Молодой, опытный, победоносный!
Молодой, опытный, победоносный!
1 июня – День Северного флота России
Краснознамённый Северный флот России - это самый молодой из всех военных флотов страны. Образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия, которая 11 мая 1937 года была преобразована в Северный флот. Основное место базирования - ЗАТО Североморск. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. С 2013 года Северный флот - межвидовое стратегическое объединение, являющиеся военным округом России.
Но в день праздника хочется прежде всего говорить о людях, о моряках-героях. А таковых не счесть! Только в годы Великой Отечественной войны за героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров Северного флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них - лётчик Б. Ф. Сафонов, катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов - стали дважды Героями Советского Союза.
Один из североморцев, о котором хочется рассказать, - Герой Советского Союза Семён Михайлович Агафонов.
***
Родился Семён Агафонов 13 сентября 1917 года в деревне Пушлахта (ныне Приморского района Архангельской области) в семье рабочего. Окончил 9 классов, трудился в колхозе, а затем на лесозаготовках. В 1938 году был призван на Северный флот. С начала войны служил на подводной лодке, а затем добровольцем был зачислен в отряд морской пехоты. С 1943 года командовал отделением. Вместе со своими бойцами совершил 50 походов в тыл противника, многократно проявлял героизм в тяжёлых ситуациях. Геройски действовал в ходе десанта в Мотовском заливе 18-19 сентября 1942 года: захватил два вражеских пулемёта, с одним из них остался прикрывать отход десантной группы от многократно превосходящих сил врага, после упорного боя и сам сумел прорваться к побережью и был эвакуирован катером.
Особо отличился Агафонов в ходе Петсамо-Киркенесской операции. В ночь на 12 октября 1944 года группа морских разведчиков высадилась на побережье Печенгского залива и достигла мыса Крестовый. У самого уреза воды находилась береговая дальнобойная батарея. На полпути от берега до вершины мыса на просторной ровной площадке располагалась зенитная батарея. Кроме того, по всему фронту в каменных нишах были установлены малокалиберные пушки, пулемёты.
Десант готовился в обстановке строжайшей секретности. Удар североморцев был стремительным. Командир отделения 181-го особого разведотряда Северного флота старшина 1-й статьи Агафонов вместе с отрядом участвовал в захвате вражеской батареи. Вот что вспоминал очевидец тех событий разведчик 181-го особого разведывательного отряда Северного флота Макар Бабиков: «Агафонов первый прыгнул в ход сообщения, на повороте бросил вперед гранату, на бегу выпустил несколько очередей из автомата, ворвался в орудийный дворик, где на бетонном фундаменте была установлена пушка. Из другой траншеи выскочили подоспевшие по тревоге трое или четверо артиллеристов. Семён сразил их автоматной очередью, подскочил к орудию. Следом на орудийный дворик вбежали ещё несколько моряков. Одна из пушек была захвачена».
Схватка была ожесточенной. Вот что ещё отмечает Бабиков: «Агафонов преследовал одного из егерей до самого берега. Тот отстреливался, перебегая от камня к камню, потом затаился за валуном - у него кончились патроны. Семён кричал фашисту, чтобы тот бросил оружие и сдавался. Егерь в ответ кинул гранату.
- Я тебе покажу кузькину мать, я тебя научу кланяться, - и Агафонов пустил пулю над головой врага. Тот не выдержал, вскочил и кинулся в воду. Семён бросился за ним. Егерь замахнулся гранатой. Агафонов выстрелил ещё раз».
Захватив вражеское орудие, Семён открыл из него огонь по противнику. Немцы попытались отбить утраченную позицию и высадить десант с противоположного берега залива. И тут снова отличился Агафонов. Он сумел пробиться почти к самому берегу, скосил трёх немецких десантников. Атака противника захлебнулась.
В тяжёлых условиях отряд разведчиков Северного флота больше суток удерживал захваченную позицию от непрерывных контратак превосходящих сил врага. Это в свою очередь способствовало прорыву катеров с десантом в Печенгский залив и захвату порта Лиинахамари.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшине 1-й статьи Семёну Михайловичу Агафонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он также награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», другими медалями.
***
А теперь немного об истории Северного флота. Принято считать, что она началась с 1 июня 1693 года. Тогда в Архангельске по указанию Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере.
Парадоксальность истории создания Северного флота заключается в том, что стратегическое значение этого региона для судеб России былo осознанo ещё при Иване Грозном, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия лишилась всех выходов к Балтийскому морю. Тогда Архангельский порт постепенно стал центром торговых сношений России с процветающей Европой. В начале 90-х годов XVII века в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей. А вот необходимость военного флота для защиты этого края поняли гораздо позднее.
