«Советской песни Атлантида»-I. Борис Мокроусов

Этой весной в Союзе композиторов прошло выступление композитора Игоря Зубкова и драматического артиста и певца Игоря Балалаева, которое стало рождением проекта «Советской песни Атлантида». 

Театровед и музыковед Екатерина Кретова, присутствовавшая на концерте своих друзей, сразу поняла, что одного такого концерта мало.

Это должно стать проектом, который может сыграть роль в объединении нашего общества, в силу определённых причин, расслоённого.

В это же время художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков, с которым Екатерина, как заместитель художественного руководителя театра «Школа современной пьесы», не только давно знакома, но и дружна, сообщил ей об открытии новой 3-й сцены МХАТ. 

Это помещение раньше было репетиционным, но Бояков решил превратить его в специальную площадку для литературных и музыкальных выступлений. Помещение отремонтировано и снабжено необходимыми акустическими дополнениями, отвечающими требованиям именно этих видов творчества.

На первый взгляд здесь сошлись текущие репертуарные интересы музыкантов и руководства МХАТ. Но на самом деле, этим проектом заложена основа возвращения нашего общества к той духовности, которая существовала в Советском Союзе и была утрачена в результате известных событий 90-х годов.

А пустоту, образовавшуюся тогда, заполнила поп-культура, основой которой стала «гламурная самодеятельность», как метко оценила Екатерина Кретова профессиональный уровень некоторых популярных деятелей искусства постсоветского времени. 

В советское время не надо было быть музыкантом, чтобы узнать сороковую симфонию Моцарта, которая исполнялась часто по радио в передаче «В рабочий полдень», и вся страна слушала эту передачу. 

А уж советская песня была любимейшим музыкальным жанром. Надо отметить, что лирическая советская песня была любима не только у нас. Не случайно многие советские песни популярны в других странах.

После вступительного слова Эдуарда Боякова куратор проекта Екатерина Кретова, уютно устроившаяся в кресле за журнальным столиком в правом углу сцены, начала представление интересным рассказом о музыкальных традициях нашей страны. 

Об уникальной, единственной в мире системе подготовки профессиональных музыкантов, о советских композиторах, многие из которых достигли высот и стали знаменитыми благодаря тем возможностям, которые давала советская образовательная система.

Екатерина в популярной форме, очень интересно и доступно рассказала о творческом процессе композитора. В этом процессе есть определённые приёмы и ими владеют только профессионалы, получившие образование в консерватории или другом музыкальном ВУЗе.

    

Первый концерт был посвящён творчеству композитора Бориса Мокроусова, который из простого деревенского парня превратился в величину огромного масштаба. 

Зрителям показали видеоматериалы с уникальными записями. Первой была песня Мокроусова «Когда поёт далёкий друг» в исполнении Ива Монтана. 

Концерт смело можно назвать грандиозным по уровню музыкального материала и исполнения. И, соответственно, по силе воздействия на зрителей, многие из которых, сидели с носовыми платками. Даже мужчины не могли сдержать слёз.

Зал постоянно взрывался овациями и криками «Браво».

Здесь удачно сошлись великолепная музыка Бориса Мокроусова и слова талантливых советских поэтов, например, Алексея Фатьянова, написавшего пронзительные стихи «Соловьи, соловьи, не будите солдат…». 

Очень важно отметить, что музыка к песням была в те годы высокого уровня. Создание этой музыки поощрялось руководством страны. Композиторы имели много различных льгот, получали государственные премии. 

Отдельно надо сказать о каждом исполнителе. Игорь Зубков – композитор, владеющий несколькими музыкальными инструментами, обладает уникальным талантом. 

Он может писать любую музыку – симфонию или оперу, музыку, стилизованную под разные эпохи, что мог разве только Альфред Шнитке. Очень известны его мюзиклы. Но он и великолепный аранжировщик.

К сожалению, в постсоветское время многие архивные материалы были уничтожены, и не только аранжировки, но и сами звуковые носители не сохранились. Ноты не были оцифрованы.

Для этого проекта Игорь Зубков, энтузиаст советской песни, восстанавливает оригинальные аранжировки того же Мокроусова и других композиторов, песни которых будут исполняться в рамках проекта. Работа, за которую взялся Игорь, под силу далеко не всем.

Известно, что некоторые маститые композиторы не «заморачиваются» аранжировками – не царское это дело, да и просто здесь нужен особый талант.

Во время концерта Игорь Зубков менял фортепьяно на аккордеон, на которых аккомпанировал Игорю Балалаеву – прекрасному драматическому артисту и певцу. 

Оба показали себя великолепными комедийными актёрами и танцорами. Не случайно их творческий союз сложился во время работы над одним из мюзиклов.

Переполненный зал обнаружил огромный запрос на эту музыку. Люди пришли послушать песни своей молодости и молодости своих родителей, которые пели в семье и с гостями за столом.

Такое единение зрительного зала со сценой бывает редко. Зрители подпевали артистам.  

Эта несомненная удача смогла осуществиться, не в последнюю очередь, благодаря безупречному вкусу организаторов и исполнителей проекта.

Уже есть план следующих циклов проекта. Концерты будут проходить раз в месяц. Каждый концерт будет посвящён одному советскому композитору.

В первом цикле, который охватывает 50-е, 60-е и 70-е годы, за Мокроусовым последует Аркадий Островский – 29 ноября. А в декабре зрители услышат песни Эдуарда Калмановского.

Проект продолжится в следующем году. Нас ожидают встречи со многими любимыми композиторами. Это Арно Бабаджанян, Тихон Хренников, Виктор Резников и братья Покрасс. И многие другие советские композиторы, песни которых мы любим.

Уже появились заявки на участие в проекте от артистов, и даже именитых из Большого театра.

Судя по первому же концерту, ставшему значительным событием в культурной жизни Москвы, проекту «Советской песни Атлантида» предназначена особая миссия.

Забвение советской песенной культуры нанесло большой вред не только культуре и духовности, но и идентичности нашего народа. Утрачен культурный код, который необходимо восстановить.

И «Советской песни Атлантида» вполне способна это сделать!

5
1
Средняя оценка: 2.74747
Проголосовало: 297