Смоленск: город-воин, город-герой…

75 лет назад, 25 сентября 1943 года в ходе операции «Суворов» советскими войсками был освобожден Смоленск. Но это был лишь последний эпизод его героической истории, теряющейся в глубине веков...

Одно из первых упоминаний о Смоленске датируется 862 годом – в контексте начала княжения в Киеве князей Аскольда и Дира, позже убитых знаменитым конкурентом, князем Олегом. Аскольд и Дир предпочли не связываться с древним поселением – уже тогда имевшим неплохие укрепления (по тем временам, конечно) и многочисленных защитников.
В эпоху Киевской Руси город был центром часто практически независимого Смоленского княжества. Чьи владетели нередко становились Великими князьями, после захвата пусть и более многочисленного, но менее горевшего желанием воевать Киева.
После освобождения от монголо-татарского ига Смоленск стал играть ключевую роль в отношениях Великого княжества Литовского, входившего в Унию с Польшей, в виде Речи Посполитой – и Московским царством. Воевали за него часто и долго – осады длились по несколько месяцев, а то и лет.
Пожалуй, самым ярким эпизодом той далекой истории стала осада Смоленска войском Речи Посполитой в ходе событий Смутного времени. Продлилась она рекордные 20 месяцев – с сентября 1609 по июнь 1611 года. Да, город был серьезно укреплен во времена царя Бориса Годунова – когда в отдельные моменты для строительства его мощных стен привозили камень отовсюду, для чего каменное строительство в остальных русских городах было запрещено. 
Но вот число его защитников намного уступало захватчикам. Составляя вначале 5,5 тысяч русских воинов – против вчетверо большего количества польско-литовских захватчиков, примкнувших к ним запорожских казаков-ренегатов, наемников и прочей «всякой твари по паре».
Конечно, нашим витязям помогали чем могли и горожане – но, понятно, что не искушенные в битвах люди не способны были сравниться с профессиональными бойцами вражеской армии. Впрочем, в финале героической, но и трагической эпопеи, русичам пришлось испить смертную чашу – и почти всем солдатам, и 25 тысячам горожан, погибшим не только от вражеских пуль и сабель, но и от голода и эпидемических болезней. Последние защитники, собравшись в городском соборе, подорвали его вместе с собой – забрав жизни и множества врагов.
Впрочем, поляки тоже заплатили за свою победу очень дорого. Для начала, потеряв под стенами смоленской твердыни в общей сложности 30 тысяч бойцов своей армии, изначально предназначавшейся для захвата Москвы, с целью вручения русского престола польскому королевичу Владиславу. Но пока его папаша, король Сигизмунд, в бессильной злобе топтался под стенами Смоленска – вдохновленные его героическим сопротивлением русские люди стали подниматься на борьбу с оккупантами, организовалось ополчение Минина и Пожарского. 
Так что после торжеств по поводу захвата того, что осталось от непокорного города, у гордых шляхтичей уже практически не осталось сил идти на Москву – помогая своим запершимся в Кремле «коллегам». Благодаря чему интервенты спустя несколько месяцев были изгнаны за пределы нашей Родины – пусть и не оставляя попыток захватить ее снова и снова… 

***

Следующим ярким моментом в истории Смоленска стало сражение отступающей русской армии с войсками Наполеона – в августе 1812 года. Собственно, оно тогда и не могло закончиться нашей победой – слишком уж многократным было превосходство сил французов. 
Но достаточно успешные бои за древний город, во-первых, подняли дух российских солдат и офицеров, вселили в них уверенность в собственных силах. Ведь доселе они были вынуждены только отступать, пусть с эпизодическими арьергардными боями - во исполнения абсолютно верной стратегии военного министра и командующего Первой армией Барклая де Толли, позже с успехом продолженной Кутузовым. 
А, во-вторых, именно под смоленскими стенами, наконец, удалось соединиться Первой и Второй русской армиям – тем самым, навсегда разрушив стратегический замысел Наполеона разбить их поодиночке. Дальше было уже Бородино, поначалу триумфальное занятие, а затем бесславное отступление французов из Москвы, с последующим окончательным крахом всех горделивых замыслов воинственного корсиканца…

