Бреттон-Вудс: как США стали главным мировым паразитом

75 лет назад в курортном американском местечке почти весь июль делегаты 44 государств обсуждали новую модель международных валютных отношений. В итоге Вашингтон сделал себя главным экономическим победителем в еще не закончившейся мировой войне, закабалив большую часть мира на многие десятилетия вперед.

Сама конференция началась 1 июля, закончилась 3 недели спустя. А делегаты 44 стран, принимавшие в ней участие, представляли собой большую часть мира. Ведь на то время независимых государств на земном шаре было не под две сотни, как сейчас, а всего 76. Колониальная система Великобритании, Франции, Бельгии хоть доживала последние дни, но все еще существовала.
Хотя, конечно, ряд правительственных делегаций представлял свои страны достаточно условно. Вроде таковых от Польши и Чехословакии, на тот момент находившихся под гитлеровской оккупацией, а их политики «правили» своими народами исключительно на английские деньги, находясь в туманном Лондоне в эмиграции. А скажем, китайский националистический режим Чан Кай Ши спустя несколько лет будет сметен коммунистами Мао, так что «подписанты» Бреттон-Вудских соглашений были вынуждены бежать на Тайвань. 
Так или иначе, но конференция состоялась и даже при участии посланцев Советского Союза. В конце концов и СССР, и США, и Британия были формальными союзниками по антигитлеровской коалиции, так что дразнить англосаксов своим «особым мнением» раньше времени, до победы над фашизмом, в Москве посчитали не самым правильным шагом.
Ну и потом, для созыва такого форума причины действительно были – мировая торговля нуждалась в коррекции наличной системы взаиморасчетов.
В принципе, купцы самых разных стран торговали друг с другом на всем протяжении земной истории. Но тогда их выручало то, что в любой стране хождение имели «металлические», обычно золотые или серебряные деньги. Пусть и могущие несколько отличаться по покупательной способности, но, в общем, все равно представлявшие собой ценность сами по себе, в силу изготовления из драгоценного металла.
Ситуация начала меняться начиная с 17 века, когда в оборот все шире стали входить деньги «бумажные», ассигнации. В отличие от золотых-серебряных монет себестоимость их изготовления была на порядки ниже, так что у правительств всегда возникал соблазн напечатать их побольше. Отчего порой «бумажная» и «драгоценная» валюта одной и той же страны начинали отличаться по реальной стоимости в разы, если не больше. 

***

Деловые круги самых разных стран были крайне заинтересованы в ведении расчетов на основе чего-то более-менее стабильного, причем, относительно легко меняемого по желанию обладателя на драгоценный эквивалент.
Первая конференция на этот счет состоялась в Париже в 1867 году. Если коротко, на ней «мировой валютой» стал английский фунт, чья стоимость была четко зафиксирована в золоте, а Лондон гарантировал свободный обмен – при необходимости – своих ассигнаций на золотые «соверены».
Конечно, вряд ли британские лорды смогли бы в одночасье удовлетворить такой обмен от всех без исключения держателей бумажных фунтов. Но это, в общем, и не требовалось – мощь Британской колониальной империи, в которой «никогда не заходит солнце», сомнений у окружающих не вызывала, как и выкачиваемые оттуда баснословные богатства. 
Тем более что англичане поступали умнее, чем, скажем, испанцы, только и грабившие свои колонии. «Старая добрая Англия», помимо прямого грабежа, успешно использовала свои колонии и как гигантский рынок сбыта собственных товаров, благодаря производству которых она стала великой военной и промышленной державой. Ну а таким государствам принято доверять даже в кругах самых подозрительных бизнесменов. 
Однако уже по итогам Первой Мировой войны позиции Британии, как и ее валюты, серьезно пошатнулись. Несмотря на крупные репарации со стороны побежденной Германии (которые, в общем, и вызвали там рост нацистских настроений, приведших к власти Гитлера) и сохранение заокеанских колоний, траты на военные расходы были гигантскими. 
А потому уже на Генуэзской конференции в 1922 году британским джентльменам пришлось «потесниться» в пользу джентльменов американских. И их фунт, хоть и сохранил жесткую привязку к американскому доллару, но в отличии от него на золото уже не менялся.
Впрочем, генуэзская система практически умерла еще до начала Второй Мировой – в 1937 году. Причиной тому стала Великая Депрессия, девальвация в отношении золота доллара, торговая экспансия американских товаров в Европу и жесткие заградительные пошлины европейцев в ответ, практически парализовавшие большую часть мировой торговли. 
А потом грянула война, в ходе которой чуть ли не все страны «единой Европы», за исключением Британии, нейтральных Швеции и Швейцарии, а также условно нейтральных Испании и Португалии, стали либо сателлитами Гитлера, либо были просто оккупированы Вермахтом.

