Последние из рода: противостояние Фёдора Годунова и Лжедмитрия I

20 июня 1605 года царь Фёдор Годунов был убит. На престоле он сумел продержаться всего несколько недель, не справившись с главным противником – Лжедмитрием I. Династия Годуновых была прервана, а российское государство ещё прочнее увязло в Смуте...

Пожалуй, Фёдора Борисовича можно назвать самым главным неудачником на российском троне. Но, по факту, именно его вины здесь не было. Его царствование продлилось с 23 апреля по 11 июня. За столь короткий срок правителя даже не успели венчать на царство, церемония только готовилась. 
В той ситуации, которая происходила в Москве, шансов задержаться на престоле у шестнадцатилетнего Фёдора не было. Его отец – Борис Годунов – не успел закрепиться у власти, ему просто не хватило времени. 
Сейчас необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о самом Борисе Фёдоровиче. Он начал укреплять своё влияние сразу же после смерти Ивана Грозного, когда в 1584 году трон занял Фёдор I. Поначалу Борис вряд ли думал о захвате трона. Но шло время, а наследников у царя не появлялось. Власть постепенно сосредотачивалась в руках Годунова. В 1591 году в Угличе погиб Дмитрий – младший сын Ивана Грозного. Стало понятно, что прямых претендентов на трон нет. Но поскольку смерть наследника вызвала немало вопросов, в стране начал разгораться политический кризис. Этим и решил воспользоваться Годунов. Борис понимал, что ему мало просто захватить трон, нужно ещё и подготовить сына Фёдора для последующего правления. И поэтому с мальчиком начали усиленно заниматься. Фёдор получал образование, а заодно знакомился с тонкостями политических игр. А главным учителем наследника стал дядька Семён Чемоданов. 
Борис максимально приблизил сына к своей работе. Поэтому Фёдор мог самостоятельно принимать послов, отправлять дипломатические презенты, заседал в Боярской думе и получил собственную печать. Вообще, по воспоминаниям современников, сын Бориса полностью оправдывал вложения. Точно такой же точки зрения придерживался и Николай Михайлович Карамзин, о чём написал в «Истории государства Российского»: «…он соединял в себе ум отца с добродетелью матери и шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и сведениями необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым плодом европейского воспитания в России…»

Образованность и воспитание Фёдора были отличным фундаментом для его последующего царствования. Некоторые историки и исследователи считают, что если бы сын Годунова сумел задержаться на троне, то история страны пошла бы в другом направлении. Фёдор бы справился и со Смутой, и провёл бы важные и нужные для государства реформы. Но история не знает сослагательно наклонения. Фёдору не суждено было стать полноценным правителем. И во многом здесь вина самого Бориса. Годунов решил захватить власть, и за это жестоко расплатился его сын. 
Как уже было сказано, Борис при царе Фёдоре играл важную роль и обладал значительной силой. Но претендентов на трон всё равно хватало, ведь род Рюриковичей являлся очень многочисленным и раскидистым, словно дерево. Например, князья Шуйские, являвшиеся представителями суздальско-нижегородской ветки. Ещё свои претензии на трон могли предъявить князья Воротынские, Ростовские, Пронские, Мстиславские. И все они были гораздо знатней и влиятельней, чем Годуновы. Особенно это касалось Шуйских, которые много лет назад и вовсе соперничали с Дмитрием Донским. Но у Бориса был потрясающий талант, талант политика и интригана. Он ловко плёл свою паутину, оставляя не у дел конкурентов. 
Когда царь Фёдор умер, трон опустел без прямого наследника. На какое-то время представители знатных родов замерли в ожидании. Борис же не ждал, он схватил удачу за хвост и ринулся к власти. Но просто занять трон он не мог. Захват ему не простили бы, тут требовалась игра тоньше. И Борис преподал многочисленным конкурентам настоящий мастер-класс по сценическому мастерству. Он не стал вмешиваться, когда на трон хотели посадить царицу Ирину, поскольку она не представляла опасности. Женщина ожидаемо отказалась и приняла постриг. Наиболее опасными противниками в тот момент стали бояре Романовы, но у Годунова был свой козырь – поддержка Патриарха Иова, а значит, и всей церкви. Плюс к Годунову примкнуло несколько влиятельных родов, решивших, что союз с Борисом принесёт определенные выгоды. 
В подходящий момент был созван Земской собор, который собрал представителей разных городов царства. На нём тоже решили поддержать кандидатуру Годунова. Но Борис отказался. Ему было важно сыграть максимально реалистично. И поэтому своё согласие на царство Борис дал только после крестного хода. Так Борис стал царём и основателем новой династии. Но он понимал, что времени у него мало, поэтому старался выжать максимум. С его подачи, некоторые подданные отправились образовываться в Европу, затем он сам выступил в поход против татарской орды, чтобы показать себя в новой роли, роли защитника государства. Но сражения не произошло, и царь вернулся. Но самое сложное испытание ждало его в Москве. Среди бояр было много недовольных. И хотя они открыто не выступали против Годунова, но напряжение возрастало. Борису ничего не оставалось, кроме как начать новую политическую игру. Он попытался дружить с наиболее влиятельными родами и, в принципе, у него это получилось. Но вмешались непредвиденные факторы. 
Сначала в стране начался голод из-за нескольких сезонов неурожая. Затем появился бунтовщик Хлопок Косолап, чьё восстание удалось подавить с большим трудом. А «вишенкой на торте» стало вторжение в 1604 году войска наёмников во главе с человеком, объявившим себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Дмитрий заявил, что сумел выжить и теперь пришёл занять свой трон. 

