Дискуссия о Нравственном Кресте

Однажды, почти полвека назад, в Варшаве, в то время когда я был студентом Варшавского университета, услышал интересное утверждение. Оно касалось любопытного факта: «Во всей литературе существует лишь 28 оригинальных сюжетных линий, всё остальное модификации и синтез основных». Услышал это в киностудии от специалиста филолога, где снимались 32 серии телепередачи для Второго канала Польского телевидения «Учимся говорить по-русски» (снимался в роли главного лектора). Меня тогда удивила названная столь маленькая цифра оригинальных сюжетов в описании столь разнообразной жизни людей.

Прошли годы, было сделано много дел. Была осмыслен новый, не антиномный-дуалистичный воинственно диалектический метод познания сущего, построен системный квадроцикличный, и, опираясь на него, была определена пространственная структура числовой оси Качественных чисел. Затем были исследованы числовые математические системы. В результате была разработана новая философская система «Триалектика» (https://cloud.mail.ru/public/DZsb/ctG1PDG3H ), позволившая вновь вернуться, через систему личности человека - Нравственный крест, - к тому самому вопросу: «А почему всего лишь 28 сюжетных линий»?

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ

Недавно, составив визуальную принципиальную схему Нравственный крест и построив на ней все возможные прямые и диагональные связи между определяющими его основополагающими нравственными категориями (эстетика, этика, эсхатология и мораль), вдруг осознал, что вот он ответ на тот интересный факт о 28 оригинальных сюжетных линиях в литературе. Количество всех таких названных внутренних и поверхностных связей в структуре плоского восьмиугольника (октагон, не путать с объёмным октаэдром) равна именно 28. Дальнейшее исследование смысловых значений данных связей, позволило составить таблицу, которая, на мой взгляд, даёт ключ и открывает новые методологические возможности понимать личность человека. 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
(https://cloud.mail.ru/home/2%20NK.JPG.pdf)

Понял, что вошёл в область весьма интересную и важную, небезразличную для любого думающего человека: осознание личностью тех критериев и их взаимосвязь, которые определяют каждодневную нашу жизнь, как среди людей, так и в мире природы, посредством определённо сложившихся социальных структур. Именно принципиальные категории Нравственного креста закономерно формируют человека сознательным созидателем умного, красивого, безопасного и устойчивого. 
После публикации в соцсетях описания Нравственного креста (в том числе и в стихах http://www.velykoross.ru/books/all/article_2716/ ), представления его формализованной изометрии (она представлена на фото), а также представленной здесь Таблицы диагональных и линейных связей Нравственного креста (см. фото), у меня получилась очень интересная дискуссия с мои другом и оппонентом Валерием Зубаковым. Напомню, несколько раннее, в нашем журнале СРЛХ «РАРОГ» публиковалась наша с ним дискуссия «БОГ И ЧЕЛОВЕК» (http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/1134-bog-i-chelovek.html ), где были затронуты вопросы отношении человека к Богу. Надеюсь, что представленная ниже новая дискуссия с этим умным, много знающим и весьма вдумчивым человеком будет интересна нашим читателям. Думаю, это позволит любознательным войти в представленную оригинально тему личности человека, чтобы лучше и глубже осознать её и понять для себя, через свои приоритетные оценочные суждения – кто я? 
 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ 
Валерий Иванов

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков.
Твой Нравственный крест слишком схематичен, на мой взгляд, чтобы быть верным. Все влияет на все. Я вообще в мышлении избегаю схем с большим количеством взаимосвязей. Они красиво смотрятся, но плохо и скучно трактуются. И вообще это подозрительно похоже на гороскоп - космограмму, или нотальную таблицу или на круг энергетических связей организма.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Согласен, что схематично - как принципиальная схема любого радиоприёмника или электросети на предприятии. Но, увы, без таких схем невозможно организовать работу по доставке энергии к определённому месту и отвести её оттуда, а значит - и продуктивное взаимодействие всего организованного сущего для выработки определённого продукта. Согласись - это оригинальный ключ к пониманию человеческой личности.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Я не углублялся, но боюсь, что эта оригинальность на самом деле мало что объясняет. Ну, есть набор оппозиций, и что с того?

