Освобождение Варшавы: как это было
Освобождение Варшавы: как это было
17 января 1945 года польская столица была почти молниеносно освобождена от фашистов. Но, похоже, недалеко ушедшие от них польские националисты-русофобы этому факту отнюдь не рады…
Сейчас, спустя 75 лет, даже в патриотических источниках при описании тех событий можно наткнуться на немало разночтений и неточностей. Как, например, сообщение о «3-дневных боях за польскую столицу» и «22 тысячах погибших за нее только советских воинов, не считая бойцов Войска Польского».
В сущности, речь идет не о намеренных искажениях истины, но лишь именно о некоторых неточностях и, так сказать, «смешении» (или «расширительном понимании») отдельных важных моментов той давней истории. Действительно, общее наступление войск 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова началось 14 января. А атака его южного «соседа», 1-го Украинского фронта маршала Конева, еще на 2 дня раньше, 12 января.
Но можно ли считать первые атаки подчиненных Жукову бойцов началом именно битвы за Варшаву? И да, и нет. Да – потому что, по сути, именно эти мощные, глубоко пронзающие оборону противника удары главным образом и предопределили почти молниеносное освобождение польской столицы от немцев. Но все-таки они были нанесены довольно-таки далеко от самого города.
Ведь, с одной стороны, этот город, пусть и почти полностью разрушенный в результате варварского подавления фашистами восстания варшавян в августе-октябре 1944 года, все равно представлял из себя достаточно мощную крепость, имевшую и почти 40-тысячный гарнизон, и солидные запасы боеприпасов и продовольствия. То есть оккупанты могли сопротивляться там достаточно долго.
С другой стороны, советские армии очень быстро прорвали вражескую оборону по сторонам от Варшавы, перерезав коммуникации 9-й армии Вермахта, и фактически почти полностью окружив варшавский гарнизон. После чего командование группы армий «А» приняло решение о выводе своих войск из города и отводе их на запад, избегая полного разгрома в очередном «котле».
То есть когда утром 16 января (когда, собственно, и начались непосредственные бои за польскую столицу) 47-я армия РККА с севера и 61 армия с юга перешли Вислу, речь шла уже не столько о полноценных боях за город, сколько, перефразируя современное военно-политическое устойчивое выражение, о «принуждении противника к скорейшему бегству».
Что, по сути, очень скоро и произошло, в результате чего уже к полудню 17 января Варшава и была освобождена. Не без стрельбы, конечно, но это уже были больше стычки с либо оставленными в качестве «смертников» для арьергардных боев немногочисленными немецкими частями, либо с теми оккупантами, которые просто уже не успели покинуть город вместе с главными силами.
В связи с этим цифра в 22 тысячи павших в этих боях только советских бойцов выглядит несколько завышенной. Особенно с учетом того, что согласно официальным данным, наши потери в ходе всей Варшавско-Познанской операции, длившейся до начала февраля, составили 17 тысяч человек.
https://webkamerton.ru/2020/01/kak-osvobozhdali-polshu-varshavsko-poznanskaya-operaciya
Судя по всему, речь идет о некоторой добросовестной путанице – знаке равенства между нашими павшими воинами, похороненными на мемориальном кладбище в Варшаве, и теми, кто погиб в боях за город в январе 1945. Хотя понятно, что в этом, во многом символическом, захоронении, могли быть похоронены и воины, павшие еще в августе-сентябре 44-го (когда бои с немцами были действительно тяжелейшими).
***
Формально основной ударной силой при освобождении собственно Варшавы была 1-я армия Войска Польского. Которой поставили эту задачу в первую очередь исходя из символически-пропагандисткой цели – показать всему миру (и полякам в первую очередь), что их столицу освобождают польские же части.
Пусть и под советским командованием, да и вообще, в Войске Польском добрая половина офицеров представляла собой кадровых командиров РККА еще с 20-х годов. Кстати говоря, еще одна деталь, развенчивающая мифы о «жутком терроре кровавой гебни в Красной Армии, выкосившем почти весь ее командный состав». Ага, такой уж «жуткий», что даже этнических поляков не только не объявили «шпионами Пилсудского», но доверяли им командование даже бригадами и дивизиями.
Но вообще, конечно, «ключевое» участие поляков в Варшавской операции несколько напоминало картину, известную из зоологии. Когда взрослые сильные звери приносят в логово своим детенышам полупридушенную ими добычу, чтобы те учились на ней развивать свои охотничьи инстинкты.
Вот и в январе 45-го дружественным СССР полякам оставили проявлять свою доблесть на противнике, который был уже максимально деморализован угрозой полного окружения и думал лишь о том, как бы удрать из города с наименьшими потерями, а не быть «сваренным в котле» образца Сталинградского.
***
Как бы то ни было, но освобождение Варшавы в 1945 году было проведено Красной Армией просто блестяще – в кратчайшие сроки и с минимальными потерями. При этом, конечно, возникает вопрос: а почему же польская столица не была освобождена раньше? Если даже не в конце лета, начале осени 1944-го, то хотя бы чуть позже? Были ж плацдармы на левом, западном берегу Вислы, да и вообще, наши войска стояли на ее правом берегу, уже освободив расположенные там столичные городские районы.
