В Литве быть честным, самостоятельно думающим человеком опасно
В Литве быть честным, самостоятельно думающим человеком опасно
Передо мной свежий номер литовской газеты «Laisvas laikraštis» («Свободная газета»), периодично выходящей в Литве тиражом 12,5 тыс. экземпляров и продающаяся только в сети продовольственных супермаркетов «NORFA», но печатающаяся в Польше. Не потому, что в столице нынешней Литвы не хватает печатных мощностей (не те времена), а потому, что дешевле и никто из тех кто нынче у власти, не сможет вмешаться в издательский процесс. Уж больно разоблачительные материалы печатает эта оппозиционная газета литовских интеллектуалов, которые не подверглись влиянию нацистских идеологических инъекций руководителей Саюдиса в те времена, когда, прикрываясь затеянной Москвой «перестройкой», повели литовцев в натовскую кабалу, не получив взамен ни свободы, ни суверенной национальной политики, ни роста благосостояния, ни счастья в своей стране.
В Литве самый большой процент людей живущих за чертой бедности, среди стран Центральной Европы. Эти литовские интеллигенты не потеряли здравый рассудок для того, чтобы опираясь на настоящие знания и имея огромный жизненный опыт, самостоятельно видеть и отличать добро и зло, и не бояться публично выступать со своими суждениями о происходящих в Литве неблагоприятных процессах — не бояться потому, что опираются на правду, которая придаёт силы этим, уже отнюдь не молодым, но очень мудрым людям.
Одним из авторов публикации «Быть человеком опасно» в газете «Laisvas laikraštis» № 41 от 11 октября 2019 г. является Повилас Масилёнис, недавно отметивший юбилейную дату своей жизни — 80 лет. Да, да тот самый руководитель вильнюсских издательских предприятий «Политика» и «Gairės» («Вехи»), которые два года назад в международный праздник женщин 8 марта были безжалостно растоптаны военными ботинками сотрудников органом государственной безопасности Литвы. Изъяли всю оргтехнику, документацию – возбудили уголовное дело в связи с тем, что руководитель издательства Масилёнис перевёл на литовский язык и издал книгу журналиста газеты «Комсомольска правда» Галины Сапожниковой «Кто кого предал» (Москва, 2016 г.), в которой описаны судьбы людей – патриотов своей великой страны СССР и своей родины Литвы, — цинично преданных «перестроичным» руководством Кремля, но которые не сдались перед клеветой, оскорблениями, унижениями, актами физического насилия над ними в тюрьмах и в жизни, в новой т.н. свободной и демократической Литве.
Одним из авторов публикации «Быть человеком опасно» в газете «Laisvas laikraštis» № 41 от 11 октября 2019 г. является Повилас Масилёнис, недавно отметивший юбилейную дату своей жизни — 80 лет.
Долго шёл неправедный суд по «делу о книге Г.Сапожниковой» и 18 февраля 2019 года Вильнюсский районный суд именем Литовской республики вынес приговор:
«Признать Повиласа Масилёниса виновным по статье 170(2) УК ЛР (отрицание «советской оккупации Литвы». – «НьюсБалт») и назначить ему штраф в размере 2636,20 евро».
Кроме это было решено конфисковать весь тираж книги Г.Сапожниковой на литовском языке «Išdavistės kaina» (в переводе книга «Кто кого предал» называлась «Цена предательства») и оргтехнику возглавляемого П.Масилёнисом издательства, которое вынуждено было прекратить свою деятельность из-за отсутствия новых средств. На апелляцию по такому, абсолютно неправомерному приговору Повилас Масилёнис не подавал:
«Зачем тратить зря время и средства. По делу против дочери Витаутаса Пяткявичюса (известного литовского писателя и общественного деятеля, умершего в 2008 году), которую Ландсбергис обвинил за отца, написавшего в своей книги «Корабль дураков» (изд. Gairės, 2003г., издана затем и на русском языке), что «папаша В.Ландсбергиса был агентом НКВД с 1927 г.», даже Европейский суд по правам человека, после 9 лет проволочек, так и не принял апелляцию Людмилы Пяткявичюте на рассмотрение».
Рука руку моет – видимо есть за что. Вот какие воспоминания П.Масилёниса публикует журналист Юозас Иванаускас в своей статье в упомянутой газете «Laisvas laikraštis» об этом известном в Литве писателе, поэте, редакторе литовских периодических изданий, филологе по образованию:
Книга Повиласа Масилёниса «Быть человеком опасно», Вильнюс 2019 г.