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Я не думаю, что ты где-то видел или слышал о представленном данном методе - поэтому он оригинален. Во-вторых, он задаёт возможность логическому анализу взаимосвязей нравственных тез и антитез, как ты говоришь - оппозиций. В-третьих, как знаю и понимаю, это на сегодняшний день единственный метод, который позволяет приблизиться к пониманию нравственных приоритетов конкретной человеческой личности - своего рода ключ, и в-четвёртых, с помощью этого метода можно изучать психологию поведения человека в обществе. 
Есть ещё важный аспект исследования данного Нравственного креста, который, на мой взгляд, позволит глубже и объективней понять причины формирования того или иного нравственного основания личности, который характеризуется и детерминируется объективными факторами: вера, религия, табу.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Твоя тема мне известна. Но, с моей точки зрения излишне умозрительна.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Умозрительно то, что не определено чётко и не зафиксировано определёнными причинно-следственными связями, а лишь, так или иначе, образно целостно формализовано. Здесь же чётко обозначены логические антиномы, которые с математической точностью, определив критерия, можно исследовать. И в этом вижу глубокую практическую важность предлагаемого метода исследования нравственных критерий конкретной личности, а следовательно, и особенностей её формирования, что имеет непреходящую ценность, в конечном счёте, для формирования того или иного социума, его устойчивости, или разложения.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Вот мне и странно, что ты от системной логики вдруг сдвинулся обратно к дуальным оппозициям. Для студентов и преподавателей эта схема, возможно, покажется любопытной и полезной как методический материал.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
На предмет студентов и преподавателей - уже хорошо. А там заинтересуются и будут углубляться. Относительно только "дуальной оппозиции" - трудно согласиться с этим утверждением. Здесь же дана многомерная схема смысловых оппозиций, причём с указанием тех или иных аспектов работы нашего сознания: ощущения, эмоции, рассудок и ум, - это объёмная модель.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Признаться, я на ощущения, эмоции, рассудок и ум смотрю не как философ или психолог, а скорее как физиолог или инженер, и умозрительные модели, плоские или объемные, мало что объясняют.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Твоё право относится так или иначе к названым аспектам нашего сознания (кстати, определение "СОзнание" дуалистично, т.е. временно - изменчиво). Твой материалистический подход мне понятен в силу той физической науки, которую ты обрёл в ВУЗе и того, чему нас учили в те годы - воинственного материализма. Правда, я также прекрасно понимаю твоё теологическое высшее образование, которое ты приобрёл затем в другом ВУЗе. 
Знаешь, мне тоже очень важно найти ключ к тому, чтобы понять связь духовного и физиологического в человеке и его организме. Представленная модель Нравственного креста личности, при её детальном исследовании при помощи математики (а такая возможность есть) позволит определить те математические закономерности, которые объединяют математику биохимических реакций и нравственные реакции личности. Математика, в том числе Качественная математика, позволит сделать этот прорыв в познании вселенской сущности человека и людей. Математика – язык Бога. БОГ ЕСТЬ!

