Козелец – родина Разумовских

Козелец – скромный районный центр Черниговской области Украины, расположенный на речке Остёр. Это посёлок городского типа с населением около 8 тысяч человек. Если ехать из Чернигова в Киев автотранспортом, Козелец никак не минуешь. Он лежит как раз на половине пути, до столицы Украины остаётся каких-то км 75. По нынешним меркам, это рукой подать. 
Дорога мимо Козельца объездная, так что городок остаётся в стороне, но если внимательно присмотреться, можно увидеть 50-метровую колокольню собора Рождества Богородицы. Она – доминанта райцентра, самое высокое его архитектурное сооружение. Местные уверяют, что если в ясную погоду взобраться на колокольню и посмотреть на север, а потом – на юг, можно увидеть отблескивающие на солнце золочёные купола черниговских и киевских церквей. 

Колокольня собора Рождества Богородицы в Козельце.

Верится в это с трудом, однако наталкивает на раздумья об исторической судьбе Козельца. По чьей прихоти в скромном посёлке построили такой величественный собор и столь высокую колокольню? 

Собор Рождества Богородицы в Козельце.

Просьба не путать Козелец с Козельском! Последний находится в Калужской области России. И хоть названия у городков созвучны, история совсем разная. Оба возникли ещё во времена Киевской Руси и были разорены монголо-татарами. Козельск завоеватели прозвали «злым городом», потому что надолго задержались под ним и понесли большие потери. Ныне Козельск – город воинской славы. По численности населения он в два раза превосходит Козелец.

После распада Киевской Руси Козелец долгое время был под Литвой, потом – под Польшей. С польских времён известен как укреплённое местечко Козлоград. Название неблагозвучное и вызывает улыбку, хотя у него есть вполне резонная легенда. В давность в этих местах водились дикие козы или обильно произрастали цветы козельцы, якобы они дали название посёлку. Более серьёзная версия, что в этих краях издревле процветало ткачество. Ткацкие станки были почти в каждом доме. Важная деталь станка называлась «козёл», от неё пошло название поселения и прозвище первых поселенцев. Козловы и сегодня бытуют в Козельце, их фамилия – отголосок тех «ткацких» времён. 
Когда казаки под предводительством Богдана Хмельницкого поднялись на вооружённую борьбу против польских панов (1649), торгово-ремесленный городок Козелец стал центром Козелецкой сотни Киевского полка. В то время деление украинских земель было военно-административным. И Козелецкая сотня – это что-то наподобие сегодняшнего Козелецкого района. В конце 1656 года Хмельницкий издал Универсал, давший Козельцу Магдебургское право. Появился магистрат, состоял он из зажиточных казаков, решавших административные, хозяйственные и финансовые дела. Позже появился герб и флаг Козельца.
В 1662 году в Козельце на казацкой раде гетманом Левобережной Украины избрали наказного гетмана Войска Запорожского, полковника Якима Сомко. Его сестра Анна была первой женой Богдана Хмельницкого. Недоброжелатели оговорили Сомко, его гетманство Москва не утвердила, хотя он был верным её сторонником. Закулисная дипломатия привела к аресту Якима Сомко на Чёрной Раде в Нежине, а через год его казнили в Борзне. 

Андрусовское перемирие России с Польшей (1667) поделило Украину по Днепру. Левобережная Украина осталась за Россией, а Правобережная вместе с Киевом – за Речью Посполитой. Киевский полк со своей канцелярией перебрался в Козелец. Сюда потянулась казацкая старшина. В середине XVIII в. для полковой канцелярии построили каменное двухэтажное здание. Эта постройка в стиле украинского барокко сохранилась, ныне считается памятником гражданской архитектуры. В советское время её отремонтировали и отдали центральной районной библиотеке. 

Дом полковой канцелярии в Козельце (середина XVIII в.)

