Сестра милосердия из высшего общества
Сестра милосердия из высшего общества
Юлия Вревская, первая красавица Петербурга с началом русско-турецкой войны 1877 года продала свое имение, чтобы снарядить санитарный отряд, в котором сама стала сестрой милосердия
Юлия Петровна Вревская, дочь боевого генерала, участника Бородинской битвы, Петра Варпаховского, родилась в 1841 году в дворянской семье. Она училась в одесском институте благородных девиц и ставропольском женском учебном училище святой Александры.
В 19 лет вышла замуж за командующего войсками Лезгинской кордонной линии, 44-летненго генерал-лейтенанта Ипполита Вревского, одного из покорителей Кавказа. По словам декабриста Александра Беляева, генерал являлся одним из образованнейших и умнейших людей своего времени, он был дружен с Михаилом Лермонтовым, Львом Пушкиным, братьями Беляевыми и Михаилом Назимовым.
Однако брак молодоженов продлился недолго, во время боевой операции Вревский получил смертельное ранение, был привезен домой и скончался на руках жены.
Пожив некоторое время в Тифлисе, вдова переехала в Петербург, где познакомилась с царской семьей и получила приглашение от супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, стать ее фрейлиной.
Красота и блистательный ум баронессы по достоинству были оценены высшим столичным обществом. Среди ее знакомых выдающиеся художники, писатели и музыканты – Иван Айвазовский и Василий Верещагин, Яков Полонский и Дмитрий Григорович.
«Я во всю свою жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своей наружностью, но своей женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой. Никогда эта женщина не сказала ни о ком ничего дурного и у себя не позволяла злословить, а, напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны», — так отзывался о Юлии Петровне писатель Владимир Соллогуб.
Она оставила «глубокий след» в душе Ивана Тургенева, который был в нее влюблен и даже подумывал сделать предложение, но до конца жизни они оставались друзьями.
Вместе с императрицей Вревская много путешествовала, побывала в Германии, Швейцарии, Франции, Италии и на Святой Земле. Во время заграничных поездок она познакомилась с Ференцом Листом, Виктором Гюго и семьей Виардо.
При этом Юлия Петровна не имела ни малейшей привязанности к великосветскому обществу, ей чужды были желания славы, почести и денег.
Когда, в 1877 году началась война с Турцией, фрейлина императрицы продала свое имение в Орловской губернии, на вырученные средства организовать санитарный отряд, прошла медицинскую подготовку и рядовой сестрой милосердия отправилась на войну.
Великосветские дамы и ранее участвовали в благотворительных проектах, так «Российский Красный Крест» был организован по инициативе императрицы Марии Александровны, она являлась покровительницей этой и десятка других благотворительных организаций и учреждений. Но, чтобы стать рядовой сестрой милосердия и собственноручно ухаживать за ранеными солдатами, для высшего общества это было, пожалуй, впервые.
Русской армии катастрофически не хватало медперсонала, поэтому отряд из 22 врачей и медсестер, организованной фрейлиной императрицы, был довольно своевременным – он принял на себя заботу о многочисленных раненых русских воинах. Сестры трудились не покладая рук, в иной день поступивших в лазарет приходилось перевязывать до пяти утра.
Резкая смена обстановки, переход со столичного комфорта на военно-полевые условия, женщину не сломили. Четыре месяца она вместе с другими сестрами ухаживала за солдатами. «Велик Русский солдат!», - говорила Вревская о наших солдатах, которые дело освобождения братских народов совершали в нечеловеческих условиях.
Перебравшись из румынских Ясс, ближе к линии фронта, в болгарское селение Бяла, она выносила раненых с поле боя в селении Мечки, где воевал сын Марии Александровны, будущий император Александр III.
В январе 1878 года, ослабленный изнуренной работой организм Вревской не выдержал, она заразилась сыпным тифом, и 25 января (5 февраля) 1878 года, после короткой болезни скончалась.
Похоронена сестра милосердия Юлия Вревская в городе Бяла, у православного храма святого Георгия.