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Это все слова-слова-слова. Язык математики - один из способов описания мира. Хорош там, где применим, но применим далеко не везде. Никто, ни сам Бог, ни апостолы, ни пророки никогда не считали цифры и формулы вершиной человеческой мысли. Ну, переведи Библию, или поэзию Пушкина, или Толстого с Достоевским и Шекспиром или дружбу, или любовь, или живопись на язык математики - получишь полную чушь. Ну, почему для тебя формализация всего на свете важнее всего остального - мне непонятно.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
А что не слова? Для человека всё слова, знаки, символы... Все они несут смысловые нагрузки. И математика без слов невозможна! 
А что есть слово? 
Определение его значения всегда нравственно. Вот сказал тебе китаец слово. Ты слышишь его, но не знаешь, что оно для тебя значит. Просишь перевести сказанное им, если тебя интересует этот китаец, как человек, как личность. 
Слова нас интересуют именно своим смысловым значением, а не просто так. В опере слова произносятся на фоне музыки, придающей им изначально минорное или мажорное значение. В математике тоже плюсы и минусы определяют качественность чисел в той или иной алгебраической системе. Законы природы все алгебраичны и всё крутится только по конкретным дискретным формулам, определённым нами или не известным нам, в которые мы подставляем соответствующие определённые значения в виде цифр. Например, высчитывая скорость: расстояние и время. Константная алгебраическая формула есть, а вот подставляемые в цифрах сущности могут быть различными. Я о том, что предопределяет наше отношение к тому или иному сущему. А не о том, чтобы произведения Толстого с Достоевским писать алгебраическими формулами (кстати, все они уже записаны в цифре в ворде на компах). 
Я, о многогранности и связи материального и не материального: 
1. энергетического – формализованного во времени и пространстве; 
2. и принципиально, установочно детерминирующего всё вселенское сущее, в том числе и человека, как биологическое животное и его личность, как - нравственное социальное сущее;
3. системного социального - обратное воздействие на личность человека.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Но вот, сам Бог для того, чтобы общаться с человеком не избирал язык формул и цифр, а язык поэзии и литературы… Посмотри Библию и священные книги всего мира. Так что твое утверждение - явно не из той оперы. А что касается науки? Наук много. Пользуются математическими моделями далеко не все. Не думаю, что нравственность поддается описанию формулами, впрочем, как и все те понятия, которые ты используешь в своей схеме. Но смысл ее наверное полезен - одно перетекает в другое при изменении некой полезной меры.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Ты прав МЕРЫ - это ключевое слово. А как определить меру без математики? Как определить меру зла или добра - в каких категориях (это не мера), и строгости наказания (в социальном измерении) или денежном выражении... Но ведь определить просто так, что есть само ЗЛО - НЕВОЗМОЖНО. Нет просто зла!!! Только священное писание позволит определить, что есть добро или зло и т.д. И здесь опять-таки встаёт перед глазами Нравственный крест с его основополагающей центральной сердцевиной! Без этого никак.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Мера изменчива и ситуативна, так что наша математика здесь вряд ли пригодится, а вот нечто более сложное - Бого-словие еще как. Ведь не мы определяем меру, а Бог. поэтому и молимся – «научи нас разумети и творити волю Твою!» И критерий здесь не наше мнение о соразмерности, а то, как Он сие для нас положил.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Но, пять-таки, Священное писание определяет сами нравственные категории конкретно по существу. 
Священное писание христиан писали конкретные личности людей и не только древние евреи и первые христиане – апостолы («математики» – как в древней Греции, по утверждению А.Ф.Лосева, их называли), но и индийцы, и китайцы и т.д. Нравственные критерии в этих религиях не идентичны, поскольку миропонимание названных народов было не во всём сходно с христианским – и на оборот. У буддистов вообще нет Бога, да и Конфуцианство – социальная, установочная религия, считает богом лишь конкретного императора. Мне недостаточно одних каких-то конкретных нравственных установок одной какой-то религии. Есть вещи более универсальные для любой религии и вот, думаю, с помощью принципиальной модели Нравственного креста, универсальные критерия нравственных категорий и приобретаемые ими конкретные значения в тех или иных религиях можно будет определять вполне чётко, ибо - математично.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Ну, буддизм и не религия вовсе, религия не сводится к одной нравственности, эти взгляды были характерны 14 веку, но за ними церковь не пошла, а вот ты все занимаешься составлением формулы Бога, вместо того, чтобы искать Богообщения, то есть как раз того, о чем писали под вдохновением Его люди Его слышащие.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Буддизм имеет все признаки религии: доктрину, литургии, воздаяние и даже иерархию (церковь) с возглавляющим её Верховным Ламой. 
Относительно общения с Богом непосредственно, т.е. сознательно, осмысленно и напрямую: я слышу Его слова и отвечаю Ему конкретно на них – я не настолько совершенен, чтобы иметь такую милость. Но вот опосредовательно, через математику, учусь читать Его принципиальные незыблемые установки для всех сущностей вселенского бытия.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Это для атеиста буддизм имеет эти признаки, они считают, что церковь это организация, а религия – идеология.
Научиться слышать и понимать Бога - этому посвятили жизнь многие аскеты и подвижники, и то они бы скромно воздержались от таких смелых утверждений. Математика имеет отношение скорее к культуре, чем к теологии, то есть к тому, что служит потребностям мира сего, что возможно исчислить, пшеницу, воду, кирпичи, топливо, ресурсы, скорость, траекторию, массы и соотношения, излучение и земные энергии, Бога же исчислить нельзя, он не от мира сего