«Золотая» история Козельца началась в галантном XVIII веке. Когда в Западной Европе вдруг поняли, что мир под солнцем прекрасный и тёплый. И вовсе не лишён чувственного начала, которое отрицали отцы-католики. Под маской внешнего благочестия люди скрывают порой свои дикие страсти. Венцом такого чувственного восприятия прекрасного стала женщина. В высшем свете возник культ «прекрасной дамы», когда юную деву боготворили, окружали ореолом таинственности и распевали в её честь дифирамбы. «Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне». 
В России галантный век имел свою «мужскую» специфику. После смерти Петра Первого (1725), российским престолом надолго завладели женщины. Российские императрицы оказались весьма любвеобильными. Видимо, этого требовали неотложные государственные дела. Сами они справлялись с ними не очень, потому подключали для их решения своих любимцев. Когда под боком сильная мужская рука, любое сложное дело быстро решается. Истинные мужчины при российском императорском дворе стали буквально на вес золота. 

В реальной жизни истории случаются похлеще, чем в иных сказках! Сказка о Золушке даже в подмётки не годится удивительной российской были, которая произошла с малороссийским пастухом и певчим Олексой Розумом. Нет во французской небылице того истинно российского размаха, как в случае с ним! Волею судьбы полуграмотный украинский парубок Олекса Розум превратился в сановитого Алексея Разумовского с блестящей родословной, стал «сиятельнейшим графом» и генерал-фельдмаршалом, фаворитом и тайным мужем российской императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762), дочери Петра Первого. 
Став баснословно богатым, Алексей Разумовский (1709–1771) вытянул из нищеты своих родственников, помог сделать головокружительную карьеру своему младшему брату. Кирилл Разумовский (1728–1803) получил блестящее образование за границей, в 18 лет стал президентом Российской академии наук, а в 22 года – гетманом Войска Запорожского. Гетманство в Малороссии к этому времени уже было упразднено, однако специально для Кирилла Разумовского Елизавета Петровна возобновила его.
Чудесная история Олексы Розума началась недалеко от Козельца на хуторе Лемеши. Сегодня это небольшое украинское село, расположенное вдоль трассы из Чернигова в Киев (автодорога из Москвы в Киев совпадает с ней возле села Копти). Когда проезжаешь Лемеши, из окна автомобиля можно увидеть каменную Трёхсвятительскую церковь с колокольней. Построил её в 1755 году Алексей Разумовский (колокольня возведена позже) на месте сгоревшей хаты, где он в детстве жил вместе с родителями. Кроме него в семье было ещё два мальчика и три девочки. 
Крут был в пьянке реестровый казак Григорий Розум. Во хмелю любил бахвалиться: «От що то за голова, от що то за розум!». Так и закрепилась за ним прозвище Розум. А перебрав горилки, совсем лишался своего «розума» и подступал с кулаками к жене Наталье Демьяновне, гонялся с топором за малолетними детьми. Не стерпев издевательств отца, Олекса сбежал в соседнее село Чемер. Здесь его приютил дьяк местной церкви, у него парень обучался грамоте и пел в церковном хоре. 

Как-то проезжал через Чемер полковник Вишневецкий, он вёз вино из Венгрии к царскому двору в Санкт-Петербург, а попутно набирал в Малороссии певчих в императорский хор. Зайдя в церковь и поразившись пением 22-летнего Олексы Розума, Вишневецкий забрал его с собой. А уже в Петербурге красавца-малоросса с чудным голосом заметила дочь Петра Первого. Так началась головокружительная карьера простого украинского парубка. Когда же после дворцового переворота Елизавета Петровна взошла на престол, она облагодетельствовала своего фаворита. Ордена, чины и воинские звания, имения с крепостными в России и на Украине посыпались на него, как из рога изобилия. 
Став влиятельнейшим сановником, Алексей Разумовский не забывал родные края. На окраине Козельца – Алексеевщине – купил землю и построил роскошную усадьбу. Мать его, занимавшаяся шинкарством (на деньги сына открыла придорожный кабак), тоже купила себе имение у зажиточного казака Ивана Покорского. Осенью 1744 года Елизавета Петровна решила побывать на родине своего потаённого мужа (полагают, что они обвенчались в церкви подмосковного села Перово в 1742 году) и отправилась в Козелец. 
Екатерина Вторая, тогда ещё совсем не императрица, сопровождала её вместе со своим будущим супругом и императором Петром Третьим. В поездке участвовали князь Голицын, граф Воронцов, графиня Румянцева, другие вельможи – всего человек 300. В своих воспоминаниях Екатерина Вторая оставила строчки, что «здешний дом графа Разумовского чудо как хорош». Хотя разместить в нём шумную компанию оказалось довольно сложно, комнат не хватало, некоторым знатным особам пришлось спать на полу в коридоре. 

