Легендарное творение слепого советского оружейника

Все, кто учился в школе во времена СССР, помнят, что такое НВП. А тем, кто эти времена не застал, расшифрую – начальная военная подготовка. Ее настоящим хитом и для мальчиков и для девочек была разборка и сборка на время стареньких, с вытертым до стального блеска воронением и выхолощенных, то есть не способных стрелять, автоматов Калашникова. Где-то АКМ, где-то АК-74. Настоящие соревнования получались. А еще стрельба. Пневматические ИЖ, мелкашки ТОЗ и как вершина для дорвавшихся до пострелять школьников пистолет Марголина.

А знаете ли вы, то создатель этого, такого же легендарного, как автомат Калашникова, спортивного пистолета был слепым?

Михаил Владимирович Марголин родился в Киеве в 1906 году. О своем детстве он не распространялся. Известно лишь, что его матерью была художница-график Екатерина Филипповна Клемм, в девичестве Гринберг-Самуильсон. Об отце в своей книге «Я солдат еще живой» Марголин не вспоминал.

Он отучился всего несколько классов в гимназии, работал конюхом, помощником шофера, матросом. В смутном 1918 году, когда семья в ожидании еврейских погромов решила покинуть Киев, Михаил отстал от поезда и остался в городе. Потом Петлюру из Киева выбила Красная армия, потом была поездка в Черноморскую губернию (нынешний Краснодарской край), где мать работала учительницей, 2-х месячный военный Всеобуч, и вот в 1921 году в  возрасте 15 лет он становится комендантом в штабе ЧОН – частей особого назначения в поселке Хоста, ставшем позже одним из районов Сочи. 

1922 год – вступление комсомол, в 1924-м – бой с бандитами в Абхазии, тяжелое ранение в голову и в 18 лет полная слепота.

Долгое и безуспешное лечение на месте, поездка в Москву, где врачи подтвердили, что слепота – это уже навсегда. Из Москвы его направили в инвалидный городок в родном Киеве, а оттуда через некоторое время в Харьков на курсы слепых массажистов.

История умалчивает, работал ли после их окончания Марголин массажистом, но в 1926 году его снова отправили в Москву на курсы комсомольского актива, а после них назначили начальником учебного военного кабинета при райкоме комсомола.

А дальше началось совсем уже необычное. Слепой парень становится инструктором по стрелковому оружию в ОСОВИАХИМ - Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству, как называли предтечу ДОСААФ. Оружие, изучая его наощупь,  он знал досконально. 

Еще один интересный эпизод биографии будущего конструктора – это участие в параде 7 ноября 1928 года (именно в этом году впервые появилось название Великая октябрьская социалистическая революция, которую до этого совершенно официально называли Октябрьским переворотом). Слепой Михаил Марголин, ни разу не сбившись, по слуху ориентируясь на идущего впереди барабанщика, прошел маршем во главе комсомольского батальона Замоскворечья по Красной площади.

Начиная с 1933 года, Михаил Марголин стал заниматься разработкой учебного и спортивного оружия. Это были однозарядные тренировочные пистолет под патрон Флобера калибра 4,5 мм, внешне повторяющие револьвер Нагана и только принятый на вооружение Тульский-Токарев – знаменитый ТТ. Еще был учебный пулемет Дегтярева калибра 5,6 мм, который стрелял, правда, только одиночными. Весьма интересной получилась самозарядная винтовка калибра 5,6 мм с переводом на автоматический огонь для спортивной стрельбы и промысловой охоты, которая получила высокую оценку конструктора-оружейника Василия Дегтярева. Кстати, делал эту винтовку Марголин на заводе в Туле, куда его Дегтярев и пригласил, выделив помещение и дав помощников. Но вместо этой винтовки в серийное производство пошла более простая по конструкции винтовка Сергея Коровина. Приемочная комиссия рассудила, что автоматический огонь для спортивной стрельбы приведет к перерасходу боеприпасов, а для промысловиков у винтовки Марголина слишком мал калибр.

Тем не менее, слепого конструктора заметили, и в 1936 году он становится начальником опытно-конструкторского цеха при Центральных экспериментальных мастерских ОСОАВИАХИМа.

Интересной была его идея о продлении жизни винтовок Мосина с изношенными стволами с переделкой их под калибр 5,6 мм для обучения стрельбе. Похоронила эту идею бюрократическая процедура, которая требовала одновременно списывать и ствол и ударно-спусковой механизм. Тем не менее, несколько винтовок с замененными Марголиным стволами (вернее, с уменьшающей калибр вставкой в ствол) пользовались в ОСОВИАХИМ большой популярностью.

Тут, пожалуй, пришло время ответить на вопрос, как слепому оружейнику все это удавалось?

