«Ленинградцы, гордость моя!»
«Ленинградцы, гордость моя!»
27 января 1944 года — полное освобождение Ленинграда от немецкой блокады
В исторической части Санкт-Петербурга есть переулок Джамбула. Так ленинградцы назвали его в память казахского поэта-акына Джамбула Джабаева (1846-1945), уже в новейшее время поставили в переулке памятник. В сентябре 1941 года акын Джамбул обратился к жителям осаждённого Ленинграда с горячим словом поддержки в тяжелейший для них час: «Ленинградцы, дети мои! // Ленинградцы, гордость моя! // Не затем я на свете жил, // Чтоб разбойничий чуять смрад; // Не затем вам, братья, служил, // Чтоб забрался ползучий гад // В город сказочный, в город-сад...».
***
Когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Гитлер первым делом намеревался захватить Ленинград, а уж потом идти на Москву. Ленинград был вторым по населению (более 3 млн. человек) советским городом с развитой экономикой. Городские предприятия вырабатывали четвёртую часть продукции тяжёлого машиностроения страны. Взятие города на Неве означало бы серьёзный подрыв военного потенциала СССР, господство Германии в Балтийском регионе. К тому же город Ленина был колыбелью советской власти, его падение ослабило бы, по мысли фюрера, моральный дух советского народа и Красной армии.
В директиве командования военно-морских силы Германии «Будущее города Петербурга» (22 сентября 1941 года) указывалось, что «предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Эта одиозная нацистская идеология насаждалась в бюргерские умы, на улицах немецких городов появились плакаты «Русские должны умереть, чтобы мы жили».
Вслед за войсками Вермахта на территорию СССР вторглись финны. На встрече с германским послом президент Финляндии Ристо Рюти разоткровенничался: «Ленинград надо ликвидировать как крупный город». К концу 1941 года значительная часть Карелии была захвачена финской армией, над Ленинградом нависла угроза с севера. Немцы со своими союзниками (добровольческими испанскими и североафриканскими подразделениями) быстро продвигались к Ленинграду с юго-запада, 4-я танковая армия (командующий генерал-полковник Эрих Гёпнер) проходила в сутки до 35 км. В начале июля был взят Псков, до Ленинграда оставалось 280 км. Из города стали эвакуировать заводы и фабрики вместе с рабоче-техническим персоналом.
По решению командования Ленинградского военного округа начались работы по созданию трёх линий обороны на южных подступах к Ленинграду. Все трудоспособные мужчины от 16 до 50 лет и женщины от 16 до 45 лет направлялись строить оборонительные сооружения. Окопы и противотанковые рвы рыли в основном женщины и подростки, мужчины были призваны в армию.
Враг увяз в боях на подступах в Ленинграду. Гитлеровские генералы слали донесения в ставку фюрера, что войска устали и не в силах продолжать наступление. В августе Гитлер лично прибыл на Северный фронт и поставил задачу захватить Ленинград в сентябре. Перегруппировав силы, гитлеровцы начали новое наступление, прорвали первую Лужскую линию обороны и перекрыли железную дорогу, снабжавшую Ленинград продовольствием. Полностью сухопутная связь города со страной была прервана 8 сентября. Этот день считается началом блокады города на Неве.
Связаться с Большой землёй можно было только по воздуху или водным путём по Ладоге. Авиация не могла снабдить Ленинград нужным количеством боеприпасов и продовольствия. Оставался водный путь по Ладожскому озеру, однако северный и южный берега Ладоги захватил враг.
Под постоянными вражескими обстрелами прорывались в осаждённый Ленинград буксиры и баржи с оружием и продовольствием, из города вывозили раненых бойцов и мирных жителей. Тяжёлые осенние штормы накрывали старые судна, они тонули вместе с людьми и грузом. В середине сентября шторм затопил две баржи, на одной были военные, спешащие на помощь в осаждённый Ленинград, на другой везли эвакуированных из города. Спасти удалось лишь немногих.
Когда в ноябре ударили морозы и лёд на озере окреп, по льду проложили двухстороннюю дорогу шириной 10 метров с обогревательными пунктами через каждых 5 километров. Ледовый путь в блокадный Ленинград назвали «Дорога жизни». Первые конно-санные караваны с мукой прошли по Дороге жизни 20 ноября. Когда лёд достиг нужной толщины, пошли грузовики с продовольствием, чтобы больше увезти мешков с хлебом, к ним цепляли сани. Из-за частых обстрелов не все машины доходили к месту своего назначения, нередко вместе с грузом они сами проваливались под лёд.
Целых 872 дня (8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года) длилась блокада Ленинграда. Столько дней немецкая группа армий «Север» вместе со своими союзниками осаждала город. Начальник немецкого генерального штаба генерал Гальдер, рассуждая о наступлении немцев на Ленинград, в своём дневнике записал, что «положение здесь будет напряжённым до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод».
