Настоящий смысл украинского «томоса»

Случилось то, о чём так долго говорили все, кому не лень. В канун православного Рождества Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей передал Украине, в лице президента Порошенко и избранного на «объединительном соборе» руководства новообразованной квазирелигиозной структуры, так называемый «томос» – документ, предоставляющий «новой, независимой» украинской церкви… вот с этого места начинаются неясности. Паникёры, злопыхатели и «агенты Кремля» сразу же стали заниматься занудным буквоедством, выискивая в судьбоносном документе разного рода изъяны. Ну да, действительно, есть в «томосе» странности, не отвечающие, а в некоторых случаях прямо противоречащие предварительным обещаниям и надеждам. Вроде как (тьфу, наваждение!) и не выходит никакой «самостоятельности», а, при определённом взгляде, получается даже не зависимость, а прямое закрепощение Константинопольским патриархатом «новой, независимой» украинской церкви. Некоторые эксперты отмечают, что закрепощение это интересно тем, что имеет исключительно добровольный характер, поскольку ярмо прямого и абсолютного подчинения возлагает на себя не каноничная УПЦ, а именно новообразованная религиозная структура, которая сама попросила «томос» у Варфоломея. (Каноничная Украинская православная церковь Московского патриархата сохраняет свою исконную, практически неограниченную свободу, предусмотренную каноном и актами церковного права). Разными «продажными борзописцами» сразу же после опубликования сканов текста «томоса» (доступных в интернете) было отмечено смешное несоответствие нумерации параграфов в тексте, действительно усугубляющее атмосферу безумия и идиотизма вокруг этого судьбоносного события. Добавило остроты ситуации и отсутствие поздравлений новому церковному руководству со стороны глав поместных церквей… Одним словом, всё однозначно свидетельствует о беззаконности, безблагодатности и противоправности свершившегося! Авантюра Порошенко провалилась!!!  

Только вот особой радости почему-то не ощущается. Есть некое нервное возбуждение, отчасти обусловленное совпадением передачи «томоса» с празднованием Рождества Христова (необходимость реагировать на два события, несопоставимых по смыслу и значению, но лежащих в одной, православной плоскости, замутняет в сознании людей чистоту восприятия и одного, и другого). Пройдёт какое-то время, и начнётся процесс осознания действительного смысла произошедшего. Но мы попробуем уже сейчас озвучить некоторые соображения на этот счёт. 

Начнём с конца, поскольку так будет более понятно. Раскол в мировом православии произошёл. Будет точнее сказать, что произвели этот раскол мировые политические силы, в интересах укрепления своего мирового господства. С другой стороны, этому расколу позволили состояться (и отчасти издавна способствовали, руководствуясь корыстными мотивами) силы другого рода, которые, по своему предназначению, были обязаны не допустить его любой ценой (поскольку эта цена, сколь бы ни была она высока, не была бы выше той цены, которую нам, России как государству и народу, придётся заплатить за этот раскол в будущем).  Что мы имеем, как говорится, в сухом остатке? (Если, конечно, не сводить всё к комичным обстоятельствам и злорадству по поводу ничтожества и продажности нынешнего «руководства» Украины). В сухом остатке мы имеем факт того, что США провели и блестяще завершили очередной этап по разобщению Русского Мира. В этом деле Америка пользовалась услугами всего околополитического и околоцерковного сброда, который выразил желание «подзаработать» на предательстве. Что дальше? Будет Порошенко следующим «президентом» Украины или будет кто-то другой – это уже вопрос второстепенный, во всяком случае для кукловодов мировой закулисы, сидящих в тихих кабинетах за океаном. Благонамеренным сторонникам канонической церкви, равно как и сторонникам «новой, независимой» украинской церкви, остаётся простодушно радоваться своим маленьким радостям, в бессознательном ожидании грядущих потрясений для тех и других. Потому что, повторимся, передача Украине пресловутого и действительно комичного «томоса» является всего лишь этапом в процессе реализации осуществления и укрепления мирового господства. Россия для Запада здесь конкурент и, в сущности, враг, а Украина – просто расходный материал. Таким образом, Украине в данном случае радоваться нечему, а для нас, россиян, это злорадство неизбежно имеет горький привкус поражения. 