***

Но летом 1944 года исход великой войны был уже практически для всех ясен. Даже для наиболее трезвомыслящих гитлеровских генералов, составивших заговор против своего бесноватого фюрера, попытавшись взорвать его в бункере.
Соответственно, будущие победители все чаще встречались для определения контуров послевоенного развития. Военно-стратегические вопросы затрагивались на таких конференциях, как Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская. А вот финансовым вопросам была посвящена встреча как раз в Бреттон-Вудсе.
США ощущали себя «главным бенефециаром» этого мирового противостояния. Действительно, на их территории бомбы и снаряды не рвались, потери среди мобилизованных солдат были на порядок ниже советских (просто в силу гораздо меньшей интенсивности боев, даже с учетом войны с Японией), зато тамошняя промышленность получила многомиллиардные военные заказы. 
Да и сельское хозяйство тоже – никто уже не думал запахивать поля с выращенным урожаем и топить в Миссисипи баржи с зерном и сахаром «для восстановления спроса». Наоборот, американская экономика, благодаря военным заказам, как собственного правительства, так и других государств, наконец полностью вышла из Великой Депрессии.
Так что, по сути, кроме американского доллара, в мире никто бы и не смог гарантировать его свободный обмен на золото для использования в международных торговых расчетах. Посему после уточнения отдельных моментов, соответствующие решения были подписаны всеми присутствующими делегациями, даже СССР.

***

Вообще, американцы добивались такого решения не просто так. Во всех смыслах этого слова. 
Своих «визави» они уговаривали посулами крупных льготных кредитов на послевоенное восстановление экономики – Советскому Союзу, например, обещали целых 6 млрд. долларов. Это, с учетом изменившейся за 75 лет покупательной способности американской валюты, по сегодняшним меркам – почти 80 миллиардов!
Свои «бесплатные сыры» предлагались и европейцам, и жителям других стран. Отчего те и не устояли.
Но, понятно, что самые прожженные дельцы в мире не могли забыть интересы и себя любимых. Основным из них, конечно же, стала окончательно захваченная роль «эмитента» мировой валюты. Ведь если за доллары торгует почти весь мир, стало быть, этих долларов должно быть намного больше, чем требовалось бы лишь для внутриамериканских расчетов. А выпускают-то их американские банки «Федеральной резервной системы» и отдают своим даже союзникам отнюдь не за красивые глаза. В лучшем случае – в кредит.
В итоге и поныне США производят от силы 25% мирового ВВП (включая такие «вечные», но абсолютно нематериальные ценности, как голливудские фильмы или пропаганду), а вот потребляют около 40% мирового производства. Разницу как раз фактически и оплачивают остальные страны, использующие доллар в международной экономической деятельности.
Да что там торговля! А размещение золотовалютных резервов в американских гособлигациях под минимальный процент?! Один Китай таким образом «кредитует» американскую экономику на 4 с лишним триллиона долларов. Впрочем, конечно, тоже не из каких-то «гуманитарных» побуждений, ведь именно «мировой гегемон» и является основным покупателем китайских товаров.
Конечно, выпуск собственных денег всегда считался выгодным занятием, даже когда те были в виде монет. Но чтобы получать астрономические прибыли практически «из воздуха», даже не печатая реально зеленые бумажки с портретами президентов, а просто увеличивая их «виртуально», на компьютерах ФРС – такое стало возможным лишь после Бреттон-Вудса.

