Немецкая принцесса, ставшая великой русской императрицей

2 мая исполняется 290 лет со дня рождения Екатерины II, названной еще современниками Великой. И этот неофициальный титул она получила недаром…

Родилась будущая российская государыня, тогда еще просто София (или сокращенно «Фике») в 1729 году в семье князя Кристиана Августа Ангальт-Цербстского. Впрочем, несмотря на громкий титул и родство со многими монаршими династиями Европы, отец Софьи, как и множество других владетелей «карликовых» княжеств-государств Германии, действительно «княжеским» богатством не отличался. Из-за чего и был вынужден «подрабатывать на стороне» - в армии куда более богатого и влиятельного короля Пруссии. На момент рождения дочери – комендантом города Штеттина.
В 15 лет София стала предметом внимания российской императрицы Елизаветы Петровны. Дочь Петра Великого сама лишь относительно недавно укрепилась на престоле – но ввиду бездетности (официальной, во всяком случае, «бастарды», «нажитые» от любовника графа Разумовского, не в счет) озаботилась организацией «семейного положения» своего племянника, будущего императора Петра III. «Выписанного» для исполнения роли наследника российского престола из карликового Голштинского герцогства на территории нынешней Германии – чей владетель был женат на родной сестре Елизаветы, Анне Петровне. 
Жених Фике, в православном крещении получившей имя Екатерины, свою невесту откровенно не любил – несмотря на все ее старания ему понравиться. Так что настоящим родителем таки появившегося на свет сына Екатерины, будущего императора Павла, многие историки его «паспортного» отца даже и не считают.
На этот фоне история с государственным переворотом, учиненным екатерининскими фаворитами в 1762 году при поддержке гвардии, после чего Петр, гм, «внезапно умер от геморроидальной колики» сложно даже считать неким «женским вероломством» в отношении к супругу. Потому как брака реально не было – свергнутый император благополучно «блудил» со своими фаворитками, просто не замечая законную жену.

***

Так Екатерина стала четвертой (и последней) по счету единолично правящей женщиной-императрицей на российском троне. Благодаря чему 18-й век иногда и называется в плане правления нашей страной «женским веком» или «женской эпохой». 
Открыла этот список жена Петра Великого Екатерина I в 1725 году, продолжила в 1730-м (после краткого перерыва с формальным царствованием находящегося под опекой несовершеннолетнего Петра II) – племянница этого незаурядного государя Анна Иоанновна, затем, в 1740-м наступил черед уже родной дочери Петра, Елизаветы. И, наконец, после полугодового правления беспутного Петра III, императорская корона досталась Екатерине Великой.
Доморощенные историки либерально-прозападных взглядов (или же просто историки западные) в отношении «титула» героини этой статьи обычно не отказывают себе в удовольствии заметить, что он был придуман ее же подчиненными. А именно – сотрудниками так называемой «Уложенной комиссии», кратковременно занимавшейся в 1768 году вопросом подготовки важных реформ – впрочем, так и оставшихся больше на бумаге.
Оно-то, конечно, формально так и есть. Но, с другой стороны – мало ли под какими почетными прозвищами желали остаться в памяти потомков те или иные «венценосцы»? А «история рассуждала по-другому» – потому как последним судьей в этом вопросе является народная память, то самое «общественное мнение».
Иногда просто удивляет, как «смакует» либеральная историография все «ошибки» и «темные стороны» последней российской правящей императрицы. И государственные финансы она разорила, оставив после себя крупный госдолг, и любовникам без каких-либо заслуг раздарила десятки миллионов рублей (годовой бюджет империи в конце ее царствования равнялся 69 миллионам). И развитие промышленности в ее эпоху было «патриархальным», и крестьян она окончательно закрепостила, и, вообще, ее личная распущенность была просто-таки запредельной. 
Последний миф в предыдущую сотню лет вызывает воистину садо-мазохисткий интерес без кавычек со стороны извращенцев упомянутой направленности – приписывающей государыне и просто «разврат», и разврат в духе маркиза де Сада. Что находит отражение в виде «сальных» намеков во многих западных кинолентах о российской жизни той эпохи. 