«Трудно было бы не согласиться с мнением уважаемого журналиста, издателя П.Масилёниса, что юридическая справедливость в нашем обществе блокируется. Это заметно с самого начала зарождения Саюдиса, тем более что истоки консервативной идеологии удивительно совпадают с возникновение «ландсбергизма» и обретением влияния этой идеологии в Литве. Перед лицом скандирующей толпы профессор Витаутас Ландсбергис вдруг почувствовал себя «Диссидентом № 1», когда карабкался на властный Олимп, дословно разгоняя непослушных ему настоящих диссидентов, в советское время гонимых в лагеря «за независимость своей Родины Литвы». Вокруг новоиспечённого «патриарха нации» начали собираться различного рода подхалимы, «безликие» особи — умеющие понравиться профессору, увлекаемые личными меркантильными интересами и желанием управлять, рвать страну, воровать государственное имущество и землю».
Комментируя разрушительные последствия идеологии «ландсбергизма» и его возникновение П.Масилёнис резюмирует: «3 июня 1988 года, когда была создана инициативная группа литовского перестроичного Саюдиса, в неё не попал ни один диссидент. В октябре (1988 г.) во время учредительного съезда Саюдиса, среди 35-ти избранных членов совета Саюдиса также не нашлось места ни одному диссиденту. В изданной нами книги «Durniškės» (игра слов, означающая — «дурное место», переделка названия Турнишкес — района Вильнюса, где живут представители литовской власти. — «НьюсБалт») написанной Витаутасом Пяткявичюсом, широко освещается причина устранения от политической деятельности бывших борцов за социально справедливый строй. По его мнению, в этом было заинтересованы «безликие» в руководстве Саюдиса. Это, видимо, была самая важная причина. Бывшие диссиденты во времена Возрождения (перестройки — ред.) сами не рвались во власть, не желая навредить процессу освобождения общества. Потом, разумеется, своекорыстные «безликие» не допустили их во власть».
Автор публикации Юозас Иванаускас, продолжая излагать мнение П.Масилёниса, приводит следующие важные доводы писателя относительно истоков тогдашней «смелости» в общем то очень боязливого профессора В.Ландбергиса:
«Суть нынешней силы, как и её явной метаморфозы, заключается в его несомненном таланте разглядеть и объединить в себе силу толпы».
Но дело здесь не только в умении «разглядеть и объединить в себе силу толпы». Витаутас Ландсбергис не случайно становится во главе Саюдиса, а «по благословению советских кагэбистов», утверждает Повилас Масилёнис, опираясь на утверждение Витаутаса Пяткявичюса, который в 1993-1996 годах был председателем комитета Сейма Литвы по делам обороны и безопасности. На это указывал В.Пяткявичюс и в своей статье «Išblėsęs mitas» («Поблекший миф»). «Во времена перестроичного возрождения, оказавшись на вершине власти Саюдиса, он (Ландсбергис) вдруг почуял, что единственной силой во времена революции является лишь сила толпы. До сих пор он удачно её эксплуатирует» — подчёркивает П.Масилёнис.
Что же, сила толпы известна в истории – «Распни его!», — кричала толпа Пилату, когда перед ним стоял поверженный, избитый в кровь, но мощный духом сын человеческий. Они распяли Его — и история человечества пошла другим путём. Сколько после этого было замучено и убито людей, не желавших жить во лжи – миллионы! Но человечество, заплатив эту страшную дань умными и сильными людьми, во имя торжества Истины, шло по пути гуманного нравственного совершенства.
Сегодня в Литве есть люди, не променявшие свою честь, достоинство и совесть на амбитный эгоизм во имя меркантильных и физиологических утех, не предающие Истину перед лицом узурпаторов из мрака и тьмы, стремящихся низвергнуть людей с пьедестала их человеческого достоинства. Мы помним о тех, кто боролись за светлые идеалы и не дошли…
Мы знаем тех, кто сегодня томится в тюремных застенках Литовской республики: Альгирдас Палецкис, Юрий Мель, Константин Никулин… Мы видим, что в Литве ведутся суды и расследования по абсурдным обвинениям в отношении других честных людей. За этими праведниками светлое будущее Литвы и её народа…
Но сейчас в Литве быть честным, самостоятельно думающим человеком опасно.