Четыре века с букварем
Четыре века с букварем
В 2018 году Национальная библиотека Беларуси отмечает символическую дату – 400 лет со дня выхода первого белорусского «БУКВАРЯ».
В отделе «Искусство» Гродненской областной библиотеки имени Е.Карского в рамках творческого проекта «Прикоснуться к истории» состоялось открытие выставки «Четыре века с букварем». В экспозиции были представлены уникальные факсимильные издания из фондов областной библиотеки: «Букварь» Спиридона Соболя 1631 года, «Букварь» Кариона Истомина 1694 года, «Букварь языка славенскаго» 1767 года, а также пятьдесят букварей и азбук, детские книги, тетради, фотографии, школьные принадлежности из частных гродненских коллекций.
В 1618 году в типографии Виленского Свято-Духова православного братства в Евье, сегодня это территория современной Литвы, увидел свет «Букварь языка славенска писаний чтения оучитися хотящим в полезное руковожение», на 52 листах в карманном формате.
Сохранились только два экземпляра этого уникального издания. Один из них находится в Дании, в Королевской библиотеке. А второй (полный) экземпляр – в Великобритании, в Библиотеке Мидл Темпл, в Лондоне. На территории современной Беларуси по версии ученых «первый букварь зачитали до дыр», поэтому он не сохранился. Благодаря усилиям ученого-историка, заместителя директора Национальной библиотеки Беларуси Алеси Суши в 2015 году была сделана цифровая копия издания. Недавно из печати вышло факсимиле издания, достояние отечественной книжной культуры. Такое событие позволило отметить знаковую дату – 400-летие первого белорусского Букваря.
Первый белорусский «Букварь» представляет собой своеобразную пиктограмму, шифры которых были доступны нашим предкам. Азбука построена на принципе двойственности, условно разделена на две части: высшую и низшую. Добро не может существовать без зла. Каждый символ несет в себе образ. Открывает плеяду «высших» букв азбуки Азъ.
Азъ – начальная буква славянского алфавита обозначает местоимение Я. Коренное ядро слова «изначально», «начинать» или «начало». В некоторых старославянских письменах Азъ обозначал «один» или «начинать с азов». С началом азбуки славяне обозначали весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира
Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке, имеет не менее глубокое философское значение. Буки – «быть», «будет», «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий» – «будущий, предстоящий».
Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Сложив Азъ, Буки и Веди в одну фразу, получается фраза «Я буду знать!».
Глаголь – буква выполняет какое-то действие или произношение речи. Синонимами буквы-слова являются: глаголить, говорить, разговор, речь, в некоторых контекстах использовалось в значении «писать».
Добро – пятая буква в славянском алфавите символ чистоты и добра. Старославянская фраза: «Добродетелью и житию истиньноу прилежати» обозначает, что человек в реальной жизни обязан блюсти добродетель.
Живете – значение этой буквы понятен, выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий».
Рцы – эта древнеславянская буква известна сегодня как букву Р. Истинный смысл Рцы заключается в таких словах, как «изречешь», «выскажешь» «скажешь». Например, выражение «рцы же премудрости» обозначает «изрекай мудрые слова».
Из нескольких фраз складываются фразы-назидания:
Веди + Глаголь – «ведай учение»;
Рцы + Слово + Твердо – «изрекай слово истинное»;
Твердо + Оукъ – «укрепляй закон».
«Низшая» часть старославянской азбуки воплощает все низменное и злое, что несет в себе человеке. К примеру, буква «Херъ»/«хѣръ» несет неприличное значение. Но как же мы испорчены, сегодня буква звучит как бранное слово, ее первоначальный смысл давно утерян. Означает «Херувим» (один из ангельских чинов) или «родоначальник». Славянские слова от буквы Херъ имеют положительное значение, наши предки вкладывали особый смысл: херувим, хероизм, что обозначает героизм, херальдика (соответственно геральдика) и т.д.
Мы все учились по букварям, нашим первым школьным учебникам. В бытность мою первоклассницей, как и современные школьники, мы, заучивали буквы по цветным картинкам, писали по слогам «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ».
Может нашим детям пора интерпретировать упрощенный «Букварь»? Важны не только узнаваемые картинки «А» – арбуз, «Б» – барашек, «В» – виноград, «Г» – гриб и так далее. Приоткрывая завесу скрытых, сакральных смыслов мы даем ключ к пониманию древних закодированных текстов. Нам досталось живое наследие – ведическое послание потомкам, искажение его приводит к искажению восприятия мира.
В буквах, как и в древних рунах, существуют сакральные коды, своеобразный канал взаимодействия между прошлым и будущим, между макро и микро мирами. В них заключена огромная сила, ее смысловые и энергетические возможности.
Одни и те же буквы создают разные по смыслу слова. К знаниям о Букве и Слове, как ключам доступа к запредельной силе, следует относиться с большой ответственностью.
Первый белорусский алфавит 400 лет назад вышел под названием «Букварь», от буквы, буквицы.
Сегодня в белорусском словаре «буква» утеряна, но есть – «літара». Такое же случилось и в украинском языке, букву заменили на «літеру». За 400 лет много воды утекло, менялась политика, идеология, перекраивались границы, исчезали целые государства. Но первый белорусский «Букварь» нам подсказывает – он сохранил буквальную истину – духовную близость славянских народов, подтверждение тому общий алфавит.