***

Кроме того, дядюшка Сэм на этой конференции решил подстраховаться дополнительно, «подмахнув» создание и таких институтов, как МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а также ВТО. Официально – чтобы снабжать «страждущих» от недостатка твердой валюты для закупок импорта кредитами под небольшие проценты. Неофициально – чтобы выставлять условиями для получения таких кредитов меры, губительные для роста национальных экономик. 
Даром, что ли, американцы со своими от силы 5% мирового населения производят четверть мирового ВВП? Да просто они (впрочем, с остальным «золотым миллиардом» тоже) делают все, чтобы держать остальной мир в статусе «сырьевого придатка», в лучшем случае – низкотехнологического промпроизводства.
Ну, как с той же Украиной, например, которой уже вполне официально западные институты прочат участь «великой аграрной державы». Забывая при этом сказать, что сей термин – классический «оксюморон», «сочетание абсолютных противоположностей», вроде «черного снега» или «горячего льда». Поскольку действительно великая держава обязана иметь и мощную промышленность, иначе очень скоро перестает быть таковой. 
Вот и в «незалежной» «продавленные» высокие цены на газ, потери российских рынков, практически убили наличное промпроизводство. Во всяком случае, то, которым Киев привычно гордился – как ракетным заводом «Южмаш» или авиационным «Антонов».
Кстати, Украина дает еще один поучительный и показательный пример относительно «полезной работы» еще одного Бреттон-Вудского института – Всемирной торговой организации. Которая, казалось бы, была создана для максимально свободной торговли, без высоких протекционистских пошлин со стороны отдельных ее членов. Но, тем не менее, при наличии якобы «свободного» режима ВТО, Киев почему-то доселе выклянчивает у ЕС еще «более свободный» – для своих товаров. Которые ему еэсовские чиновники разрешают продавать на европейском рынке (с умеренными пошлинами, конечно) буквально «по чайной ложечке».
Хотя, с другой стороны, что там интересы жалкой «великой европейской державы»? Если СМИ вот уже больше несколько лет полны сводок о куда более масштабных «торговых войнах» между США и его партнерами. А ВТО почему-то молчит…

***

Самое интересное, что собственно Бреттон-Вудская система реально прекратила свое существование в 1971 году – когда американский президент Никсон отказался продолжать обмен доллары на золото по запросу их владельцев. Скорее всего, что не то, что в хранилищах Форт-Нокса – но даже во всех банках мира уже просто физически не осталось золота, достаточного для обмена на астрономическое количество напечатанных до этого зеленых бумажек.
Ну так и что с того? В 1978 году на смену прежней пришла Ямайская система с формально свободной конвертацией валют между собой без жесткой привязки к золоту, но мир уже так «подсел на долларовую иглу», что «слезть» с нее до сих пор не получается. Тем более, что Вашингтон очень ревниво относится к таким попыткам, жестко пресекая их всеми возможными способами и у союзников, и у врагов. 
Ирак, например, захватили аккурат после того, как тот собрался было продавать свою нефть европейцам за евро. Ну а как продавать «черное золото» за что-то, кроме долларов, тем же саудитам, если залогом их безопасности является присутствие рядом мощного флота США и их военных баз?  Могут ведь не понять…
Вот и получается, что несмотря на формальную «смерть» Бреттон-Вудских соглашений, заложенная в них модель безраздельного доминирования (точнее – паразитирования) Америки над остальным миром все равно сохраняется. Только уже без даже формальных обязательств самих американцев. 
То бишь, если раньше они хотя бы обещали обменивать свои банкноты на золото пользующимся ими зарубежным странам, то теперь последние используют доллары исключительно на свой страх и риск. Вашингтон гарантирует лишь «высокое качество полиграфического исполнения», но не золотое обеспечение. А настоящими гарантиями выступает разве что нежелание большинства мировых «игроков» допустить банкротства «долларовой» экономики, ведь это приведет к банкротству и их самих, учитывая большой объем используемых ими «вечнозеленых». Вот и спасают «гегемона» общими усилиями часто и себе во вред. По принципу «меньшего зла».  
Конечно, в далеком 1944-м, и добрых 45 лет после этой даты, проблема американского паразитирования посредством Бреттон-Вудской системы не стояла, как минимум, для стран социалистического лагеря. У них был собственная международная валюта, «переводной рубль» – впрочем, и до его появления в 1964 году страны СЭВ отлично обходились наличными инструментами. А формально подписанное СССР в июле 44-го соглашение так и не было ратифицировано – руководство СССР вовсе не горело желанием вовлекать страну и ее союзников в «кабалу» Вашингтона. 
Увы, с 91-года ситуация разительно поменялась. И хотя о попытках освобождения России из пут «долларизации» пишут достаточно часто, но момент этот постоянно отодвигается, как линия горизонта при приближении к ней. Остается лишь надеяться, что ситуация хоть когда-нибудь изменится в лучшую сторону…

5
1
Средняя оценка: 2.85
Проголосовало: 580