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Ну, вот ты косвенно и аргументировано обвинил меня в атеизме. 
Я не атеист – человек отрицающий существование бога, судя по этимологии этого слова. Наоборот, я ЗНАЮ ! (не верю – вера требует чуда, а не аргументов), что Бог есть, ибо мир умён, - не хаотичен. Основные современные религии составляют: учение (писанная философия - нравственные установки бытия), литургия (обряд, социальное действие), церковь (собственная иерархическая организация тех, кто проводит религиозные обряды), и воздаяние адептам, как прижизненное, так и посмертное.
Относительно аскетов, которым было дано слышать глас Божий – и?… Теперь их прославляют – что это, если сам понимаешь, не один из христианских смертных грехов?
Относительно Бога – ты прав Его вселенскую сущность исчислить невозможно, как невозможно исчислит саму вселенную, но принципы умной дискретной системной экзистенции вселенского сущего - человек должен и может понять. Больше некому!!! Иначе всё абсурд.
Понимая это, не стремлюсь как-то описать сущность Бога, ни формально (ибо тогда она приобрела бы временную форму), ни принципиально (ибо она тогда была бы абсолютно канонично незыблема и недоступна нашему человеческому восприятию), а вот математически – опосредовательно нашему сознанию становиться доступен промысел вселенской сущности БОГ. Плоды такого математического промысла мы одеваем в смысловые одежды слов, пропуская их через лабиринты Нравственного креста человеческой личности. 
Как работает этот Нравственный крест – моя задача ответить на этот вопрос.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Я не тебя обвинил, а твою методологию…
Не понял про аскетов - что значит «слышали и?..»
Почитай про Авраама, про Моисея, про Исайю, про Сергия Радонежского - вот тогда будет ясно что «и?..»
Да и Бог почему-то у тебя, как нечто типа суперкомпьютера - "вселенской сущности БОГ". Это что - люди компьютеру молятся? Или "живому Богу"? Это сын абстрактной вселенской сущности ходил по Иудее 2 тысячи лет назад?
Ну-ну…

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Валера, дорогой, я всю Библию читал несколько раз и с карандашом в руках. Понимаю твои упрёки и намёки… Не хочу спорить с ними, ибо всё это аспект веры, нарушать которые я не могу - было бы с моей стороны не этично это делать. Поэтому не будем продолжать нашу дискуссию – основное уже сказано и заслуживает осмысления. Главное БОГ ЕСТЬ и люди молятся ему во спасения себя, своей души и близких… Дай БОГ им счастье!

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Зубаков
Ладно, дай Бог тебе разумения!

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Спасибо.

 

 

Откликнувшийся из фэйсбука на публикацию военврач Валентин Николаевич, также высказал несколько суждений о представленной публикации Таблицы.

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валентин Николаевич
Основополагающим фактором нравственности является свободная воля человека в выборе поступков. Нет плохих или хороших людей. Человек существо многосложное, порой непредсказуемое. Каков человек, его нравственность определяется им самим, его личным внутренним выбором.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Согласен, что основным фактором детерминирущим поведение человека является воля. Но сама воля есть производное от личностных характеристик человека его нравственных устоев, физических и физиологических факторов обеспечивающих ему само существование. Но именно личность человека, его нравственные устои не позволяют человеку делать то, что он не желает и не возжелает из-за этого. Люди готовы гибнуть за идеи, за деньги - никогда.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валентин Николаевич
Из своего опыта я знаю, что из-за денег люди губят других. Зависть, жадность и желание лёгких денег, вот величайшие пороки. Знавал я людей, норовящих прожить сладко за чужой счёт.

 

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ
Валерий Иванов
Вы правы - деньги разъединяют людей!!! Объединяют людей гуманные конструктивные идеи во благо общества и близких и их совместная плодотворная реализация.

 

P.S. И всё же, представленная Таблица диагональных и прямых связей требует более пристального изучения и осмысления. Например, лишь диагональные связи Нравственного креста дают пересечения на плоскости фигуры октагон с другими диагоналями, где в узлах этих пересечений происходят под тем или иным углом нелинейные взаимодействия, т.е. определённый энергетический выброс. Угол пересечения (отклонения) – есть мера энергетичности взаимодействия. А вот линейные связи по периметру Нравственного креста между его вершинами, наоборот, положительны, т.е. в основном интравертны (75 процентов) - поглощают энергию. 
Есть над чем задуматься и философски порассуждать…

ДИСКУССИЯ О НРАВСТВЕННОМ КРЕСТЕ

5
1
Средняя оценка: 2.63424
Проголосовало: 257