Геворг VI: с молитвой о Родине

Великая Отечественная война стала тяжким испытанием для армянского народа. На фронт отправились более полумиллиона армян как из самой Армении, так и из других республик СССР. Около 200 тыс. не вернулись с поля брани. 

Армения дала Красной армии целую плеяду блистательных полководцев, причём двое из них, Иван Баграмян и Амазасп Бабаджанян, оба маршала, родились в селе Чардахлы. Говорят, это единственный в мире населённый пункт, давший сразу двух маршалов. 

Кроме двух маршалов, Чардахлы дали фронту сотни храбрых бойцов. За годы Великой Отечественной войны двенадцать чардахлинцев стали генералами, пятьдесят семь – полковниками, семеро – Героями Советского Союза. Подразделения под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна штурмовали Берлин, а после падения фашистского логова бойцы-армяне, коих в этих подразделениях было очень много, станцевали на улицах германской столицы кочари – армянский победный танец. 

Был среди армян ещё один известный человек, внёсший немалый вклад в разгром гитлеровских орд. И не с оружием в руках, а силой молитвенного слова и христианского духа. 

Геворг Чорекчян родился в Нахичевани-на-Дону в 1868 г. Сейчас это один из районов Ростова-на-Дону, а в те годы – один из наиболее «армянских» российских городов. Младенцу Геворгу было уготовано судьбой стать католикосом всех армян.

Он поступает в семинарию, затем изучает теологию и философию в Лейпциге. Жизнь вдали от Родины не мешает ему любить её сильнее. Европейские науки интеллектуально обогатили Геворга, но не сделали злобным критиком собственной страны. Возвратившись в Россию, Геворг преподаёт в семинарии церковное пение и этику. В дальнейшем он уделяет большое внимание поддержке армянской культуры и языка в среде российских армян. Грянула Первая мировая…

Тема «священник и война» глубокая тема. Нести духовное бремя ратного подвига всегда было в традициях российского священничества. В царской России военные священники не раз гибли вместе с солдатами, до конца поддерживая в них веру в Господа и собственные силы. 

В кровавом Цусимском сражении с японцами корабельные священники находились среди наших моряков, показывая пример выдержки и самообладания под свистом вражеских снарядов. Православный священнослужитель Евгений Василенков в 2009 г. попал с взводом солдат в засаду в Чечне. Снаряжал магазины, пока солдаты отстреливались, молился, призывал молиться солдат. Легкораненые в том бою был, убитых не было. Божий промысел! 

Священники Евгений Циклаури, Илия Азарин, Виталий Белов исполняли свой духовный долг в Сирии, окормляя наших военнослужащих, восстанавливая сирийские храмы, напутствуя бойцов перед боем, причащая раненных. Ездили и в отдалённые гарнизоны и в малознакомые посёлки, где риск подорваться на мине или получить пулю снайпера очень высок. Виталий Белов вспоминал, как жил на военной базе в деревянном боксе в пробоинах от осколков. Гарантии, что не будет очередного обстрела, никто не давал. За риск и готовность ехать в любую точку Сирии, если потребует ситуация, некоторые российские священники в Сирии награждены боевыми наградами. 

Геворг Чорекчян на передовой не был, но его вклад в победу российского, а потом советского оружия внушительны. В Первую мировую он занимается помощью армянским беженцам и консолидацией зарубежного армянства для борьбы с Турцией, которая выступала на стороне Германии. 

В июле 1941 г. архимандрит Геворг призвал армянский народ подняться на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: «Поддержать Советский Союз означает поддержать Родину. Победа Советского Союза означает победу армянского народа».

По его инициативе на средства армянской диаспоры создаются танковый полк «Давид Сасунский» и авиационная эскадрилья «Иван Баграмян». Первое назвали в честь древнего армянского эпоса о борьбе с арабскими завоевателями; вторую – в честь маршала-армянина. Эти подразделения освобождали Белоруссию, Украину и Прибалтику. Полк «Давид Сасунский» получил почётное звание гвардейского и был награждён орденом Красного Знамени. 

В письме к Сталину в мае 1944 г. Геворг писал: «…Я счастлив сообщить об исключительном успехе, выпавшем и на долю моего пастырского послания ко всем советским и зарубежным армянам, о сплочённой поддержке великого дела по освобождению народов от нависшей над ними угрозы. Десятки тысяч сынов армянского народа, совместно с сынами братских народов Союза, честно выполняют долг перед Отечеством и, не щадя жизни, сражаются на фронтах в непосредственной схватке с беспощадным врагом». 

Чорекчян как духовное лицо встречался со Сталиным, излагал ему своё видение послевоенного будущего армянских земель в составе Турции. Чорекчян был твёрдым сторонником их присоединения к СССР, тем более что Турция всю войну держала у советских границ 26 дивизий, заставляя СССР отвлекать столь необходимые на фронте ресурсы для охраны границы. 

США и Великобритания делают «ход конём» - в 1947 г. принимают Турцию в МВФ, а в 1952 г. в НАТО ввиду «коммунистической угрозы». О воссоединении армянских земель пришлось забыть. 

К тому времени Геворг Чоракчян уже был Геворгом VI – католикосом всех армян. Национальный церковный собор армян избрал его на этот место единогласным решением 22 июня 1945 г. В период католикосата Геворга VI в Советском Союзе возродились многие епархии Армянской Апостольской Церкви, в Эчмиадзине открылись Духовная академия и семинария, церковным приходам возвращались здания, библиотеки и т. д.

В июне 1945 г. в докладе Геворга VI на Соборе Армянской Апостольской Церкви говорилось: «Великая Отечественная война… дала блестящую возможность доказать преданность армянского народа своей общей Родине и нерушимую дружбу его с великим русским народом». 

5
1
Средняя оценка: 2.71429
Проголосовало: 49