баран действительно прожил свою жизнь на «отлично», отдав её за други своя, за родную страну.