Но, к сожалению, в то время было и другое – значительное истощение сил наступающих частей РККА в ходе стремительных операций продвинувшихся до полутысячи километров вглубь немецкой обороны, потерявших до 50% личного состава и до 70% боевой техники. Ведь из 600 тысяч советских бойцов, отдавших жизни за освобождение Польши, «львиная доля» погибла как раз в тот, первый период боев. Висло-Одерская операция января 1945 года принесла максимум потерь уже фрицам при относительно низких потерях среди наших войск.
Но, кстати, даже у танкистов маршала Жукова в конце их триумфального наступления к границам Германии в конце концов на несколько дней закончилось горючее, отчего их продвижение приостановилось. А в 44-м то с тыловым снабжением после стремительного рывка наших фронтов на Запад ситуация была, пожалуй, еще похуже.
Вообще, вопреки лживым тезисам либеральной пропаганды, советское командование старалось избегать неоправданных потерь среди наших войск. Оттого и не «перло на рожон», каким бы заманчивым не выглядело «досрочное» освобождение очередного советского города.
Харьков, например, освобождали дважды, с перерывом почти в полгода, сходная ситуация (пусть и с меньшим перерывом) произошла и с Житомиром в декабре 43-го, РККА готовилась к решительному удару по Пскову находясь чуть ли не в его прямой видимости 4 с лишним месяца. Столько же, кстати, сколько и у Варшавы после затишья вслед за тяжелыми боями в августе-сентябре 44-го.
***
И говорить о том, что «у Сталина не было планов освобождать Варшаву в 1944 году» точно неправильно. Планы-то как раз были. Даже «сценарий» этого освобождения был подготовлен, пожалуй, еще более тщательно, в том числе и в пропагандистском плане.
Ведь в боях принимало участие не только Войско Польское –1-м Белорусским фронтом в то время командовал не Жуков, а Константин Рокоссовский, этнический поляк и уроженец Варшавы! Позже ставший единственным в истории «дважды маршалом», не только Советского Союза, но и Польской народной республики.
Но с учетом ожесточенного сопротивления гитлеровцев, в планы Ставки верховного командования пришлось вносить коррективы. Конечно, то, что своей безумной выходкой, не согласованной с Красной Армией, антисоветски настроенное польское подполье «Армии Крайовой» поставило себя (жаль, что и и сотни тысяч варшавян тоже!) под сокрушающий удар гитлеровских карателей, уничтожая тем самым и собственную минимальную значимости в политическом смысле, многие на Западе склонны считать неким «дополнительным бонусом» для Москвы.
https://webkamerton.ru/2019/08/varshavskoe-vosstanie-kak-politicheskie-bankroty-sdelali-svoyu-stolicu-i-ee-zhiteley
Но, думается, руководство СССР с «фактором АК» как-нибудь бы справилось. Использовав хотя бы недавний опыт провальных попыток наглого «рейдерства» польских буржуазных националистов, намеревавшихся объявить находящимися под их контролем освобожденные Красной Армией крупные города вроде Вильнюса и Львова.
В результате чего эти наглецы оказались не у власти, а «в местах, не столь отдаленных». Как и подобает лидерам незаконных вооруженных формирований, не подчиняющихся правительству страны, на территории которой они находятся.
Но героические попытки войск Рокоссовского освободить Варшаву не удались. А «рвать жилы», жертвуя жизнями еще сотен тысяч советских воинов ради преступных амбиций авантюристов из польского эмигрантского «правительства» в Лондоне, «тиран Сталин и его кровавые маршалы» закономерно не захотели. Предпочтя за лучшее накопить силы, восстановить потери и с блеском провести в январе 45-го стремительную и победоносную операцию по освобождению не только польской столицы, но и почти всей польской территории.
Как будто чувствовали, как бы быстро СССР не изгнал гитлеровцев из Польши, тамошние антисоветчики и русофобы все равно будут ненавидеть Россию лютой ненавистью. Как якобы «тоже оккупантов, не дающих польскому народу реализовать настоящую независимость».
Ага, образца «незалежной» Украины, когда вся эта «незалежность» заканчивается там, где начинается веское слово американского посла, или даже чиновника помельче. Увы, в полном соответствии с горьким афоризмом немецкого поэта Гете:
Нет рабства безнадежней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.
Именно поэтому в современной «независимой» Польше и не празднуют дату освобождения ее столицы 75 лет назад. И продолжают с остервенением разрушать памятники «советским оккупантам», которые, например, продолжают окружаться заботой в соседней ФРГ. Хотя её-то Красная Армия действительно оккупировала – еще в бытность «Третьим Рейхом».
Просто немцы радикально порвали с пещерным нацизмом (пусть и заменив его более респектабельно выглядящим неоколониализмом), а вот польская элита на уровне таких пещерно-националистических идеологем вековой давности так и осталась.
Но винить за это приходится недоработки слишком уж «расслабившегося» в работе среди своих союзников руководства СССР, не говоря уже об откровенном предательстве горбачевской клики наших союзников в странах Восточной Европы, включая и Польшу. А героический подвиг советских бойцов, павших в боях за освобождение Польши от фашизма, так и останется бессмертным.