Снайпер иногда сильнее, чем артиллерия…
Снайпер иногда сильнее, чем артиллерия…
О подвигах юного украинского бойца времён Великой Отечественной Васи Курки
Быть снайпером на войне – особая миссия. Любой солдат, сражавшийся с ненавистным врагом в годы Великой Отечественной, - герой по определению. И всё же…
Со снайперами у немцев, да и у наших, был разговор короткий. Расстрел безо всяких сомнений! Это и понятно. Ведь снайперы выбивали из строя лучших солдат и офицеров противника, от которых часто зависел исход конкретного боя. Поэтому тут не срабатывало «правило снисхождения»: вместо расстрела – в концлагерь, ибо, мол, поставлен под ружьё не по своей воле… Если снайпер – тут уж особая статья, собственный выбор, за который один ответ – смерть.
А тринадцатилетний украинец Вася Куркин стал именно снайпером. Он воевал с августа 1941 года. Тогда в селе Любомирка Винницкой области после кровопролитного боя расположился 2-й стрелковый батальон майора Андреева. Здесь предполагалось занять оборону. Когда похоронили убитых и отправили в тыл раненых, то оказалось, что в отделениях осталось по 2-3 бойца, батальон представлял собой в лучшем случае роту, да и то неполного состава. Пополнения не поступало.
Рано утром к Андрееву и комиссару батальона старшему политруку Шурфинскому пришли восемь местных жителей. Они просили зачислить их бойцами в батальон.
У дверей комиссар обратил внимание на худенького курносого мальчика.
– А ты кто? – спросил его Шурфинский.
– Вася Курка, – ответил мальчик.
– Сколько же тебе лет?
– А что, не возьмёте? Тринадцать, возраст немалый. А сражаться буду, как все, вот увидите...
К ночи батальон по приказу оставлял Любомирку. Вместе с бойцами уходил на восток и Вася Курка. Так началась его солдатская жизнь.
***
Разведчиком Вася стал хорошим. Но была у него и давняя мечта – овладеть мастерством снайпера.
Когда в 1943 году началось сражение за Украину, по всему фронту гремело имя Максима Брыксина, снайпера, который уничтожил несколько сот фашистов.
Курке повезло, он стал учеником прославленного воина. Учёба у Брыксина постепенно выработала у Васи такие нужные снайперу качества, как упорство, настойчивость, хитрость, умение быстро ориентироваться на местности.
И всё же первый блин, как говорится, вышел комом.
Брыксин привёл Васю к снайперскому посту. Курка деревянной лопатой расчистил подходы к нему, смотровые щели, бойницы, места для упора винтовки. Максим внимательно наблюдал за его работой.
– Хорошо, – сказал он, – На сегодняшний день твоя задача – досконально изучить место обороны и поведение противника. Пока ты – снайпер-наблюдатель. Себя не обнаруживай, будь начеку: у немцев мастеров-снайперов тоже предостаточно.
Вася не выдержал гигантского напряжения. Он принял макет головы врага за живого человека, выстрелил в мишень и рассекретил свой пост.
Брыксин не стал устраивать мальчишке разнос. Мол, мотай, безусый, на ус, снайперская наука – сложнейшая штука. И снова потянулись дни упорной учёбы.
Наконец Курке был отдан приказ – вступить в единоборство с вражеским снайпером. Подробные инструкции – без них нельзя, но всё же решающими при таких заданиях оказываются прежде всего собственное мастерство, смекалка, точные действия.
Вася смастерил чучело, натянул на него маскхалат и отправился на передовую. Чучело установил в нескольких метрах от основного поста и начал дергать его за верёвку. И тут же над траншеей хлопнул выстрел, чучело упало. И в этот миг Курка увидел вражеского снайпера, который выполз из-за укрытия, чтобы рассмотреть свою «жертву».
Затаив дыхание, одним движением Вася подвёл мушку под цель и плавно нажал на спусковой крючок. От волнения и напряжения он даже не услышал выстрела, но зато ясно увидел, как дернулась и тут же исчезла в траншее голова немца.