Немцы знали на что рассчитывали. Ленинград был полностью окружён, продовольствия в городе не хватало. Ещё в сентябре немецкая авиация сожгла Бадаевские склады с запасами муки и сахара. Норма выдачи хлеба в городе уменьшилась. Настоящий голод в Ленинграде начался в ноябре 1941 года. Ранняя зима только усугубила тяжёлое положение. Транспорт и канализация не работали, не было электричества и отопления, из-за постоянных немецких бомбёжек во многих домах вылетели стёкла в окнах. Оконные проёмы затыкали всем, чем только могли, но это не спасало от холода. Паёк в 125 граммов хлеба на иждивенцев и детей и 250 граммов на работающих не спасал. Смерть косила людей. Морозными декабрьскими днями в Ленинграде умерли от голода 52 881 человек.
Несмотря на тяжёлое положение, ленинградцы мужественно боролись за жизнь и несли свою боевую вахту. Взрослые и дети дежурили на крышах домов, тушили и сбрасывали с них зажигательные бомбы, много их падало на город с немецких бомбардировщиков. Страшные блокадные дни: холод, голод, взрывы, смерть, лишения и страдания. «Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, // Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! // …Сотый день догорал. Как потом оказалось, // Впереди оставалось ещё восемьсот». Так сказал об этом страшном времени переживший блокаду поэт Юрий Воронов (1929-1993).
***
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича о величии подвига ленинградцев в блокадном городе. Вспоминая это время, композитор скажет: «В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве, сюда Шостаковича вывезли из Ленинграда вместе с семьёй. В блокадном Ленинграде симфония прозвучала 9 августа. По репродукторам транслировалась на передовую, немцы тоже её слышали. И есть свидетельство, что она произвела на них огромное впечатление. Слушая в окопах симфонию, многие немецкие солдаты поняли, что проиграют войну. Народ, у которого есть такая музыка — непобедим!
Тихое начало симфонии... Мирная жизнь в советской стране, народ с надеждой смотрит в будущее и уверенно строит свою жизнь. Ленинградцы спокойно и радостно гуляют по улицам родного города. Армия охраняет мирную жизнь своих граждан. Но вот в спокойные звуки врываются беспокойные нотки, они ещё еле слышны, нарастают и превращаются в тревожный марш. Это маршируют войска Вермахта. Фашистская Германия напала на Советский Союз, немецкая авиация бомбит мирные советские города. Грозные звуки немецкого марша всё нарастают — гитлеровцы маршируют по разбитым, в клубах чёрного дыма, городам и сёлам советской страны, убивают женщин, детей, фотографируются среди горящих развалин. У них радостные, самодовольные лица — «Русские должны умереть, чтобы мы жили!»
Красная армия обороняется, немцы продолжают стремительно наступать. Но вот в звуки победного немецкого марша врываются громкие, оптимистические нотки. Это советский народ дружно поднимается на защиту страны. Пощады врагу не будет! Жизнеутверждающая грозная мелодия заглушает грохот немецких орудий. Красная армия даёт достойный отпор врагу! Но силы неравные, приходится отступать с большими потерями, а немцы оголтело рвутся вперёд.
Ленинградцы верят в победу, она обязательно будет! Они записываются в ополчение, 10 народных дивизий стоят насмерть, не давая врагу прорваться в город. А враг уже на городских окраинах, немецкие офицеры в бинокль рассматривают ленинградские улицы и надеются скоро по ним пройтись. А город живёт и борется. На оборонных предприятиях днём и ночью выпускаются боеприпасы, в месяц производится более миллиона снарядов и мин. На Кировском заводе идёт производство тяжёлых танков КВ-1 и КВ-2, прямо из цехов они уходят в бой и помогают сорвать немецкий «блицкриг» по захвату города.
Симфония звучит приглушённо и скорбно... В городе тяжёлое положение. На улице мороз, в квартирах нет отопления, транспорт не ходит. Дедушка нашёл в сугробе околевшую собаку, принёс домой, разделал, сварил из собачьего мяса похлёбку, стал кормить внуков. Маленький мальчик — укутанные в одеяло кожа и кости, отказался есть, а ночью умер. «Вместо супа — бурда из столярного клея, // Вместо чая — заварка сосновой хвои. // Это б всё ничего, только руки немеют, // Только ноги становятся вдруг не твои» (Ю. Воронов, «Сотый день»).
Смертные минуты гулко отсчитывает метроном. Когда затихают немецкие бомбардировки и метроном считывает удары медленно, люди выходят из дома. Истощённые, они еле бредут по заснеженным ленинградским улицам, тянут за собой санки, на них завёрнутые в простыню окоченевшие трупы близких. Не все вернутся домой, кто-то замертво падает рядом с санками. Смерь на улицах стала обычной. Возле кладбищенских ворот заснеженная гора окоченевших трупов. Долбить мёрзлую землю для братских могил не хватает сил и людей.