В Козельце бытует легенда, что обвенчал Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским в местной Никольской церкви священник Кирилл Тарловский (1709–1784). А после венчания они поехали в имение Натальи Розумихи. Войдя в дом, императрица поклонилась матери Разумовского в ноги, как того требовал украинский обычай. С тех пор место, где находилось имение Розумихи, стало называться Покорщина (покорилась, смирилась перед свекровью). Этот деревянный одноэтажный дом сохранился до наших дней и выглядит совсем неприглядно. Хотя считается памятником архитектуры национального значения. Последний раз его привели в приличный вид в 1975 году, когда возле него снимали сцены известного советского фильма «Звезда пленительного счастья». 

Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог, и где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос трубный, но командир уже в седле.
Не обещайте деве юной любови вечной на земле.
Не обещайте деве юной любови вечной на земле. 

Дом Натальи Розумихи в Козельце.

А священник Кирилл Тарловский оказался продувной бестией. Видимо, он упросил Алексея Разумовского замолвить за него словечко перед Елизаветой Петровной, потому что вскоре оказался в Санкт-Петербурге. Там он не затерялся, а стал духовником будущей императрицы Екатерины Второй. Это не помешало ему ввязаться в политические интриги при дворе. Во время дворцового переворота он занял сторону Петра Третьего, но прогадал. Из столицы пришлось бежать. Всплыл Тарловский аж в Запорожской Сечи, казацкая вольница пришлась ему по душе. Здесь он вновь стал священником и получил прозвище «дикий поп». В этих краях дикий поп жил безбедно до самой своей кончины.

В Козельце Елизавета Петровна пробыла удивительно долго – целых три недели (провела на родине мужа медовый месяц?). Три недели в тихом Козельце гремела музыка и устраивались балы для императорской свиты (итальянские музыканты прибыли сюда вслед за императрицей). В лесу под Козельцом князья и графы забавлялись охотой. 
Из Козельца императрица направилась в Киев поклониться мощам святых Киево-Печерской лавры. Впечатлённая киевскими пейзажами, Елизавета Петровна распорядилась построить в городе Андреевскую церковь и Мариинский дворец (проект Бартоломео Растрелли). А из Киева опять отправилась в Козелец. 
Поездка по Украине произвела на неё огромное впечатление. Всюду встречали её казаки. Встретив императрицу, казачий полк быстро снимался с места. Обогнав другой казачий полк, приветствовавший Елизавету Петровну, он снова оказывался на её пути и вновь отдавал ей почести. Немудрёная казацкая хитрость создавала впечатление, что казаков в Малороссии множество.

