Грузия: особенности местной партизанской борьбы

20 лет назад, в ночь на 20-е октября подполковник грузинской армии Акакий Элиава поднял вооруженный мятеж – и отправился во главе подчиненных ему танкистов свергать президента Шеварднадзе. После неудачи – «ушел в партизаны». Дальнейшее больше всего напоминает «театр абсурда» – причем, с обеих сторон…

А еще произошедшее два десятка лет назад в Грузии живо напоминает прошедшие – и, как представляется, будущие события в современной незалежной Украине. Во всяком случае, многие ключевые моменты схожи до мелочей.
Взять того же подполковника Элиаву. Он ведь на момент начала мятежа и подчинялся то грузинскому Министерству обороны, так сказать, опосредовано – будучи начальником штаба отряда специального назначения «Сатурн» при Министерстве обороны Абхазии. Даром, что указанное ведомство (как, впрочем, и все «правительство» автономной республики) не контролировало и кусочка упомянутой территории. Ведь там, после спровоцированной еще Звиадом Гамсахурдиа и прочими националистами попыток «этнических чисток», грузинских чиновников выгнали взашей. Но это не помешало им, под патронатом Тбилиси, конечно, организовать своего рода «правительство в изгнании». 
Ну, как ныне в Киеве сидит «правительство автономной республики Крым» – вкупе со своими, такими же «фейковыми» крымскими МВД, СБУ, Прокуратурой. Правда, в «великой европейской державе» до мятежа в этих смехотворных структурах дело еще не дошло. Может, потому, что киевские власти благоразумно не дают своим «ряженым» «крымским чиновникам» никаких реальных силовых формирований.
А вот подполковник Элиава их имел – целую «бронетанковую бригаду», дислоцированную в городе Сенаки, что в Западной Грузии. Собственно, назвать этот «осколок» когда-то дислоцировавшейся в Грузинской ССР советской военной части «бригадой» – можно назвать лишь при изрядной доле юмора. Ну или – при не менее изрядной «мании величия». 
Ведь по штатам советского времени, танковая рота состоит из 10 танков (3 взвода по 3 танка – плюс танк командира роты), батальон – из 31 танка (3 роты плюс танк комбата). То есть даже полк должен иметь в своем составе под сотню грозных машин. А бригада (которых в СССР перед распадом не было) – состоит минимум из двух полков.
Между тем, в поход на Тбилиси мятежники смогли вывести аж 26 танков и БМП. Даже одного полного батальона не выходит. То ли остальную технику завести не смогли – то ли ее просто не было. А сенакскому фактически, неполному танковому батальону присвоили гордое воинское звание «бригады» – чтобы его командир чувствовал себя не меньше, чем «бригадным генералом». Ну, как это было в Чечне времен Дудаева – когда каждый уважающий себя «полевой командир» меньше, чем таким же «бригадным генералом» быть не желал, пусть даже в его подчинении было от силы несколько сотен боевиков.
Ну а господин Элиава был личностью тем более, могущей претендовать на солидные «регалии» в независимой Грузии. Начав свой «боевой путь» в карательных операциях против абхазов еще во времена правления первого президент-националиста Гамсахурдиа, позже бравый спецназовец переключился на войну уже с такими же, как он, грузинами – только поддержавшими Шеварднадзе. 
После поражения Гамсахурдиа в гражданской войне в конце 1993 года боевик действительно несколько лет находился на полулегальном положении – пока его не амнистировали в 1997 году. И, мало того – вновь вернули в армию, поставив под его начало, какое-никакое, но достаточно боеспособное подразделение.
Впрочем, долго верность новому «патрону» Элиаве сохранить не удалось – и в ночь на 20-е октября танковая «бригада» двинулась воевать Кутаиси, с целью дальнейшего захвата столицы Грузии. Естественно, с выдвижением требований отставки Шеварднадзе – и немедленного возвращения под грузинский контроль Абхазии, вот уже лет 6 добившейся фактической независимости, пусть и помощью российских солдат-миротворцев, не допускающих начала резни абхазов со стороны грузин.
Режим в Тбилиси, естественно, в отставку уходить не захотел – направив против мятежной «бригады» верные правительству военные части. В скоротечном бою мятежникам пришлось повернуть назад – благо, правительственные войска оставили для них специальный «коридор». После этого большая часть «повстанцев» решила вновь стать законопослушными бойцами (и, кстати, власти их тут же не только простили, но и позволили продолжать службу в армии) – однако Эливава со своими сторонниками «ушел в партизаны».