Представлял в уме, считал в уме, наощупь вырезал образцы деталей из воска и мыла, научился, тоже наощупь, измерять размеры с точностью до тысячной доли миллиметра, а главное – придумал, как диктовать чертежи, и рассказывать, что и как делать, токарям и фрезеровщикам.

    

Марголин рассказывал, что с чертежником Аркадием Похмелковым у них даже игра была. Марголин диктует, Похмелков чертит, но при этом умышленно делает ошибку, а потом рассказывает, что начертил, а Марголин должен эту ошибку найти.

В 1938 году Михаил Марголин возглавил конструкторскую группу на оружейном заводе в Туле. Результатом его работы стала переделка ТТ под калибр 5,6 мм для учебно-тренировочных целей по заказу главного артиллерийского управления. Токарев и Коровин тогда предложили для пистолета сменные стволы, но их варианты не могли перезаряжаться автоматически, после каждого выстрела нужно было вынимать магазин, вкладывать в него новый патрон, вставлять магазин и досылать патрон в патронник. Мелкашечный ТТ Марголина перезаряжался автоматически, точно так же, как его старший брат.

Уже в те годы задумывались о увеличении калибра пистолетов для Красной армии с 7,62 мм, как у ТТ, до 9 мм, как у послевоенного пистолета Макарова. Причина была в большей останавливающей силе пуль увеличенного калибра, что очень важно для рукопашных боев. Марголин участвовал в конкурсе и создал пистолет ТБК-205 под экспериментальный патрон ПП-39 – предшественник ПМовского патрона 9х18.

Приемочная комиссия пришла к выводу: «Система по конструкции заслуживает внимания (простота освоения, небольшое количество деталей и простота их производства, плоскостность формы и хороший габарит), целесообразна дальнейшая доработка в части совершенствования прицельных приспособлений, придания более удобной формы рукоятке (передней ее части) и устранения удара курком по руке при стрельбе».

Но пистолет доработан так и не был – началась Великая Отечественная война. 

С осени 1941 по октябрь 1943 года конструктор трудился в эвакуации в Сибири, а потом снова возвратился в Москву и работал в Отдельном конструкторском бюро, которое занималось составлением руководств по ремонту оружейных систем.

После войны он вновь вернулся к идее создания малокалиберного спортивного пистолета. Разработка длилась около года, но как рассказывал сам Марголин, окончательно и до мельчайших подробностей, он понял, каким должен быть этот пистолет, когда ехал в трамвае. Первый образец был изготовлен без чертежей, а лишь под диктовку конструктора слесарем Евгением Федоровым.

Через несколько дней его успешно испытали в тире. Именно тогда начальник Главного артиллерийского управления генерал-полковник Иван Волкотрубенко, взяв новый пистолет в руки, сказал: «Поймал-таки свою жар-птицу Марголин!».

    

В конце 1947 года все 5 изготовленных образцов пистолета успешно прошли заводские и полигонные испытания. Осенью 1948 года пистолет был принят с официальным названием «самозарядный спортивный пистолет калибра 5,6 мм конструкции Марголина». В этом же году было начато и его серийное производство с маркировкой МЦ-1 (модель Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия).

В чем, собственно, достоинства творения слепого оружейника? Если особо не вдаваться в технические подробности, то это простота и надежность конструкции, автоматическая перезарядка, отличная кучность на дистанции до 50 метров, на которую он рассчитан, (хотя в ТТХ прицельная дистанция указывается в 25 метров), регулируемый микрометрическая мушка, регулируемая и жестко закрепленная на рамке, а не затворе, прицельная планка, очень мягкий спуск с регулируемым от 5 до 1 мм ходом спускового крючка, отличная эргономичность рукоятки даже со стандартными накладками, настрел до 100 тысяч выстрелов.

После МЦ-1 был МЦМ (модернизированный) и МЦУ для скоростной стрельбы.

Все эти варианты пистолета Марголина выпускались на Ижевском механическом заводе с 1948 по 1979 год и использовались в международных соревнованиях по стрельбе с 1954 по 1974 год, а для обучения стрельбе и соревнованиях рангом пониже и по сей день.

Пистолет Марголина в его классическом виде производить перестали, но это не значит, что его забыли.

В 1990 году на базе пистолета Марголина Владимир Ярыгин создал магогабаритный с укороченным до 98 мм стволом МЦМ-К «Марго».

На базе Марголина еще есть «Дрель» и «Супер-дрель» М2 под патрон 5,45х18 мм, MP-449 под патрон 25 ACP, ИЖ-77 под патроны 8х22 мм и газовые патроны калибра 7,6 мм, травматический пистолет AE-15G.

Да, и кстати, принцесса Лея из «Звездных войн» держит в руках не что-либо, а именно пистолет Марголина, к стволу которого присоединили то ли ПББС, именуемый в просторечии глушителем, то ли просто какую-то штуковину для внушительности.

  

5
1
Средняя оценка: 2.91909
Проголосовало: 482