В 1700 году началась Северная война со Швецией. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. По его поручению оборона Архангельского порта строилась широко и надёжно. В устье Северной Двины была воздвигнута Новодвинская крепость. На других опасных участках создавали укрепления, ставили береговые батареи, усилили гарнизон и развернули посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. Тогда же построили несколько военных судов, которые можно считать первенцами Северного флота.
Новодвинскую крепость заложили весной 1701 года в двадцати километрах к северу от центра Архангельска. Она предназначалась для защиты фарватера от ожидаемого нападения шведов. Это была цитадель с четырьмя бастионами и внешними укреплениями, рассчитанная на гарнизон в тысячу воинов. Позднее она считалась одной из лучших крепостей в России. Но шведы не стали долго ждать. Их эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. К этому времени строители успели заложить только фундамент. Но береговые батареи были готовы и ждали неприятеля.
И тут нельзя не вспомнить о подвиге лодейного кормчега Ивана Рябова и его помощника Дмитрия Борисова. Сначала Шёблад послал на разведку шняву и два галиота. Чтобы безопасно пройти по сложному фарватеру Северной Двины, шведы взяли в качестве лоцманов пленных поморов - Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и под видом торговых судов пошли к Архангельску. Наши поморы, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были захвачены русскими. При этом Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого шведы отказались от нападения на Архангельск.
В то время на Белом море ещё не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах - пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.
Однако Беломорская военная флотилия просуществовала недолго. Как только отпала угроза нападения шведов на Архангельск, Петр I приказал волоком перетащить суда флотилии в Онежское озеро. Соломбальская верфь продолжала в большом количестве строить корабли и фрегаты, но они практически сразу уходили на Балтику, теперь уже вокруг Скандинавии. На Севере оставались только небольшие отряды судов для охраны Белого моря и Кольского полуострова. После смерти Петра I идея воссоздания Беломорской флотилии даже не обсуждалась.
Следующая попытка создать военную флотилию на Севере была предпринята в годы Первой мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В сентябре 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. Через год в её составе числилось 89 кораблей, в том числе один линкор, два крейсера и четыре эсминца. Её главной задачей стала охрана иностранных судов с военными грузами, которые поставляли в Россию союзники по Антанте. Однако судьба флотилии оказалась печальной.
В 1918 году в период гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, находившиеся в Кольском заливе, попала в руки врагов, главным образом англичан. Часть кораблей, базировавшиеся в Архангельске, были уведены по Северной Двине к Котласу. В 1920 году на оставшихся кораблях ушли за границу остатки действовавшей на Севере белогвардейской армии. Так закончилась и эта попытка создать военный флот на Севере нашей страны.
***
Но прошли годы, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в том же году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии.
Большой вклад становление флотилии внёс Константин Иванович Душенов, который был её командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нём флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, началось освоение губы Ваенга, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.
В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флота. Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море и западном направлении. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. В 1938 году подводная лодка «Д-1» совершила поход длительностью в 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль, а подводная лодка «Д-3» впервые осуществила подлёдное плавание.
Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-1940 годов. При активном участии североморцев войска 14-й армии к концу первого дня войны овладели полуостровами Средний и Рыбачий, а к вечеру следующего дня были взяты порты Линахамари и Петсамо. Силы флота лишили Финляндию возможности получать иностранную военную помощь по северным морям и обеспечили поддержку приморского фланга наших войск. Присоединение полуостровов Рыбачий и Средний позволило существенно укрепить оборону Кольского залива.
***
С июля 1940-го по август 1946-го годы флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать северное побережье Советского Союза. Северный флот внёс достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии.
Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 миллиона тонн груза (это 25% всех поставок по ленд-лизу). По внутренним морским путям было проведено 1548 конвоев. Флотские авиаторы, подводники и катерники своими ударами срывали воинские перевозки фашистов в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн и 1300 самолетов.
***
В годы «холодной войны» североморцы с таким же героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные корабли, обеспечили выход флота в Мировой океан. В начале 1966 года две атомные подводные лодки Северного флота совершили кругосветный переход из Баренцева моря на Камчатку.
Этот переход показал, что теперь весь Мировой океан стал стартовой площадкой для наших ракет. Историческая роль Северного флота заключалась в том, чтобы не допустить безраздельного господства ВМС США в Мировом океане, и её подводники-североморцы выполнили с честью.
Сегодня, пережив трудные 90-е годы, Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На них приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это позволяет комплектовать профессиональные экипажи, которые грамотно и эффективно эксплуатируют сложнейшую боевую технику. Благодаря этому флот активизирует свою деятельность в Мировом океане, участвует в контртеррористической борьбе в международных морских учениях, надежно защищает рубежи нашего Отечества.
И Северный флот сегодня хочется назвать и молодым, и опытным, а главное – победоносным!