***

Дальше начинается самое интересное – и, увы, неоднозначно описываемое в разных источниках. Так, по версии официальных грузинских СМИ, почти целых два года Акакий Элиава «скрывался в глухих лесах Самагрело», в западной Грузии. Мостов, правда, как подобает настоящим партизанам, не взрывал – и набегов на «вражеские гарнизоны» не делал, но, все же, «партизанил». При этом «успешно скрываясь» от преследовавших его правительственных войск.
По другой, неофициальной версии, от местных и зарубежных журналистов, беглый подполковник меньше всего походил не только на партизан времен Великой Отечественной – но даже на легендарных «барбудос» Фиделя Кастро или соратников Че Гевары в Латинской Америке. Больше проводя времени не в «глухих лесах» – а в ресторанах и банях близлежащих городов.
Есть даже информация, что  «героический борец с режимом» вовсе не стал отказываться от объявленной сенакским мятежникам амнистии – и последующие годы жил на собственной животноводческой ферме, пусть и исповедуя прежние «фрондерские» убеждения. 
Но для официального Тбилиси Элиава служил удобным «пугалом» – дескать, смотрите сограждане, враг не дремлет, надо держать порох сухим – и не обижаться на власти, задумавшие очередное урезание социальных стандартов.
Впрочем, как говорится, «сколько веревочке не виться…». Финал «партизанской карьеры» бравого подполковника наступил в июле 2000-го года. Когда он, с четырьмя подельниками, ездил на машине (!) из Сенаки в Мцхет отмечать праздник у какого-то своего приятеля. На обратной дороге его остановили полицейские – и вежливо попросили предъявить документы на право владения оружием, зайдя для этого в участок. 
Уговаривать «матерого мятежника» показать документы прибыл аж целый полицейский генерал – туда же стянули и столичный полицейский спецназ. В какой-то момент Элиава «сорвался», не понимая, как это от него, героического борца с властью, смеют что-то требовать какие-то там «прислужники преступного режима» – и захватил в заложники указанного генерала. В ответ спецназ применил оружие – в перестрелке погиб сам главарь и один его подельник. 
Потом еще власть долго завуалировано извинялась – дескать, Элиава сам первый начал, мы только защищались. Совсем, как на Украине в 2014 году, когда подобным образом милицейский спецназ ликвиировал по приказу главы МВД Авакова совсем уже «закусившего удила» боевика запрещенного в России «Правого сектора» Сашка Белого. На что возмутились его «побратимы» из числа самых отмороженных боевиков с Майдана – и министру пришлось немало оправдываться.

***

Впрочем, и в Грузии 2000-го года тоже все обошлось лишь взаимным «надуванием щек». «Лесные братья» Элиавы пригрозили Шеварднадзе началом очередной гражданской войны – но угрозы так и остались невыполненными. Видно, «партизанам» не очень хотелось менять наличное сытое и комфортное существование – с возможностью беспрепятственного передвижения по стране, гулянкам в ресторанах, прочих «радостей жизни» – на полную лишений и опасностей жизнь партизан настоящих.   
Правда, власти к своим «ручным партизанам» тоже отнеслись с отеческой терпеливостью. Даже к погибшему подполковнику сотоварищи. Так, в 2004 году суд Кутаиси снял с них практически все обвинения – оставив лишь те, что касались незаконного владения оружием и сопротивления сотрудникам полиции. А долгоиграющий мятеж, пресловутая «партизанская борьба» – это так, чисто забавы были.
Ну ладно там, последнее могло быть снято по причине многочисленных амнистий. Но квалифицировать захват в заложники целого генерала полиции, перестрелку со спецназовцами столь «беззубыми» статьями УК, как описано выше?! Кстати, даже их сторонники Элиавы потребовали отменить от Верховного Суда в 2014 году. 
Ну что тут можно сказать в заключении по всей этой истории? «Фейковые партизаны», лишь имитирующие видимость сопротивления на радость властям, могущим отвлекать внимание населения на «угрозу путча», вместо того, чтобы бороться за свои права. Такое же «фейковое» государство, чуть ли не в традициях Речи Посполитой узаконившее возможность путчей – без каких либо минимально серьезных последствий для их организаторов и исполнителей  
А весь этот настоящий «театр абсурда» – неизбежная цена за «игры в незалежность», производимые с помощью вооруженных же мятежей и попранием всякой формальной законности…                                    

5
1
Средняя оценка: 2.86581
Проголосовало: 313