Деревенские заметки

ВДОЛЬ ДЕРЕВНИ…

Небо, облака, птицы и… провода. Небом можно любоваться всегда: и в ясный день, когда его лазурь чиста, и в пасмурный вечер, когда серые кучевые облака сгущаются, закрывая голубые осколки, и в ночную пору, когда оно затянуто непроглядной мглой… Особенно люблю смотреть на небо, когда в нём высоко-высоко парят коршуны и носятся неугомонные ласточки. А бывает, шагаешь по дороге, и вдруг необъятную, но такую невероятно осязаемую небесную синь вдруг разрезают тонкие, убегающие вдаль прямые линии проводов!

   

И всякий раз, глядя на эту электрическую геометрию в отрезках – от столба к столбу – воспоминаю старую песню, запавшую в память с детства. Её пели на гулянках, во время застолий, какие не часто, но случались в деревне. Отец, гармонист от Бога, легко и душевно перебирая грубоватыми, мозолистыми пальцами по кнопочкам, растягивал меха гармони, и собравшиеся за столом чуть захмелевшие гости вслед за первыми аккордами громко и с удовольствием подхватывали знакомую песню, усердно вытягивая ударные «о» в ключевых словах:

Вдоль деревни, от избы и до избы, 
Зашагали торопливые столбы; 
Загудели, заиграли провода, – 
Мы такого не видали никогда…

Потом кто-то выходил в круг, а вскоре и песни сменяли одна другую… И мало уже кто думал про столбы и провода. А ведь если задуматься, они же – «наша опора и надежда», и без них, как и без воды, – «и ни туды и ни сюды». И это факт! Гудят провода – гудит жизнь! Кстати, стихи к песне «Вдоль деревни» Михаил Исаковский написал в 1925 году – через пять лет после того, когда в стране впервые громко заявили о необходимости электрификации. В феврале 1920 года была создана специальная государственная комиссия, выработавшая план электрификации (плану ГОЭЛРО – 100 лет!). 
Народ быстро полюбил песню Исаковского про то, как «загудели, заиграли провода», особенно нравилась она в исполнении хора имени Пятницкого. Впрочем, как и многие произведения легендарного песенника, 120-летний юбилей со дня рождения которого отмечается нынче («Лучше нету того цвету», «Одинокая гармонь», «Каким ты был, таким остался», «Ой, цветёт калина…» и др.), она вскоре стала считаться народной, фольклорной… Вот уж точно – из песни слов не выкинешь!.. Летят годы, гудят провода, шагают «торопливые столбы» от дома к дому, и жизнь не стоит на месте…

      

ГДЕ НАЙТИ ПОДКОВУ?

Эх, найти бы подкову на счастье! Да где её нынче найдёшь?! Даже в деревне днём с огнём не сыщешь. Давным-давно нет ни кузницы, ни ковалей. Правда, кони есть. В бывшем совхозе (ныне акционерное общество) в табуне около трёх десятков голов – кони нужны, чтобы пастухам было на ком перегонять стада на летние выпасы, да следить, чтобы не разбежались бурёнки по полям, по лесам. Есть лошади в нескольких крепких частных хозяйствах и у пары-тройки фермеров – кто на мясо держит, кто – под гужевой транспорт. 
Вот только нет особой нужды подковывать рабочих лошадок, которые наматывают свои километры в основном по грунтовым дорогам. Железные «башмаки», защищающие конские копыта, нужны беговым лошадям да рысистым скакунам, строевым жеребцам, которые отбивают шаг по брусчатке и асфальту… Для них крепкие, правильно набитые подковы – как качественные шины для автомобиля – уберегут от скольжения и на обледенелой дороге, и на мокрой траве, облегчат ход на полосе препятствий и защитят копыта от повреждений и деформации.
К слову, как и колёса для авто, подковы бывают летними и зимними: съемные шипы на летних имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, а зимние – острые и более длинные. Разумеется, размеры у конской «обувки» тоже разные. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждый – с определенными параметрами изделия: размер ветвей (рожек), ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и др. Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Масса подков – от 200 до 720 гр. А в продажу они поступают парами – для задних и передних копыт.

Подковы ручной ковки, кончено, редкостный товар. Сегодня для лошадей можно без проблем купить в специализированных магазинах заводские изделия из различного металла, не только из железа, но и, к примеру, из алюминия, есть даже пластиковые, и ортопедические (лечебные). А было время, когда «башмаки» лошадям делали из лыка, кожи… 
Но всё же кованые подковы, которые подгонялись под каждую лошадь на наковальне, а затем крепились ухналями (специальными гвоздями ручной работы) к копыту, считались самым надёжным изделием для оберега этих грациозных животных, верных спутников человека. И именно такая подкова – ношенная лошадью (есть поверье, что всю свою положительную энергетику она накапливает в подковах) и найденная под ногами, а не купленная, не взятая на конюшенном складе – исстари сама считается мощным оберегом, талисманом на счастье. Чем старее и ржавее она будет, тем лучше.
Такую «охранную» подкову принято вешать на воротах, над дверью, у входа в дом или размещать внутри помещения, даже в изголовье кровати... А вот как вешать – рожками вверх или вниз? Вопрос, конечно, интересный. Старики говорят, оба варианта приемлемы. Хотя в основном, в деревне подковы крепят рожками вверх – так, если верить преданиям, они приносят в дом счастье, удачу, прибыль, богатство, символизируя «полную чашу». Рожками вниз подкову прибивают в доме, который хотят уберечь от сглаза, злобы, скандалов, врагов. Весь негатив в таком случае окажется под «куполом» подковы, «стекая» по рожкам, он уйдет в землю и не попадёт в дом. Правда, в деревне подков в таком положении я пока не видела…