В начале всех этих дел и делишек у многих было ощущение некоей эйфории: дескать, смотрите, как смешно, вот сейчас они (украинское руководство) в очередной раз опозорятся на весь мир, и… Что дальше, было неясно, но думать об этом никому не хотелось. Но в дальнейшем, глядя на действия Порошенко, Филарета и всей этой неловкой, действительно не очень умной команды, невозможно было не отметить их хамской самоуверенности. Спотыкаясь, говоря и делая позорные глупости, они, тем не менее, как машины, методично и тупо делали своё дело. Они точно знали, что за их неважный имидж с них точно никто не спросит; спросятся с них только за неудовлетворительно выполненные указания «хозяина». Жизнь показала, что они правильно поняли своё предназначение. Кому сейчас интересно, какую глупость или пошлость Порошенко сказал в том или ином своём выступлении? Кого сейчас волнует, где он там чего нарушил? Кому сейчас интересно, что «томос» был написан, подписан и вручён с несомненным нарушением всех установлений церковного права? В нынешнем мире главенствующее право получил принцип «рейдерского захвата», и «томос» был осуществлён по классической схеме этого уголовного деяния. Сейчас, пока весь православный мир (под одобрительные взгляды и снисходительные улыбки американского Госдепа) будет предаваться труднообъяснимым с точки зрения здравого смысла эмоциям, на Украине, под чутким руководством константинопольских (утверждённых и назначенных в США) «православных» кураторов начнётся методичное выдавливание из украинского пространства каноничной украинской православной церкви. Помешать этому никто не сможет, отчасти потому, что никто этому мешать не будет. В этом есть своя сермяжная правда: украинский народ, допустивший к власти предателей и уголовников, неизбежно должен будет испить чашу ответственности за свои инфантильные иллюзии до конца (в прямом или в переносном смысле). Нам остаётся, в контексте нынешней ситуации, пожелать ему, нашему братскому народу, прежде всего честности перед самим собой. Жизнь показала, что с этим качеством у него проблемы. 

О чём следует вспомнить нам сегодня, когда всё совершилось и спешить на данном этапе уже некуда? Самое простое – это принять как данность пропагандистские «бормотки», основанные на штампах и не позволяющие не то, что прикоснуться к истине, а даже и начать движение в её направлении. Нет сомнения, что большинство благонамеренных граждан так и сделает, и мы, как органическая часть народа, не станем присваивать себе право их осуждать. Но сами для себя в очередной раз обозначим некоторые вещи, забывать о которых, на наш взгляд, значило бы разделять моральную ответственность за них. 

Прежде всего, вопрос о том, как стало вообще возможным противопоставление русских и украинцев – народов, составляющих вместе с белорусами, историческое Великорусское триединство; народов, которые в советское время даже и не различались практически ни по каким признакам (кроме сугубо этнографических, по которым они тоже особенно не различались)? В постсоветские времена, ещё до того, как разобщённость русских и украинцев стала приобретать совсем отчётливые очертания, отношение к проблеме в России на всех уровнях сводилось к благодушной обывательской сентенции: «Куда они, хохлы, от нас денутся?!» Подобное отношение, основанное на уверенности в незыблемости существующего порядка отношений, давало моральную возможность не считать российско-украинские отношения в полном смысле слова межнациональными. В это время наши геополитические «партнёры» вкладывали колоссальные средства в то, чтобы кардинальным образом изменить формат российско-украинских отношений, и жизнь, показала, что для целеустремлённых и нескупых людей невозможного не существует. Но наступил момент, когда россияне (главным образом русские) вдруг обнаружили, что они и украинцы – это разные народы, с абсолютно разными цивилизационными ориентирами. Собственно, ещё и в тот момент была возможность изменить ситуацию, взяв её под контроль и не слишком оглядываясь на разного рода условности (поучиться бы этому у западных «партнёров!»). Но этого не произошло. Именно тогда нашим западным «патрнёрам» в очередной уже раз стало ясно, что делать можно всё, не оглядываясь ни на кого. Так что нынешний «томос» – это всего лишь наиболее явственный «знак» уже давно происходящего процесса, просто «знак» этот наиболее «знаковый» (извините за тавтологию, но она в данном случае наиболее точно передаёт мысль). 