*** 

Появление Дмитрия произвело широкий общественный резонанс. Народ был ошеломлён. Люди перешептывались и гадали, правда ли, он сын Ивана Грозного или нет. Историки до сих пор доподлинно не знают, кем на самом деле являлся Дмитрий. По официальной и самой распространённой версии – самозванцем Григорием Отрепьевым. По другой теории – представителем знатного рода, за которым стояли представители влиятельной польско-литовской знати. Но есть и третья версия, по которой претендент на трон действительно был выживший царевич Дмитрий. Но как бы там ни было, авантюрист обладал большой силой. К тому же, в скором времени на его сторону переметнулось и несколько знатных московских родов – противников Годунова.
В народе мнения разделились. Многие вспомнили те болезненные чувства, когда узнали о смерти Дмитрия в Угличе. Уже тогда ходила молва, что за гибелью наследника стоит Борис Годунов. И если он не сам расправился с законным претендентом на трон, то его дядя – Дмитрий Иванович. Семейства Годуновых боялись и вполне допускали мысль о том, что Борис распорядился «расчистить» себе дорогу к короне.
Постепенно молва сошла на «нет», и вдруг – царевич Дмитрий! Он объявился себя «чудом спасшимся» и пошёл на Москву. Точно такие же сомнения терзали и бояр. Все понимали, что Борис – чужой. Ему трон достался не по наследству, его избрали. И отношение, несмотря на политические реверансы со стороны государя, к нему было соответствующим. А вот с сыном Годунова – Фёдором – ситуация складывалась другая. Если бы он стал царём, то являлся бы вторым, а значит, «природным». 
Но время являлось союзником Лжедмитрия. В глазах и простолюдин, и знати, он уже был «природным» правителем, и Борис ничего с этим поделать не мог. Правда, на стороне Годунова была армия. И одолеть её наемникам вряд ли получилось бы. Но… 23 апреля 1605 года неожиданно умер Борис. Очень несвоевременно. Он не успел подготовить Фёдора, не успел разбить войско Лжедмитрия, не успел создать мощный кулак из союзников. Как только стало известно о смерти царя, народ понял – династии Годуновых осталось совсем немного. 
Скорее всего, понимал это и наследник Фёдор. Но он вступил на престол, несмотря на смертельную опасность. Да, он был образованным и умным, но слишком юным и неопытным. К тому же, у него отсутствовал талант отца в политических интригах. По сути, Фёдор оказался в окружении многочисленных врагов без единого шанса на успех. 

*** 

Многочисленная аристократия смотрела на Фёдора сверху вниз, хотя и присягнула на верность его отцу. Но в глазах бояр юный царь был просто сыном «временщика», занявшего трон хитростью. Ни о каком уважении и преданности и говорить не приходится. К тому же Фёдор быстро нажил себе двух врагов – Петра Басманова-Плещеева и Василия Голицына. Причем князья Голицыны изначально были против Годуновых, но при Борисе вели себя тихо, потому что боялись его. Фёдора же они не считали за противника. Именно Басманов и Голицын сумели переманить армию на сторону Лжедмитрия. И это стало последним гвоздём в крышку гроба династии Годуновых. 
Лжедмитрий с видом триумфатора подходил к Москве. У Фёдора на тот момент уже не осталось союзников. Аристократия руководствовалась старинным правилом: вовремя предать – это не предать, а предвидеть. До последнего верность юному Годунову сохранял Патриарх Иов. Но и на него нашлась управа. 
11 июня 1605 года Фёдор и его родственники (мать Мария Григорьевна и сестра Ксения) были арестованы сторонниками Лжедмитрия. Их поместили в семейном доме Годуновых и выставили охрану. Но для Лжедмитрия Фёдор представлял серьёзную опасность, поэтому оставлять в живых его было нельзя. 
Лжедмитрий, который провозгласил себя государем 11 июня, опасался, что Фёдор сможет сбежать и продолжить борьбу за престол. И поэтому распорядился устранить конкурента. 20 июня 1605 года погиб Фёдор и его мать. Скорее всего, их задушили. Но, по официальной версии, Годуновы сами покончили с собой. Правда, современники вспоминали, что в это никто не поверил. А шведский дипломат Пётр Петрей писал, что заметил на шеях покойников «следы от верёвки, которой их задушили». Что же касается Ксении Годуновой, то её Лжедмитрий некоторое время держал при себе в качестве наложницы. А перед свадьбой с Мариной Мнишек отправил её в монастырь. 

Недолгим оказалось и правление самого Лжедмитрия, хотя его, в отличие от Фёдора, успели всё-таки повенчать на царство. 27 мая 1606 года Лжедмитрия самого убили. А Российское царство начало всё глубже и глубже погружаться в эпоху Смуты. Вновь вспыхнула кровопролитная борьба за власть. Появился Лжедмитрий II, войну с которым довелось вести новому царю – Василию IV Шуйскому. И только с воцарением первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича – ситуация в стране начала улучшаться. 

5
1
Средняя оценка: 2.77947
Проголосовало: 263