Битва за Казань: упущенная победа

16 июля 1530 года Казань была абсолютно беззащитна перед русской армией, оставалось лишь войти в город. Но воеводы Глинский и Бельский на протяжении нескольких часов спорили, кто из них первым должен занять город. Этого времени оказалось достаточно, чтобы противник опомнился после оглушительного удара. 
Казанское ханство в начале пятнадцатого столетия являлось большим, сильным, но неоднородным по населению государством. Причём некоторые народы довольно формально подчинялись хану, предпочитая вести независимую политику. Была в ханстве и другая проблема – внутриполитические распри. Исторически сложилось, что в Казани борьбу за власть вели две силы. Первая выступала за сохранение вассальных отношений с Москвой, вторая же наоборот, придерживалась линии поведения Крымского ханства, то есть, хотела полностью избавиться от «надсмотрщиков» в лице русских князей. 
Соответственно, внутриполитическая борьба группировок, главным образом, негативно влияла на само ханство. А отношения между татарами и русскими менялись в зависимости от того, кто правил Казанью. Всё это привело к тому, что в период с 1437 по 1552 годы между государствами то и дело вспыхивали военные конфликты. А полностью лишить независимости Казанское ханство удалось только Ивану Грозному.

Русско-казанская война 1530-1531 года, о которой пойдёт речь далее, малоизвестна, но при этом довольна интересна. Обострения отношений между Москвой и Казанью произошли в 1521 году, когда в ханстве власть перешла в руки прокрымской династии. В ответ на это великий князь Василий III сумел нанести ханству мощный экономический удар. Благодаря его стараниям, ежегодная ярмарка, на которую приезжало множество заграничных купцов, была перенесена из Казани в Нижний Новгород. Соответственно, ханская казна лишилась солидных финансовых поступлений. Затем была возведена и крепость Васильсурск, призванная служить форпостом на случай военных действий с татарами. Правда, сыграть значимую роль в противостояниях ей так и не довелось. 
И в 1530 году казанский хан Сафа-Гирей решился на провокацию. Произошёл конфликт с русским послом Андреем Пильемовым, вызвавший бурную реакцию в Москве. Василий III решил, что время дипломатических игр с ханством прошло, настало время жёстких мер. И великий князь приказал свергнуть хана, вернув Казань под контроль Москвы. Исполнять приказ правителя отправились две рати – конная и судовая. Первой командовали Михаил Глинский и Василий Шереметьев, второй – Иван Бельский и Михаил Горбачёв. 
Вообще, момент для войны был выбран удачно. В то время княжеству не угрожали ни Крымское ханство, занятое решениями внутренних проблем, ни Польша, воевавшая с молдавской армией, ни какое-либо другое государство. Соответственно, можно было полностью сосредоточиться на решении казанской проблемы. Правда, Сафа-Гирей всё же не остался в гордом одиночестве в той войне. Ему на помощь пришёл отряд ногайцев под командованием мурзы Ших-Мамая и астраханское войско, ведомое мурзой Алышем. 
До начала боевых действий татары успели возвести около реки Булак деревянный острог, который предусмотрительно окружили рвами. По замыслу, он должен был прикрыть Казань и затормозить продвижение русских ратей. 
Но план не сработал. Судовая рать без проблем добралась до Казани. Что же касается конного войска, то Михаил Глинский и Василий Шереметьев нанесли татарам несколько поражений в стычках, после чего сумели переправиться через Волгу и примкнуть к Ивану Бельскому и Михаилу Горбачёву. Уже 14 июля Иван Овчина Оболенский, командовавший полком, сумел захватить острог. После чего 16 июля русские войска начали бомбардировку Казани. 
Казалось, что шансов на спасение у Сафа-Гирея не было. Его политические оппоненты настаивали на переговорах с Москвой, точно таких же настроений придерживались и почти все жители города. Понимая, что власть ускользает, хан вместо дипломатии предпочёл побег. Он просто исчез, оставив Казань на растерзание победителям. 
Вот только победители не спешили «терзать» поверженного противника. Вместо финального штурма Глинский и Бельский на протяжении нескольких часов спорили, кто из них должен первым войти в город. К тому времени Казань уже никто не защищал, а ворота были открыты. Но… 
Внезапно началась буря. Татары восприняли это как знак свыше, собрали оставшиеся силы в кулак и нанесли внезапный удар. К такому повороту событий русское командование оказалось не готовым. Рати понесли огромные потери, погибло несколько воевод, среди которых оказался и Фёдор Лопата Оболенский. К тому же, казанцам удалось захватить гуляй-город с артиллерией. В руках противника оказалось около семидесяти пищалей. Победа, от которой русские войска отделял всего лишь один шаг, внезапно ускользнула. 
После татарской вылазки русские войска попытались возобновить обстрел города. Но результата это не принесло. Жители города, вдохновлённые неожиданной удачей, решили отказаться от сдачи Казани и стали её защищать. 

Осада Казани продолжалась до 30 июля 1530 года. Но захватить город так и не получилось. И русская армия отступила. А 15 августа солдаты добрались до своих границ. Василий III был в ярости. Упущенная победа из-за упрямства военачальников сильно ударила по его самолюбию. Виновником в поражении объявили Ивана Бельского. И поначалу его хотели даже казнить, но смерть затем заменили на тюремное заключение. Стоит сказать, что за решёткой Иван Фёдорович находился до смерти Василия III, которого не стало в 1533 году. После чего Бельский вновь стал главным воеводой. 
Между Москвой и Казанью начались затяжные переговоры. Осенью к Василию III прибыли татарские послы. Они пообещали, что мир будет подтверждён Сафа-Гиреем и всей казанской знатью. После этого в Казань отправился русский посол Иван Полев. От него требовалось добиться от ханства присяги и вернуть пленных вместе с артиллерией. Вот только Сафа-Гирей был иного мнения. Вернувшись в Казань из Астрахани, он надеялся изменить ситуацию и вынудить Москву принять соглашения на выгодных для себя условиях. Хан пытался добиться помощи крымских татар, но те отказались от прямого конфликта с Москвой. Они ограничились лишь двумя набегами на приграничные территории. На большее у них просто не было сил. 
Шло время, переговоры затягивались. И время в данном случае было союзником Москвы. Большая часть казанской элиты была недовольна политикой Сафа-Гирея. Князья и мурзы считали, что его поведение влечёт за собой новою войну с Москвой, к которой Казань была совершенно не готова. А когда хан внезапно захотел казнить всё русское посольство, стало понятно, что откладывать дворцовый переворот больше нельзя. Но Сафа-Гирей в очередной раз успел сбежать. Его приближённых их числа ногаев и крымских татар выслали из Казани. В самом же ханстве было образовано временное правительство. 
Казанцы попросили Василия III посадить на трон Джан-Али, которому на тот момент было всего 15 лет. Его правление оказалось коротким. Хан находился у власти с 1532 по 1535 год. Зато в это время между Москвой и Казанью всё-таки был установлен мир. Но в 1533 году не стало Василия III. А в 1535 году вернулся и Сафа-Гирей. Бывший казанский хан при поддержке крымский войск сумел вернуть себе трон. Между Москвой и Казанью вновь испортились отношения. И поставить точку в том споре суждено было Ивану Грозному в 1552 году. 

5
1
Средняя оценка: 2.7535
Проголосовало: 357