Есть вопросы к нашей церкви, причём вопросы эти в большей степени онтологические, чем продиктованные сиюминутными проблемами. Затрагивая эту тему, следует оговориться (во избежание спекуляций), что речь идёт не о Русском православии как вероисповедании, а о церковно-бюрократической структуре РПЦ (в самом нейтральном, светско-государственном смысле этого термина). Ни для кого не секрет (кроме, разумеется, совсем уж инфантильных людей, а также тех, кто кровно заинтересован в этом незнании), что церковь как церковно-бюрократическая структура сыграла большую и значительную роль в расшатывании советского государственного строя и мракобесном очернительстве истории Советского государства. Интересно, что даже и сейчас, в период, когда, в условиях нынешнего раскола, РПЦ несёт большой ущерб, в частных выступлениях отдельных клириков звучат демагогические и, опять-таки, мракобесные обвинения в адрес Советской власти. Есть достаточно оснований считать, что антисоветский, антикоммунистический «тренд» стал органичной частью современной церковной культуры. Притом, что большая часть народа сохраняет лояльное отношение к истории своей страны, этот «тренд» даёт основание для некоторых экспертов и аналитиков говорить об определённой антинародности позиции современных церковных структур. Мы не будем рассуждать здесь о степени бескорыстности этих идеологических (т.е. выходящих за рамки церковной компетенции) вещей, оставив эту доступную проблему на усмотрение каждого взрослого православного мирянина. Однако есть вопросы и проблемы более серьёзные, не дающие честному мышлению права отмолчаться. Некоторое время назад с большой помпой было объявлено о «воссоединении» (восстановлении канонического общения) РПЦ с так называемой Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Эта акция подавалась как необыкновенное достижение, как колоссальный и очень значимый прорыв в православных, так сказать, делах. Ну, действительно, воссоединение – что может быть лучше, благонамереннее, «позитивнее»? Простой народ, замороченный и в значительной степени оболваненный либеральной и псевдопатриотической пропагандой, воспринял это со сдержанным воодушевлением, как обстоятельство, в сущности, не имеющее отношение к реальности. Экзальтированный обыватель (на котором, как правило, и держится представление об «общественном мнении») усмотрел в этом инциденте признаки «возвращения к истокам». Замалчивание общедоступной информации привело к тому, что русские православные «воссоединились» с псевдоправославной политизированной сектой, славящей презренного предателя, палача русского народа, генерала Власова – одного из самых ненавидимых русским народом исторических персонажей. Это обстоятельство является тяжёлым деянием по отношению и к России, и к православию, необходимо это осознавать. Секта РПЦЗ несёт ответственность за прямой коллаборационизм – сотрудничество с нацистами в годы Великой Отечественной войны. Эта секта поддержала действия США во Вьетнаме, видя в этих действиях «борьбу с коммунизмом». В общем, злобная, маньячная, предательская антирусская «контора». «Воссоединившись» с РПЦЗ, церковно-бюрократические структуры РПЦ, вольно или невольно, сознательно или несознательно, совершили, извините, предательство. Во многом «благодаря» этому «воссоединению» сегодня РПЦ осуществляет культ бывшего царя Николая (второго), что является, в самом безобидном случае, прямой профанацией почитания святости, а учитывая вполне однозначную и общеизвестную репутацию этого «царя» – прямым пренебрежением по отношению к России и её историческим интересам. Господа церковники, почтенное духовенство, вы делаете всё это сознательно или по недомыслию? Вопрос риторический. Находясь ныне «в каноническом общении» со структурой, по сути, ненавидящей реальную Россию, культивирующей предателей, коллаборационистов и палачей, имеете ли вы право (моральное, не церковное!) обвинять кого-то в предательстве? Получается, что вам можно, а им нет?  Пусть так, но у «них» может быть другое мнение по этому поводу.
К чему всё это говорится? Нынешний раскол ударил по всему православному миру, удар по России – наиболее ощутимый. Всё это придётся разгребать десятилетиями, преодолевая глупость, продажность и недееспособность разных инстанций, как официальных, так и неофициальных. Но перед тем, как начать этот долгий, трудный и не гарантирующий успеха путь, необходимо, жизненно необходимо, так сказать, свести концы с концами. Чтобы «восстановлением» разрушенного не занимались те, кто принимал активное и небескорыстное участие в разрушении. Чтобы морали и нравственности учили народ пусть не святые, но хотя бы и не те, на ком, как говорится, пробу негде ставить. И т.д. 

Нынешний «томос», переданный Украине Константинопольским религиозным функционером, при всей нелепости, беззаконности и юридической ничтожности (его, «томоса») – это бесспорное поражение для православия. США, действуя надёжным путём эксплуатации человеческой слабости и низости, путём подкупа, обмана и запугиваний, выставила его на посмешище всему миру. Увы, это так. В принципе, сейчас ещё есть возможность что-то исправить, действуя организованно и жёстко, и, самое главное, следуя духу, а не букве. Возможно ли это?  Фактор Константинопольского патриархата исчерпал свой позитивный потенциал, став тормозом на пути мирового православия. Начать следует с этого… А дальше? См. вышесказанное, и всё сопутствующее. Есть ещё один вариант: просто продолжать делать вид, что «Украина в очередной раз опозорилась», и ничего не делать. Выбор невелик. 

5
1
Средняя оценка: 2.79697
Проголосовало: 330