Битва при Гренгаме: контрольный выстрел в голову морскому могуществу Швеции

300 лет назад, 7 августа 1720 года у острова Гренгам произошло последнее крупное морское сражение между русским и шведским флотами. Как и за 6 лет до этого, в битве при Гангуте, русские моряки одержали убедительную победу. Благодаря ей союзные Швеции англичане вскоре покинули Балтику, а принужденные к миру с Россией шведы заключили его в Ништадте на следующий год после битвы.

К 1720 году длившаяся уже около 20 лет Великая Северная война подходила к концу. Собственно, коренной перелом в ней произошел в 1709 году, после проигранной королем Карлом XII Полтавской битвы. После Полтавы шведский монарх так и не вернулся в свою столицу. Он бежал под защиту турецкого султана, а затем ввязался в войну с Норвегией, где и был убит в декабре 1718 года. 
Война с Россией продолжалась и после Полтавы. Шведы не хотели допустить русских к «окну в Европу» на Балтике, через которое можно было выгодно торговать без посредников. За это, собственно, Россия и воевала в Северной войне.
Пока шведы сохраняли сильный флот, ни о каком торговом судоходстве для русских купцов не могло быть речи.  Вот и приходилось русским после Полтавы дожимать шведов уже на море. Первой крупной победой стала битва при Гангуте 7 августа 1714 года, когда русские не просто захватили с десяток шведских кораблей, но и раскупорили горловину Финского залива, без чего Санкт-Петербург оставался блокированным шведами.

***

Спустя 6 лет речь шла уже об Аландских островах – ключе к Ботническому заливу, отделяющему Финляндию от Швеции. Русские высаживали на этих островах десанты, но шведы упорно сопротивлялись. Стокгольм замирился с большей частью прежних противников на Балтике, заключил союз с Англией, которая тут же послала на помощь свою эскадру,  и продолжал борьбу с русскими десантами. 
Русские моряки сократили свое присутствие на Аландских островах до нескольких патрульных лодок, но шведы восприняли это как признак слабости и одну из российских патрульных лодок захватили в плен. Царь Петр воспринял это как наглость и повелел князю Голицину, командовавшему гребным флотом на Балтике, дать шведам надлежащий ответ. И русский флот в составе 61 галеры и 29 лодок отправился к Аландским островам, где столкнулся с патрульными судами шведского адмирала Шеблада, в составе эскадры которого были английский линейный корабль и два фрегата. 
Шеблад решил атаковать. У него было по разным подсчетам от 150 до 180 мощных корабельных пушек против чуть больше полусотни пушек на русских галерах. У шведских кораблей были к тому же высокие борта, обеспечивавшие им дополнительное преимущество, а при ветре ещё и более высокую скорость и маневренность.
Победа далась русскому флоту непросто. Когда шведы пошли в атаку, русские корабли начали отступать, заманивая противника в узкие шхеры, где при отсутствии ветра у шведов исчезало преимущество маневренности крупных парусных судов. Глубокая осадка этих судов грозила им сесть на мель, что и произошло. Тогда-то русские галеры, повернувшись, открыли по преследователям огонь. Шведские фрегаты попытались развернуться, чтобы дать по противнику залп всем бортом, а не малочисленными носовыми пушками, но два корабля тут сели на мель, а два других были окружены русскими судами.
Из этой ловушки ушёл только линейный корабль, благодаря тому, что капитан приказал на полном ходу отдать якорь с одного из бортов. Огромный корабль совершил разворот на 180 градусов практически на месте.  Затем якорный канат был обрублен, и линкор ускользнул, избежав русского абордажа.  
А четырём шведским фрегатами не повезло.  На русских галерах находилось около 11 тысяч солдат, они и решили исход рукопашного боя. 
Не все историки соглашаются с тем, что сражение при Гренгаме стало переломной вехой Северной войны, но на самом деле имеется много признаков перелома. Русские суда, вернувшись  после победы домой, привели с собой четыре захваченных шведских фрегата с более чем сотней пушек. Ознакомившись внимательно с обстоятельствами поражения шведов, англичане отозвали свою эскадру, которая вскоре покинула Балтику. Шведский флот обнаружил неспособность защититься от русских десантов даже тогда, когда те прибывали на дешёвых гребных судах. После Гренгама сколько-нибудь крупных морских сражений между Россией и Швецией уже не было. 
Шведское правительство вскоре начало искать мира, который и был заключен к Ништадте чуть больше года спустя после сражения при Гренгаме.

5
1
Средняя оценка: 2.85484
Проголосовало: 310