Вселенский патриарх на грани провала
Вселенский патриарх на грани провала
Ситуация вокруг гипотетической украинской автокефалии приобрела признаки экзистенциальности. Или Варфоломей сдаст назад (что неизбежно повлечёт для него огромные, неизмеримые репутационные издержки), или… страшно сказать.
Похоже, среди антироссийских интриг кто-то что-то недодумал. Само собой, для РПЦ пресловутый «томос» Украине является абсолютно неприемлемым (по целому ряду объективных и субъективных причин), и говорить здесь не о чем.
Кроме того, прецедент, который был бы создан в случае осуществления этого запредельно политизированного деяния, затронул бы интересы всех православных церквей, чего они, естественно, всеми силами постараются не допустить.
И самое главное — предполагаемая автокефалия украинской церкви объективно способствовала бы ослаблению мирового православия, мощным ударом по его основам, который бы, в свою очередь, повлёк за собой цепь непредсказуемых, но однозначно негативных последствий. Именно поэтому осуществление этого суетного проекта представляется маловероятным; во всяком случае, если судить с позиции здравого смысла.
Варфоломей загнал себя и своё ведомство в угол, из которого, на наш взгляд, лишь два пути — или возврат к нулевому варианту (с возможным уходом главного виноватого на покой), или прямой конфликт — но конфликт не только с РПЦ, а со всеми православными церквями, прежде худо-бедно признававшими «первенство среди равных» Константинопольского патриархата. Среднего варианта не просматривается.
Вселенский патриарх проявил удивительную для его положения… незрелость, что ли, когда политизировал вопрос до абсолютно недопустимой степени и явственно обозначил свою личную позицию. Если бы он был подальновидней, он бы оставил себе пути к отступлению. С другой стороны, если он поступил так, как поступил, значит, он не имел возможности поступить иначе.
«Либералы» заметно оживились, как и всегда они оживляются в случаях, когда в отношении России затевается какая-то подлость. А нет ни малейших сомнений в том, что вся эта история с «томосом» была инициирована с чисто политическими и антироссийскими целями. Но если уж вопрос встал ребром, то было бы хорошо, чтобы он разрешился. Тем или иным образом. Во всяком случае, тогда бы началось какое-то движение вперёд.