***

Важную роль сыграл Смоленск и в первые, самые тяжелые, месяцы Великой Отечественной войны. Конечно, формально длительность защиты самого города от атак превосходящих сил фашистов, с 15 по 28 июля, не сравнима с той же 20-месячной осадой в период Смутного времени. Но ведь и времена уже были другие – да и нападение Гитлера на нашу Родину изначально планировалось, как «блицкриг», молниеносная война, должная завершиться разгромом СССР в течении нескольких месяцев, еще в теплое время года.
Между тем, Смоленская оборонительная операция продолжалась около 2 месяцев – с июля по сентябрь 41 года. Да, наши войска понесли тяжелые потери, да, немало соединений оказалось позже в немецких «котлах». Но были и победы – как, например, разгром 5 немецких дивизий в «Ельнинском выступе», после чего, собственно, в СССР впервые появилась гвардия. Тогда это почетное звание было присвоено особенно отличившимся в тех боях четырем дивизиям Красной армии.
Как бы там ни было – но ценой героизма советских солдат и офицеров гитлеровский «блицкриг» затянулся минимум на 2 месяца. И задержка эта оказалась для Вермахта роковой. Эвакуированная за Урал военная промышленность постепенно выходила на полноценный выпуск вооружений, готовились новые подразделения на замену «сгоревшей» в первые месяцы войны кадровой армии, а потом на помощь нашим бойцам пришел еще и «генерал Мороз».
В общем, в том, что зимой 41 года гитлеровские полчища были отброшены от Москвы – огромная заслуга и двухмесячных боев за Смоленск тоже…

***

По большому счету, операция по освобождению города-героя от немцев тоже заняла почти такое же время. То есть, сам то Смоленск был занят Красной Армией, переправившейся через Днепр, практически сходу – за один день 25 сентября. Но предшествовали ему трудные месяцы предшествующего наступления. 
При этом нашим бойцам было намного сложнее, чем «фрицам» в 41 – ведь советская предвоенная доктрина просто не могла предположить, что противник сможет так глубоко вклиниться в территорию СССР. А потому специальных, капитально отстроенных укреплений, вокруг города тогда просто не было.
А вот гитлеровцы к обороне готовились, как минимум, несколько месяцев. Была она глубоко эшелонированной, в целых 6 линий, напичканная минными полями, огневыми точками, массой артиллерии. Одним словом – «Восточный вал» в терминологии гитлеровских генералов, преодолеть который, по их мнению, советским воинам будет невозможно. 
Конечно, реальные события показали смехотворность расчетов соратников фюрера. Хотя победа досталась и немалой ценой – потери Красной армии оцениваются в 450 тысяч человек, из которых 107 тысяч было убито. Впрочем, враг тоже потерял 7 дивизий – из которых даже выжившие все равно попали в советский плен. В то время, как благодаря усилиям наших врачей, до 80% раненых красноармейцев снова возвращалось в строй, чтобы вновь и вновь бить ненавистных захватчиков. 
Так что в целом потери сторон в живой силе в ходе Смоленской операции были сравнимы – несмотря на то, что согласно всем военным канонам они должны быть втрое выше у того, кто наступает. Если же вспомнить о том, что людские резервы Третьего Рейха были существенно ниже, чем у Советского Союза, стратегический проигрыш Вермахта в ходе этой битвы видится еще более явным. 
Интересный факт – оказывается, именно Смоленск стал «городом первого салюта» – не в период Великой Отечественной войны, а вообще, в истории России. Это произошло в далеком 1396 году – во время визита в город Великого Князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского, крупные пушки палили тогда в воздух на протяжении целых двух часов.
И 25 сентября 1943 года, уже в Москве, в честь Смоленска прозвучал праздничный салют из 224 орудий, давших 20 залпов. Право, город-герой, город-воин, на протяжении долгих веков служивший настоящим «ключом» для нашей Родины, эту честь однозначно заслужил. 

5
1
Средняя оценка: 2.77143
Проголосовало: 315