Командир полка перед строем объявил Васе благодарность, добавив, что это лишь первая его удача как снайпера. Впрочем, Курке об этом можно было и не напоминать. Вася понимал, что он пока лишь новичок в своём деле, и усилил тренировки, всё более усложняя потенциальные ситуации на поле боя. С каждым днём росло его мастерство, рос и счёт истреблённых врагов.
***
В бою под Радомышлем Курка незаметно проник на окраину хутора и занял удобную позицию у поворота дороги. Под натиском советских частей немцы группами и в одиночку стали отступать.
Тут-то и встретил их огнём из своей засады Вася Курка. Он уничтожал врагов и на отдалении, и подпускал немцев поближе, буквально расстреливая их в упор.
А когда у него кончились патроны, подобрал трофейный автомат, переменил позицию и снова открыл огонь.
В этом бою отважный снайпер уложил около двух десятков фашистов.
***
Через несколько дней стрелковая рота вела бой за опорный пункт.
Вася на этот раз показал себя как разведчиком, так и снайпером.
Он ползком пробрался в тыл к немцам, уничтожил несколько огневых точек и помог роте занять нужные позиции.
За этот подвиг Василий Курка был награждён орденом Красной Знамени.
***
А в другой раз роте было приказано занять населённый пункт восточнее Довбыша. Противник простреливал каждый метр земли. Командир вызвал Васю и приказал:
– Надо пробраться во фланг фрицам, высмотреть и заставить замолчать их пулемёты.
Вася дождался, когда грянул артиллерийский залп, перебежал полянку, отрыл окопчик и начал снайперскую работу.
Вот захлебнулся, замолчал немецкий пулемёт, потом ещё один. Три автоматчика один за другим скатились с крыши.
Было морозно. Пошевельнешься, противник заметит, и тогда – конец.
Но уйти нельзя. Вася не двигался – ждал, всматривался, уничтожал врагов, пробивал дорогу роте.
Несколько часов продолжалось это единоборство. А потом наши бойцы поднялись и штурмом овладели населённым пунктом.
Когда кончился бой, к Курке подошёл командир. И произнес слова, которые кому-то могут показаться высокопарными. Но ведь бывают моменты особого прочувствования ситуации, жизни.
– Снайпер, брат, – сказал командир, – иногда сильнее, чем артиллерия. Большое тебе спасибо, Вася. И от меня, и от бойцов спасибо. Выручил нас.
За этот бой Василий Курка был награжден орденом Красного Звезды.
***
Вася стал грозой для офицеров противника. Он вёл меткий огонь по блестевшему биноклю или кокарде на офицерской фуражке. Причём поражал цель с первых выстрелов.
Курка стрелял в амбразуры дзотов – и они замирали, бил немецких снайперов и корректировщиков.
К нему приезжали для обмена опытом снайперы из других частей.
Имя Васи Курки знали и враги. Пленный офицер вермахта на одном из допросов показал: немецкому командованию хорошо известно, «что среди советских частей генерала Гречко имеется сверхснайпер, снайпер – ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой».
Не зря противник заговорил о знаменитом снайпере. Своим метким огнём он, по неполным подсчётам, уничтожил несколько сот неприятелей, и среди них не менее 80 офицеров.
***
Но вот его последний бой. Ночью, перед наступлением, Курка оборудовал необычный наблюдательный пост – на высокой трубе здания. На ней был прикреплён телефон, и, значит, Вася имел связь с артиллеристами. Если те стреляли неточно, Курка вносил поправки.
Труба чуть-чуть покачивалась и глухо гудела. Вася спокойно наблюдал за противником, корректировал стрельбу артиллерийской батареи и, как всегда, спокойно вёл прицельный огонь.
Всё утро шла стрельба с обеих сторон.
Вдруг у самой верхушки трубы, где сидел Вася, вспыхнуло пламя, и труба окуталась дымом.
Когда бойцы добрались до трубы, они увидели тело погибшего товарища. И – окровавленный лист бумаги. На нём Вася написал координаты вражеской миномётной батареи.
Бойцы взяли этот листок. Он очень пригодился при наращивании наступления.
Снайпер-разведчик Вася Курка воевал с врагом и после своей смерти.