***

Думается, вся эта критика и откровенная «грязь» продиктована только одним – стремлением Запада и его «агентов влияния» посильнее очернить российские достижения. Без особой разницы, достигнуты ли они в 18 или 20-м веке – когда олицетворявший их лидер СССР Сталин до сих пор подвергается чудовищной «демонизации».
Так и с Екатериной. Крестьяне то в России были окончательно закрепощены еще в последние годы Ивана Грозного – отсюда и знаменитая пословица «вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (в который им теперь запрещалось переходить к другому помещику). И продавали их, как рабов, вместе с семьями, задолго до середины 18 века. 
Вообще, не совсем понятно, как можно «окончательно закрепостить»? Крепостная зависимость либо есть – либо ее нет. Чем-то это напоминает знаменитый ироничный афоризм «нельзя быть немножко беременным».
Зато под 2 млн монастырских крестьян освободили в ходе «секуляризации церковных земель» именно в екатерининское время. Начал, правда, этот процесс формально Петр Третий – но его воцарившаяся супруга его довела до конца. И огромное количество хлебопашцев, находившихся в рабской зависимости от монахов (кстати, дававших в том числе и «обет нестяжания» - отказ от владения каким-либо имуществом), получили значительное облегчение своей участи, перейдя разряд «государственных крестьян»  
И да, фавориты у Екатерины были. Вот только назвать их «бесталанными паразитами» не поворачивается язык. Для начала, ничтожествам не дано совершить успешный переворот – за ними просто не пойдут родовитые и амбициозные гвардейцы. 
А потом граф Орлов, формально не получивший ни военно-морского образования, ни боевого опыта, получивший под командование русскую эскадру, наголову разбивает превосходящие силы турецкого флота в бою под Чесмой. А другой фаворит, «светлейший князь» Потемкин-Таврический за пару десятилетий превращает «дикое поле» юга современной Украины в цветущую Новороссию.
Денщик Петра Великого, тоже ставший позже «светлейшим князем», Александр Меньшиков, тоже ведь «доил» госказну и брал взятки обоими руками. Так что после ареста у него обнаружили имущества и ценностей на 4 миллиона – добрую половину тогдашнего годового бюджета России. 
Только что смог бы стать Петр действительно Великим – если бы не такие помощники, пусть даже и не всегда с чистыми руками? О том же Меньшикове государь-реформатор с дружеской иронией говорил: «Алексашка, конечно, вор изрядный – но, если надо, он и от картечи своим телом прикроет».
Да и, вообще, для государства не столь важно, какую часть его доходов «распилили» не всегда добросовестные чиновники и фавориты. Куда более важна величина этих самых доходов. А с этим к концу царствования Екатерины было более, чем хорошо – они возросли в 4 с лишним раза! Даже с учетом некоторой инфляции показатель очень неплохой.