Алексей Разумовский удачно пристроил в Санкт-Петербурге свою многочисленную родню, а матери выхлопотал графский титул. Когда её, нарядную, привели во дворец, увидев себя в зеркало, она изумилась и грохнулась на колени. Графские почести не скрасили неграмотной крестьянке жизнь при дворе. Наталья Розумиха хорошо понимала, что лишний здесь человек. Лучше уж быть первой в Козельце, чем всеобщим посмешищем в Санкт-Петербурге. И она вернулась домой. 
Чтобы отблагодарить Бога за столь чудесную судьбу, новоиспечённая графиня решила построить церковь Рождества Богородицы. В заштатный городок Козелец были приглашены лучшие мастера, собранные со всей Украины. Долгое время считалось, что автором грандиозного собора был Бартоломео Растрелли (1700–1771) – знаменитый зодчий эпохи Елизаветы Петровны, построивший несколько величественных зданий в стиле барокко в Санкт-Петербурге (Зимний дворец – его творение). Потом архитектором стали считать Андрея Квасова (1720–1770), ставшего под конец жизни главным архитектором Малороссии. В строительстве собора (лепка украшений фасада) принимал участие киевский архитектор Иван Григорович-Барский (1713–1791). 
Пятиглавый (каждая глава с двумя куполами) собор Рождества Богородицы строился 11 лет (1752–1763). В нём две церкви. Нижняя полуподвальная церковь посвящена святым Адриану и Наталии, пострадавшим за свою христианскую веру во времена Римской империи. 
Наталья Розумиха умерла в сентябре 1762 года, когда собор был ещё не достроен. Положили её в нижней церкви. Внушительная деревянная гробница Натальи Розумихи сохранилась, её можно увидеть в левом церковном приделе в небольшой по размерам келье.

Для графа Алексея Разумовского год 1762 оказался тяжёлым. Ещё в январе умерла императрица Елизавета Петровна. Доживал он свой век в уединении, в своих обширных имениях в Москве и Санкт-Петербурге. Обладая незлобным нравом и действительно «розумом», он не нажил себе больших завистников при дворце. Когда императрицей стала Екатерина Вторая, она с почтением отнеслась к графу Алексею Разумовскому и сохранила за ним все его привилегии. 

В верхнюю церковь Рождества Богородицы ведут с разных сторон три крыльца, заканчивающиеся ротондами с шатровым верхом. Они придают собору необычный вид, это сразу бросается в глаза и запоминается. Специалисты говорят, что в его облике причудливым образом сочетаются мотивы барокко, изысканного рококо и классицизма. 
В верхней церкви три престола. Центральный поставлен в честь Рождества Богородицы, правый – во имя апостолов Петра и Павла, левый – в память Захария и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Росписей на стенах нет. Главная здесь достопримечательность – резной иконостас высотой 27 метров. Ему уже под 300 лет, и вызывает удивление, как только он сохранился до наших дней! 

Иконостас собора Рождества Богородицы.

Исследователь иконостаса Ф.Ф. Горностаев писал: «Сплошь золочёная резьба колонн, иконных рам и прочих обрамлений, поражающая художественностью и законченностью исполнения, расположена на тёмно-синем фоне, имитирующем ляпис-лазури... Живопись икон исполнена масляной краской художниками, знакомыми с произведениями великих итальянских мастеров, но огромная работа, видимо, исполнена неодинаково умелыми руками».

Фрагмент резного иконостаса собора Рождества Богородицы.

Бытует мнение, что иконостас изготовили в Италии по заказу Растрелли для церкви в Санкт-Петербурге, а Елизавета Петровна передала его своему любимцу для строящегося собора в Козельце. Иконы для иконостаса, а их насчитывалось 80, изготовили малороссийские мастера, одним из них был художник Алексея Разумовского Григорий Стеценко. 
Собором Рождества Богородицы любовался Тарас Шевченко. В Козельце знаменитый украинский поэт и художник побывал в 1846 году как член Археографической комиссии, когда описывал и зарисовывал древности Черниговской земли. Свои впечатления он оставил в повести «Княгиня»: «Городок ничем не примечательный, но всё-таки проезжий, если он только не спит и не меняет коней... обязательно полюбуется величественным храмом грандиозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха». 

