Защищать Родину надо учиться с детства
Защищать Родину надо учиться с детства
75 лет назад, 21 августа 1943 года Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) издали постановление об организации суворовских военных училищ. Ныне эта традиция не только прижилась – но и приумножилась. Еще бы – ведь ее корни лежат и в дореволюционной России, и в куда более далекие времена мировой истории…
Непосредственным «виновником» создания суворовских училищ стал генерал-майор (спустя 8 дней после этого повышенный до генерал-лейтенанта) Красной Армии – и «по совместительству» граф и генерал-майор армии царской, Алексей Игнатьев. Непосредственно на полях сражений он воевал, правда, еще в русско-японскую войну – но военным дипломатом и ученым он был преизрядным. Чего стоит одно награждение его орденом Почетного Легиона, самой высшей награды Франции, опять же, в его самой высшей степени, «командорской».
Вообще, Алексей Алексеевич известен идеей не только вышеупомянутых училищ. С его «подачи» приблизительно тогда же советские офицеры стали носить погоны – хотя до этого презрительным словечком «золотопогонники» именовали лишь «беляков» времен Гражданской войны. Есть сведения о проекте Указа даже о признании царских орденов, полученных за военную доблесть в дореволюционное время – правда, он проектом так и остался.
Конечно, такие радикальные изменения всего один, пусть и незаурядный, человек вряд-ли смог бы «пропихнуть» – тем более, во времена, когда даже за меньшее можно было получить обвинение в «контрреволюции». Но с началом Великой Отечественной высшее руководство СССР во многом переосмыслило предыдущий опыт Советской власти, для более эффективной борьбы с врагом начав опираться не только на коммунистическую, но и патриотическую идею.
Отсюда – и разрешение на фактическое возрождение Русской православной церкви, в которой к 41 году на свободе оставалось всего 4 архиерея – остальные сидели в лагерях. И ликвидация в армии института «комиссаров», и учреждения орденов имени великих полководцев Российской империи, и те же «золотые погоны»…
***
Собственно, и «буква» Постановления СНК и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», гласящая о том, что суворовские училища создаются в первую очередь для воспитания детей-сирот, чьи родители погибли от рук фашистских оккупантов, отражала суть новации далеко не в полной мере.
Ведь в чем-чем – но в нерадивом отношении к «беспризорникам» и просто сиротам Советскую власть обвинить было сложно. С этим явлением было покончено еще в 20-х годах, кстати, благодаря усилиям в первую очередь детища Феликса Эдмундовича Дзержинского, грозной ВЧК. Кадры которой потом не в последнюю очередь черпались как раз среди таких воспитанников – беззаветно преданных идеям своих фактических спасителей и воспитателей. И делалось это в условиях куда большей разрухи, чем в годы Великой Отечественной. Так что и сироты с освобожденных территорий тоже без заботы бы не остались – их определили бы в обычные детские дома, кормили бы, одевали, учили.
Однако «отец» будущих «суворовцев» граф Игнатьев не зря был воспитанником Пажеского корпуса. И задумал воспитание «детей войны» не просто в обычных «сиротских приютах» – но в учебных заведениях с армейским уклоном, готовящих выпускников к поступлению в военные училища, для подготовки будущих офицеров.
***
Вообще, традиция такого воспитания теряется в очень далекой истории. Формально, первые кадетские корпуса и училища появились в Пруссии в конце 17 века. Но, вообще, идея о том, что будущим воинам обычное семейное воспитание идет на пользу далеко не всегда, зафиксирована в гораздо более древние времена.
Пожалуй, до логического конца она была доведена в древней Спарте – где всех мальчишек в 7 лет изымали из семей и отправляли в разновозрастные отряды, жившие в весьма суровых условиях практически без помощи взрослых. Последние, в лице наставников, осуществляли лишь общий контроль над подрастающим поколением, обычно через назначенных из числа подростков командиров – да проводили периодические «экзамены», как, например, на умение мужественно переносить боль во время длительной порки на алтаре богини Дианы.
На Кавказе у ряда населяющих его народов существовал обычай, когда, как минимум, старших сыновей часто отправляли подальше, поручая заботам брата отца и его жены - хотя и заботившихся о племяннике, но, все же, не так сильно и порой слепо, как родная мама. Ну а британская традиция воспитания сыновей даже высшей аристократии во вроде бы элитных, но очень жестких по дисциплине и тамошним порядкам (граничащих с откровенной «дедовщиной») закрытых колледжах, успешно действует до сих пор.
Именно подобные подходы и были положены в основу организации и суворовских училищ в СССР. Правда, время от времени, они менялись. Так, количество данных заведений, поначалу лишь 11, постепенно возросло – потом опять снизилось. Однако уже в 50-х-60-х годах сам срок обучения там снижался – с первоначальных 7 лет до сначала 3-х, а потом – и двух.
То есть, в середине 60-х училища имени знаменитого российского полководца из почти что аналогов дореволюционных кадетских и пажеских корпусов, где дети воспитывались с самого нежного возраста, превратились в этакие «военные ПТУ», ну или в подобие «военных техникумов», куда поступали ребята после 8 классов, имея уже «незаконченное среднее образование».