***

«Экстенсивно-патриархальная промышленность» не нравится? Неужто господам-либералам захотелось «бурного роста капитализма» уже в 18-м веке? Видимо, образца того, что произошел на рубеже 19-20-го веков? 
И закончился катастрофой февраля 1917 года. Когда либеральная «тусовка», выражавшая интересы «денежных мешков», очень жаждущих реальной власти, но ни умевших ею пользоваться, прогнав царя - за неполные полгода почти развалила великую страну. Так что Россию едва спасли большевики, прогнавшие этих «профанов». 
Так ведь большевиков-марксистов во времена Екатерины еще не было. И в случае мятежа, «собезъянничанного» с «Великой французской революции» империя была обречена на «вторую серию» «Смутного времени» - чуть не закончившегося полной гибелью российской государственности. 
Еще Екатерину нередко обвиняют в «лоббировании западных интересов». То ли английских, то ли французских, то ли прусских – без разницы. Но вот что интересно – при вроде бы истинно русской, без кавычек, императрице Елизавете Петровне Российская империя воевала в Европе часто и со вкусом. И да – одерживая блистательные победы. Но вот беда – значимых территориальных приобретений от этих побед, добытых ценой пролитой крови наших солдат, почти не было заметно.
А «изменница национальным интересам» за 33 года своего правления ту же Речь Посполиту, исконного врага Руси, сначала поставила под свой фактический «протекторат» – а затем и поделила вместе с ситуационными союзниками, Австрией и Пруссией. Попутно вернув исконно русские земли – западную Белоруссию и Украину (впрочем, без Галичины, доставшейся Австро-Венгрии).
И «крымский вопрос», который в 18 веке российские государи пытались решать, начиная с Петра Первого, сумела решить лишь Екатерина. Хотя первый удачный поход на полуостров совершил еще фельдмаршал Миних – в царствование Анны Иоанновны в середине 30-х годов этого столетия. Только просто прорвать укрепления Перекопа, произвести «операцию возмездия» за наглые набеги крымчаков на российские города – это одно. А вот окончательно оторвать Крым от Османской империи, а потом почти бескровно ввести его в состав империи Российской – это уже «высший политический пилотаж».
Впрочем, для последнего был существенно необходим и военный «компонент» - в виде мощной армии и флота. Только в последнем число линейных кораблей к концу екатерининского царствования выросло более, чем втрое. Был создан реальный, а не формальный Черноморский флот. 
Да, собственно, именно благодаря стараниям победоносных наших полководцев и флотоводцев Османская порта тогда и превратилась в «больного человека Европы» (как ее называли в европейских СМИ) – продолжая влачить жалкое существование уже не из-за прежнего утраченного величия, а просто потому, что полностью ее уничтожить России мешали «заклятые друзья» Петербурга из числа евростолиц.  

***

Отдельная громадная заслуга Екатерины и ее соратников – приобщение к цивилизации территории нынешней «великой европейской державы» Украины. Представлявшей на момент восхождения императрицы на престол жалкий «ошметок» из Левоборежных областей с южной границей по Черкасчине. Южнее уже начиналось «дикое поле», опасное для заселения и возделывания из-за постоянных татарских набегов. 
Именно этот край и был окультурен за сроки, внушающие уважение даже сейчас. Достаточно вспомнить лишь о самых крупных городах, основанных там по приказу или с согласия Екатерины Великой. Это и Екатеринослав (позже - Днепропетровск, ныне, по бандеровской версии – Днепр), и Луганск, и Николаев, и Мариуполь, и Херсон, и Одесса. И даже Запорожье было основано не запорожскими казаками, как многие считают – а именно российской государыней, под названием Александровск. 
Это если не считать Симферополя и Севастополя – ныне, к счастью, находящиеся вне юрисдикции незалежно-прозападной бандеровщины, оккупировавшей в том числе и историческую Новороссию… 
А всего население Российской империи на протяжении екатерининской эпохи возросло с 23 до 37 млн человек, начав составлять 20% от населения Европы. С учетом же роста доходов в 4 с лишним раза, можно сделать вывод и о росте тогдашнего ВВП на душу населения тоже минимум вдвое. Весьма достойный показатель до начала промышленной революции. 

***

Так что не в неких «неудачах» Екатерины и числе ее любовников заключается неприязнь к этой великой российской государыне со стороны Запада и его наймитов. В конце концов, другая незаурядная английская королева, Елизавета Первая, за почти полвека своего правления во второй половине 16 века имела «фаворитов» не меньше. 
Но то представительница «священного» для западоидов «племени англосаксов», «гегемона» западной цивилизации. А Екатерина, несмотря на немецкое происхождение, сделала все, чтобы сделать по настоящему мощным государством свою новую Родину. Ту самую «варварскую Россию» – которую что тогда, что сейчас лощеные европейцы почитали недостойной считаться равной с ними. 
А такое этой публикой не прощается. Потому и объем злобной критики и откровенной грязи в адрес последней российской правящей императрицы по-прежнему «зашкаливает».
Но это ничуть не мешает сохранять «титул» Великой – второй и последний раз присвоенный в народе (после Петра Первого) той, в правление которой наша страна достигла действительно великих новых достижений.             
      
 

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 276