Новый Прометей нацелился на Россию
Новый Прометей нацелился на Россию
В своём желании стать непререкаемым лидером Восточной Европы Польша пытается придать второе дыхание идеологии прометеизма. Идеология не нова. Первые её ростки появились в период польского мятежа 1794 г.под предводительством Тадеуша Костюшко, концептуально оформилась в 1920-х при Юзефе Пилсудском.
Если Костюшко пытался вовлечь в антиправительственные выступления белорусских, малорусских и литовских крестьян с целью отделения их земель от Российской империи и дальнейшего включения в состав Речи Посполитой «от моря до моря», то Пилсудский пошёл дальше, поставив целью расколоть сначала Советский Союз, а затем и Россию вдоль национальных швов.
Программой-максимум был раскол и включение в состав возрождённой Речи Посполитой Белоруссии, Украины и Литвы; программой-минимум – раскол и предоставление юридической, но не фактической независимости этим республикам при фактическом подчинении их внешней политики Варшаве.
Польша добровольно взяла на себя образ древнегреческого мифического героя Прометея (Prometeusz) и родилась соответствующая идеологема: как Прометей нёс людям огонь вопреки воле злых богов, так и Польша несёт народам за восточной границей свободу и независимость вопреки воле злой Москвы.
Формулировка более чем ложная. Провозглашаемая независимость советских или российских окраин от Москвы на деле должна была обернуться их зависимостью от Польши, соучастие их народов в антироссийских игрищах Польши – послужить достижению поляками своих, польских стратегических интересов, без учёта интересов «освобождаемых» народов.
Быть лидером Восточной Европы Польша может только в том случае, если рядом не будет государств, превосходящих её по силе и влиянию. Оторванные от Москвы окраины как раз и есть такими слабыми государствами. Разве современная Литва Польше конкурент? А Украина?
И даже Белоруссия, прекрати она военно-политическое и экономическое сотрудничество с Россией, превратится во вторую Украину в смысле её политической слабости на фоне Польши. Польша считается с Белоруссией до тех пор, пока в Белоруссии есть российские военные базы и белорусские войска участвуют в совместных учениях с российскими. Достаточно почитать имеющиеся в открытом доступе доклады польских экспертов, чтобы в этом убедиться.
Для обоснования своей миссии за восточной границей ЕС Польша вновь обращается к идеологии прометеизма. В 1920-х польские прометеисты установили контакты с беглыми антисоветски настроенными представителями националистических кругов Азербайджана, Грузии, Украины, Белоруссии, Кубани, Крыма, Северного Кавказа, казачьего Дона, Коми, Карелии, Туркестана, Башкирии, Татарстана.
Вынашивая планы развала Советского Союза и РСФСР и создание самостийных республик на пространстве от польской границы до Сибири, эти господа были первостепенным объектом внимания со стороны советских спецслужб.
В 1930 г.советскими агентами был устранён один из деятелей грузинских прометеистов Ное Рамишвили. Сначала ОГПУ, а потом НКВД очень плотно занимались прометеистами, что вполне объяснимо – спецслужбы стояли на страже территориальной целостности государства. Этим и объясняется огульная критика Польшей НКВД и сталинского правления, в целом.
Рассуждая о сталинизме, Польша ещё больше мешает поиску исторической правды. Не отрицая наличия невинно пострадавших от репрессий в ту эпоху, укажем, что далеко не все репрессированные были невиновны. Особенно это касается лиц польской национальности в СССР.
1920-1930-е гг.были периодом повышенной активности польских спецслужб в СССР. Ведомые идеологией прометеизма, они старались создать из советских поляков группы влияния, тем более что многие из таких поляков были бывшими солдатами армии Пилсудского, не смирившимися с тем, что Российская империя превратилась в Советский Союз, а не рассыпалась на кусочки.
В ходе пресловутой «польской операции» НКВД одним махом накрыл всё польское подполье, в т.ч.тех, кто ему сочувствовал и представлял для СССР потенциальную опасность.
В критике сталинизма Польша менее всего стремится к исторической правде. Например, никогда не говорит о том, что польская разведка была одной из самых активных, если, вообще, не самой активной в СССР. Советское руководство не могло просто наблюдать, как поляки плетут заговоры и интриги, оно обязано было принять меры здесь и сейчас, в существующих геополитических реалиях.
Реалии же были таковы, что Польша действовала против СССР не в одиночку, а координировала свои действия с другими западными державами. И ставку делала на польскую диаспору в СССР.
Современная Польша точно также действует в Белоруссии, где проживает несколько сот тысяч этнических поляков. Их Варшава подталкивает к протестным действиям, белорусская националистическая оппозиция почти сплошь состоит из белорусских поляков и ополяченных белорусов-католиков. Когда же белорусские спецслужбы пресекают их активность, Варшава включает знакомую пластинку о репрессиях против поляков со стороны официального Минска.
Для Варшавы главное - максимально раздуть тезисы о преступности сталинского режима и о будто бы свойственной ему адской ненависти ко всему польскому. НКВД потому ненавистен Варшаве, что эффективно положил конец прометейским фантазиям польской шляхты, профессионально переиграв её в невидимой войне спецслужб.
Сегодня в Польше издаётся журнал Nowy Prometeusz (“ Новый Прометей»). Журнал позиционирует себя как научное издание, но его главная функция – пропагандистская. Журнал изучает и рекламирует идеологические измышления польских прометеистов первой формации, публикует материалы современных авторов из постсоветских республик, традиционно находящихся в фокусе внимания польского прометеизма, старается склепать миф об общности судеб Польши и республик бывшего СССР, навязать миф о бескорыстности польского прометеизма и жертвенности поляков перед лицом выдуманной поляками российской угрозы.