В такое страшное время ленинградцы не теряли человеческий облик. Когда разорвавшаяся бомба зацепила развозку с хлебом, голодные люди собрали рассыпавшиеся по мостовой буханки и охраняли их до приезда другой машины. Случалась мерзость, когда кое-кто старался нажиться на общей беде. Заведующая магазином и продавщица утаивали пайки хлеба и продавали их на сторону, а за вырученные деньги приобретали антикварные вещи. По закону военного времени их расстреляли. Ходили слухи о людоедстве, обезумевший от голода человек способен на всё. Но такие случаи жестоко пресекались. умирающие от голода ленинградцы даже в нечеловеческих условиях оставались людьми.
Дорога жизни даже под вражескими обстрелами действовала беспрерывно. Это позволило в конце декабря 1941 года увеличить скудный блокадный паёк, а нормы отпуска хлеба снижались за осень 5 раз. Теперь рабочим отпускали 350 граммов (на 100 г больше) того, что можно было только назвать хлебом, всем остальным — 200 граммов (больше на 75 г). Мизерный привес стал для ленинградцев настоящим новогодним подарком, для многих — слишком поздним...
Звуки симфонии Шостаковича звучат приглушённо и скорбно... Одиннадцатилетняя Таня Савичева записывала в своём дневнике как умирала от голода её семья. Ей ещё играть в куклы, а ребёнок пишет безысходные строчки: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Девочку сумели вывезти из блокадного Ленинграда, однако она так и не смогла оправиться... Умерла Таня в эвакуации в 1944 году.
И вот музыка зазвучала громче и взволнованно... Пришло время ответить врагу за горе и страдания ленинградцев! Войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержки авиации, балтийских и ладожских моряков начали операцию «Искра» и уничтожили 34-тысячную немецкую группировку на южном берегу Ладоги. Блокада Ленинграда полностью ликвидирована.
Скорбные звуки симфонии... Более 170 тысяч воинов Красной армии положили свои жизни за окончательный прорыв блокады. Во многих советских семьях за немудрёным обедом дети сидят без отца. Мать плачет и держит в руках похоронку. В Ленинграде уже никогда не встанут с кладбищ 1,5 миллиона жителей города и не сядут за стол с оставшимися в живых родственниками.
Музыка звучит тихо, но уверенно... Ленинград возвращается к мирной жизни, люди уже не голодают, но тяжело оправиться от перенесённого лиха и смерти близких.
Немецкий марш уже чуть слышен... Окончательная победа советского народа близка, нацисты, победно маршировавшие по советской земле, уже выдохлись и сникли, хотя ещё продолжают зло огрызаться. Битву за Ленинград они уже проиграли, скоро придётся ответить за все свои преступления! Врагу не удалось сломить советских людей, он откатился от Ленинграда, поражённый мужеством жителей и отвагой красноармейцев — защитников города.
***
На Пискарёвском кладбище Санкт-Петербурга сооружён мемориал павшим в блокаду. Здесь лежит более 640 тыс. мирных жителей, погибших от голода, артобстрелов и налётов немецкой авиации. Вечный огонь и величественный монумент «Мать-Родина» напоминают о жертвах блокадного Ленинграда. Младенцы и дети, подростки, женщины и мужчины в расцвете лет, пожилые и старые ленинградцы. А ведь хоронили и на других ленинградских кладбищах, трупы кремировали на кирпичном заводе, а пепел свозили в одну большую братскую могилу. Теперь в этом месте памятник. Много памятников тому скорбному времени в Ленинграде. В память погибших был построен и освящён в августе 2001 года храм Успения Пресвятой Богородицы.
Ленинградцев убивали только потому, что жили они в советской стране и мечтали о счастливой жизни не так, как хотелось нацистам. Это якобы угрожало их «здравому» смыслу, потому все «Русские должны умереть, чтобы мы жили!»
А русские выжили! Ленинградцы заплатили большую цену за своё право на свободную жизнь, гораздо большую, чем Великобритания и США за время Второй мировой войны. Потери Великобритании составили 383 786 человек погибшими (450 тыс. по другим данным), потери США — 405 399 человек. В осаждённом Ленинграде по разным подсчётам погибло от 640 тыс. до 1,5 млн. человек, и это только мирных жителей, без учёта бойцов Красной армии, участвовавших в обороне и освобождении города из блокады.
На гранитной стене мемориального комплекса выбито стихотворение пережившей блокаду Ольги Берггольц, там есть строка, что «Никто не забыт и ничто не забыто». Накануне 20-летия победы в Великой Отечественной войне Ленинграду присвоили звание Город-герой (8 мая 1965 года). А день 27 января 1944 года, когда немецкая блокада Ленинграда была полностью ликвидирована, стал Днём воинской славы России.
… Многоглавый жадный удав…
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!