     

Нет однозначного мнения и по поводу того, как и чем нужно закреплять на «почётном» месте найденную подкову. Одни говорят, что нужно прибить одним гвоздиком, другие велят крепить столькими гвоздиками, сколько имеется на ней отверстий. А третьи, убеждая, что коль скоро лошадь её потеряла, то подкова больше не хочет быть приколоченной, советуют вешать оберег над входной дверью на бечёвку, закрепив её затем на крючок. И ещё. Если вдруг лошадиный талисман упал со своего места, то нельзя ни в коем случае возвращать его обратно. Считается, что такая подкова полностью отдала всю свою энергию, и хозяевам дома необходим новый «охранник» (а упавшую подкову нужно закопать в землю). 
Где же нынче искать подкову? Разве что на ипподромах и конезаводах, в фермерских хозяйствах и охотничьих угодьях, на старых конюшнях и в кузнецах… Кстати, если вдруг когда окажетесь в кузнице, попробуйте непременно под приглядом мастера самостоятельно сделать подкову – она тоже может стать оберегом. А если вам подарят настоящую подкову, то не забудьте, получая подарок, вручить дарителю несколько монеток, чтобы талисман обрёл силу.
А вот брать чужую подкову, снимать с чужого жилища такой оберег нельзя – вместо удачи накликаете беду и неприятности. Что сказать о купленных сувенирных подковках всевозможных цветов и размеров? Да, наверное, он симпатичные, памятные, прикольные, но к лошадям они точно не имеют никакого отношения и в их магическую, притягательную и сберегающую силу что-то совсем не верится… 
И напоследок один факт – не анекдот. Известно, что на дверях дома датского учёного, основателя современной физики, лауреата Нобелевской премии Нильса Бора была прибита подкова. Как-то один из гостей, увидев её, спросил Бора: мол, неужели вы, великий ученый, можете верить в то, что подкова над дверью приносит счастье. На что учёный с улыбкой ответил: «Конечно же, не верю! Но подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».

      

ДРОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ…

Во дворе дрова, у двора дрова.
Будут в печке гореть, и углями тлеть,
Пылом-жаром греть, и в трубе гудеть…

Дровяной запас в деревне – бесценный запас. Особенно – зимой. Нет, конечно, дрова – брёвнами ли, чурками или готовыми колотыми поленьями – имеют свою цену. И немалую. Зиловский кузов, например, гружённый берёзовыми чурками, обойдётся в 6-7 тысяч. Но их же потом надо будет ещё кому-то расколоть... 

     

Поэтому, если в доме нет сильного работящего мужчины, то лучше не заморачиваться и покупать готовые дрова – колотые. Хотя, судя по разговорам бывалых сельчан, выгоднее всё же чурками – из них дров, уложенных в поленницы, побольше получается. Машина осиновых дров тоже обойдётся дешевле, но от них и тепла меньше. Сосновые смолянистые полешки хоть и горят дружно, и разгораются хорошо, но уж больно трещат в печке. 
От берёзовых дров печка, понятное дело, пышет жаром, быстро нагревается и долго остывает. Ну а если «климат» в доме нужен умеренный, то тогда в топку лучше укладывать «смесь» древесного топлива: вниз, на растопку, – бересту, щепу или лучину, потом – тонкие осиновые полешки, а сверху – берёзовые дрова потолще. И тепло будет – в самый раз! А уж когда дрова догорать будут, рассыпавшись по колоснику жаркими красными углями, тогда можно и заслонку в трубе прикрывать понемногу, сберегая тепло в доме…

      

НА ПРИКОЛЕ

Поначалу хотела дать этой заметке заголовок «Автоприкол», его можно было бы обыграть и в прямом, и переносном смыслах. И в шутку, и в серьёз. Но суть не в том. Автотехника в деревне – главная движущая сила. По некоторым улицам можно ходить и глазеть на интереснейшие экземпляры машин и механизмов, которые стоят на приколе возле усадеб. 
Хотя есть среди них ТС вполне приличные, на ходу, но стоят они у двора, дожидаясь своего часа. Как знать, когда хозяину какие «колёса» понадобятся?.. Или – неровен час – выставит он их на продажу? А то вдруг подарит от доброты душевной соседу/приятелю – на запчасти?.. Ведь есть в деревне такие Самоделкины, которые «голыми руками» собирают эксклюзивных «железных коней». 
Но как бы то ни было, в утильсырьё, на металлолом, видавшую виду технику деревенский мужик точно никогда не отдаст! Уж лучше пусть стоит она на приколе, без работы (да, замечу, те, кто успел в приватизацию выкупить машины и трактора в приказавших долго жить организациях, не прогадали – таких помощников-кормильцев приобрели, с которыми никогда не пропадёшь!). 
И чего только сейчас не увидишь у ворот и за ними: старые, из советского прошлого, трактора ДТ-75, «буханки», «газики», зиловские самосвалы… В одном из огородов даже КамАЗ красуется! У другой избы – военный вагончик! А уж прицепов, телег и саней всяких-разных – не сосчитать! 
Есть и своего рода музей под открытым небом: у местного олигарха, хозяина лесопилки, на площадке за ограждением из сетки-рабицы – на приколе целый парк ретро-машин в отличном состоянии. «Запорожец», «Победа» и К°… А на ходу у предпринимателя (да и не только у него) – крутые джипы и прочие лексусы с красивыми номерами. Что тут скажешь: у каждого свой взгляд на автотехнику и её роль в личном подсобном хозяйстве. 

Фотографии автора.

 

Художник Андрей Сергеев.

5
1
Средняя оценка: 2.82051
Проголосовало: 273