***
Тем не менее, после распада СССР суворовские училища, как минимум, на российской территории, вновь вернулись к 7-летнему курсу обучения – с поступлением ребятишек от 10 лет.
И в этом, пожалуй, и состоит самое интересное и оптимистичное в современном российском «кадетстве».
В самом деле, в обычной молодежной среде служба в армии особой популярностью не пользуется. Конечно, по опросам социологов, 40% считают ее «необходимой для настоящего мужчины», а еще столько же – допускают оную в качестве необходимости в случае угрозы Родине.
Но, в общем, еще с советских времен традицией призывников на сборных пунктах, еще даже не принявших присягу, является выцарапывание на всем, что попадется под руку, заветной аббревиатуры «ДМБ» («дембель», демобилизация) – с присоединением года будущего возвращения на заветную «гражданку».
А тут тысячи совсем еще мальчишек и девчонок (в некоторые заведения принимают и «слабый пол») мечтают стать «кадетами» в суворовских училищах, президентских кадетских корпусах, других подобных заведениях – не только Минобороны, но и МВД, ФСБ и некоторых других структур. Причем, конкурс туда доходит до 5 (в самые престижные – и до 13) человек на место.
Тяга к романтике? Но за 7 лет суровые будни способны убить любую романтику – если в основе желания учиться в «военной школе» лежит только она. Однако по статистике после окончания СВУ и кадетских училищ выбирают себе карьеру офицера до 90% юношей и девушек! Колоссальная цифра, если подумать – ведь среднемировой (и, увы, мало чем отличающийся от нее российский) показатель дипломированных выпускников ВУЗов, работающих по полученной специальности, обычно не превышает всего четверти! Остальные «переподготавливаются», или, гораздо чаще, идут в «менеджеры широкого профиля», сиречь «офисный планктон», где котируется диплом чуть ли не по любой специальности, лишь бы было высшее образование.
Также уместно заметить, что в студенты идут уже относительно взрослые юноши и девушки, и обретенная свобода – в выборе, чем заняться после занятий, возможности «амурных дел» и проч. - обычно становится неплохой компенсацией некоторой потери комфорта, даже если им приходится жить во время учебы в общежитиях. Ну а кто становится студентом ВУЗа в родном городе – для тех годы учебы становятся, по большому счету, всего лишь продолжением «счастливого детства» школьных лет.
И для желающих стать офицерами есть относительно легкие пути. Не обязательно даже в военное училище после средней школы поступать. Вместо этого можно заключить контракт с военной кафедрой обычного гражданского ВУЗа. И после от силы года (в общей сложности – с перерывами) обучения офицерской премудрости (в условиях скорее «спортивного лагеря», нежели казармы), получить заветное звание. Правда, таких офицеров на военном жаргоне нередко называют «пиджаками», намекая на их слишком уж гражданские привычки и прошлое – но, в принципе, это ничуть не мешает таким специалистам делать военную карьеру.
А тут – даже не подростки в «переходном возрасте», часто стремящиеся вырваться из-под опеки родителей – а самые что ни на есть 10-летние детишки отправляются в, фактически, казарму. Причем, в отличии и от спартанских мальчишек, и даже от многих дворянских детей, не имевших выбора в своей судьбе, нынешние российские ребята такой выбор имеют. Но все равно идут – несмотря на понимание, что там их ждет не только романтика, но и наряды, почти полный контроль даже после занятий, далекая от маминой стряпни пища в столовой и прочие практически армейские будни. К тому же не засчитывающиеся в «выслугу лет», подобно годам обучения в военных училищах – об этом пока только обещают подумать на самом верху…
***
Так ради чего все это?! В советское время, по крайней мере, лейтенант имел оклад за должность и звание от 250 рублей в месяц, в то время как начинающий учитель-врач-инженер – всего от 110. Ныне же заработки, что на «гражданке», что в армии для большинства специалистов сравнимой квалификации и уровня образования практически сравнялись. Так что, если кто хочет заработать сразу и много – ему куда выгоднее попытать счастья в бизнесе, а то и просто в офисе крупной фирмы, желательно в столице. Или уехать на заработки куда-нить в Тюмень.
Наверное, это и есть патриотизм… Настоящий, чистый, лишенный даже малейшего подозрения в неискренности – ввиду однозначно добровольного выбора и верности следования ему долгие годы и десятилетия, практически, всю жизнь. С пониманием, что «платить» за этот выбор придется не только фактическим лишением обычного, «нормального» детства – но и, если придется, риском для жизни в случае необходимости применения своих военных знаний по прямому назначению.
Потому что, как говорили герои культового советского фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!». И выбор этот делают те же ребята, которых навязчивая масс-культура вот уже почти 30 лет пытается превратить в «поколение «Пепси» – и прочих потребительских кумиров западного образа жизни.
Так, может, и не так уж правы те, без иронии патриотические деятели, которые скорбят о «нарастающей духовной катастрофе»? Все-таки, еще полсотни лет назад суворовских училищ в СССР было чуть больше десятка – и учились там подростки от 15 лет. А ныне в России общее число средних учебных заведений «силовых» структур доходит едва не до полусотни – и поступают туда 10-летние дети.
Пожелаем же удачи будущей элите нашей армии – защищающей будущее нашей Родины. Да и, как знать – возможно и будущей элите нашего государства тоже…