Собор и колокольня значительно пострадали в Великую Отечественную войну. А иконостас уцелел, немцы его не тронули. Возможно, потому что собор они превратили в конюшню и лагерь для военнопленных. Грязь и запах лошадиного стойла отвернули брезгливых оккупантов от вырезанного из липы чуда, не смогли они оценить уникальную работу средневековых мастеров... 
А вот часть икон пропала, ныне в иконостасе только копии. Однако не всё так печально, 44 оригинальных иконы сохранились. Сегодня их можно увидеть в Чернигове в Борисоглебском соборе и Коллегиуме. Это в исторической части города на Валу.

Когда в 1941 году немцы захватили Козелец, на колокольне засел пулемётчик. С удобной позиции он расстреливал красноармейцев, пытающихся отбить посёлок. В атаку солдат поднял командующий дивизией генерал-майор Георгий Николаевич Микушев. Очередью из пулемёта он был смертельно ранен. На месте, где это случилось, поставили комдиву памятный знак.

Памятный знак на месте гибели генерал-майора Г.Н. Микушева.

Восстановили собор и колокольню в 50 годы прошлого столетия. Ныне собор Рождества Богородицы – памятник национального значения. В 2002 году на Украине вышла специальная монета с его изображением. 

***

Род Разумовских не затерялся за прошедшие почти 300 лет, а явил миру достойные имена. Это по линии Кирилла Разумовского. У Алексея Разумовского и Елизаветы Петровны законных детей не было, хотя ходили разные слухи. Поговаривали, что сгинувшая в темнице при Екатерине Второй княжна Тараканова – их дочь. 
Кирилл Разумовский женился на Екатерине Нарышкиной (1729–1771), дальней родственнице императрицы Елизаветы Петровны. В браке они прижили 6 сыновей и 5 дочерей. Наиболее известным стал старший сын, названный в честь дяди Алексеем. 
Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822) одно время занимал должность министра народного просвещения, стал сенатором. У него была большая семья, помимо законных детей имел 10 внебрачных. Все они известны как Перовские. Алексей Перовский (1787–1836) стал писателем под псевдонимом Антон Погорельский. Он написал известную сказку для детей «Чёрная курица или Подземные жители». 
Русский писатель и поэт (один из авторов «Козьмы Пруткова») Алексей Константинович Толстой (1817–1875) по линии матери был внуком Алексея Кирилловича Разумовского. Революционерка Софья Перовская (1853–1881), приговорённая к смерти за убийство императора Александра Второго, приходилась Алексею Разумовскому правнучкой. 
Андрей и Григорий, сыновья Кирилла Разумовского, осели в Австрии, стали известными там людьми. Мария Андреевна Разумовская, праправнучка Григория Разумовского, автор книги «Марина Цветаева. Миф и действительность», вышедшей в 1983 году в Лондоне. 
В 2004 году посетил Украину аргентинец Андрей Разумовский с невестой. Они побывали в Лемешах и Козельце В соборе Рождества Богородицы молодые люди торжественно обвенчались. Такая вот необычная история уже в наши дни.

***

Юрий Давидович Левитанский (1922–1996) к роду Разумовских никакого отношения не имеет. Родился он в Козельце в советское время, был участником Великой Отечественной войны. Как поэту и переводчику, в 1994 году ему была присуждена Государственная премия РФ по литературе. Он был неплохим поэтом, об этом можно судить по песне на его стихи, прозвучавшей в кинофильме «Москва слезам не верит» (1979).

– Что происходит на свете?
– Просто зима.
– Просто зима, полагаете Вы?
– Полагаю.
– Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
В ваши уснувшие ранней порою дома.

Сегодня в отношениях Украины и России не «просто зима». Официальная Украина рьяно переписывает свою историю, открещиваясь от всего, что связано с Российской империей или Страной Советов. Но ведь слов из песни не выкинешь. И Козелец – скромный районный центр Черниговской области Украины – всегда будет напоминать, что у русских и украинцев общие исторические и культурные корни. Украинский род Разумовских прочно связал историю Украины с историей государства Российского. Наглядное тому подтверждение – собор Рождества Богородицы в Козельце.

5
1
Средняя оценка: 2.8789
Проголосовало: 545