«Аз есмь с вами и никтоже на вы»
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Черниговщина православная
Радуйся, Небесная наша Мати...
благодатную силу душам нашим дарующая
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Черниговская епархия
Вот уже более 1000 лет православная вера согревает Черниговщину. Свет Православия принёс на Русь великий киевский князь Владимир (988). Через четыре года коснулся он Сиверского края, когда в Чернигов прибыл из Киева греческий епископ Неофит. Так было положено начало Черниговской епархии, самой большой на Руси.
Черниговский епископ почитался третьим среди иерархов. По значимости Черниговское княжество уступало только Киевскому и занимало значительную территорию. Его северо-восточные границы доходили до Мурома, пролегали по владимирским, московским, смоленским, рязанским и некоторым другим землям современной России. Потому совсем не удивительно, что первоначально епархия называлась Черниговской и Рязанской.
Когда было образовано Рязанское княжество (1097), Черниговскую епархию перестали именовать Рязанской, её влияние осталось только в пределах южнорусских земель.
Нелегко утверждалась новая вера в Черниговской земле, но упорно пробивала себе дорогу. Первые христианские подвижники строили каменные церкви, возводили монастыри. Князь Мстислав Черниговский (Тмутараканский, Храбрый) — один из героев «Слова о полку Игореве» — заложил в Чернигове Спасский собор.
Черниговская и Новгород-Северская епархия УПЦ МП. Свято-Троицкий кафедральный собор.
Закончить своё грандиозное строительство он не успел, в разгар работ разболелся и умер. Положили князя у стены недостроенного собора. Об этом печальном для черниговцев событии летописец сообщил в 1036 году. Храм долго стоял недостроенным. Завершил постройку князь Святослав Ярославич (1027-1076), сын Ярослава Мудрого и родоначальник большой династии черниговских князей.
Князь Святослав был неутомимым строителем, заложил Елецкий монастырь в Чернигове, а когда княжил в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Все века Елецкий монастырь был мужским, и только в суверенной Украине стал женским, сейчас в нём не менее 50 монахинь.
Инок Антоний (983-1073), один из основателей Киево-Печерского монастыря, дал начало черниговскому подземному Болдиногорскому монастырю (1069). В наши дни он известен как Антониевы пещеры. Сам Антоний был родом из Любеча, княжеского городка на Днепре, форпоста на пути «из варяг в греки».
В XVIII веке на черниговской земле монастырей насчитывалось 20, среди них 4 женских. Императрица Екатерина II посчитала, что в России монастырей слишком много, они только обременяют казну. На Черниговщине (как и по всей стране) многие монастырские обители были упразднены.
Первый черниговский архиепископ (ранее были только епископы) Лазарь Баранович (1620-1693), бывший до этого ректором Киево-Могилянского коллегиума, слыл решительным сторонником Русской православной церкви (РПЦ). Он приложил немало стараний, чтобы Черниговская епархия отделилась от Киевской митрополии и самостоятельно перешла под покровительство РПЦ.
Черниговским владыкой Баранович стал с подачи Богдана Хмельницкого, в этом решении гетмана прослеживается вполне закономерный шаг: на ответственные посты в гетманской Украине он назначал своих сторонников.
Приверженцем РПЦ был архиепископ Феодосий Черниговский (Угличский), пробывший черниговским владыкой всего лишь три года. Когда Феодосий умер, возле его раки стали происходить чудесные исцеления. В 1896 году, через 200 лет после кончины, РПЦ причислила его к лику святых. Ныне мощи святителя Феодосия находятся в черниговском Свято-Троицком соборе. Он почитается покровителем Чернигова. Православные уверены, что он отвёл от города радиоактивное чернобыльское облако.
В настоящее время на территории Черниговской области действует несколько православных Церквей. Связано это с расколом Православия на Украине. Канонической — признанной всем православным миром, считается Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). При президенте Петре Порошенко появилась Православная церковь Украины (ПЦУ), в состав которой вошли УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Церковные преобразования, затеянные сторонниками самостоятельной Украинской православной церкви, подчиняющейся Константинопольскому патриарху и полностью независимой от Русской православной церкви, адепты УПЦ МП встретили настороженно, а таких в стране большинство.
Это можно видеть на примере Чернигова. В городе 14 действующий православных храмов. Из них 11 относятся к УПЦ МП и только три к новообразованной ПЦУ.
В мае 2007 года Черниговская епархия УПЦ МП разделилась на две, появились Черниговская и Новгород-Северская и Нежинская епархии. В ведении Черниговской и Новгород-Северской епархии, настоятелем которой вот уже много лет пребывает архиепископ Амвросий, остались северные земли Черниговской области. Здесь пять монастырей, три обители — женские.
О женском монастыре, что в селе Даневка Козелецкого района Черниговской области, а также находящейся здесь чудотворной иконе Божьей Матери пойдёт наш дальнейший рассказ.
Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь
Собор великомученика Георгия Победоносца в Даневском Свято-Георгиевском женском монастыре.
Даневский Свято-Георгиевский монастырь был основан как мужской, только через два с лишним столетия он стал женским. Первая церковная постройка на берегу небольшой речки Остёр появилась ещё в начале XVII века. Места здесь были глухие, и проходил тут торговый путь, по нему частенько езживали купцы с разным торговым скарбом.
Однажды на купеческий обоз напали разбойники. Упав на колени, торговцы взмолились Георгию Победоносцу, прося у него заступничества, чтобы избавил их от такой злой напасти. Святой услышал сердечную молитву, и разбойники, словно чего-то испугавшись, вдруг затихли и молча повернули вспять. На месте своего чудесного спасения купцы возвели небольшую часовню в память святого великомученика Георгия Победоносца.
Когда гетман Богдан Хмельницкий победоносно завершил войну с поляками (1648-1654) и присягнул на верность России в Переяславе, монахи козелецкого Свято-Троицкого монастыря в память такого события решили основать новый монастырь. С одобрения церковных властей на месте старой часовни срубили деревянную церковь Георгия Победоносца. Так было положено начало деревянному Свято-Георгиевскому монастырю. С годами он расстраивался, набожные люди жертвовали на его постройку деньги и разную церковную утварь.
Сохранилась грамота киевского митрополита Рафаила, разрешавшая сбор пожертвований. Императрица Елизавета Петровна собственноручно написала на ней, что жертвует на постройку храма две тысячи рублей. Пожертвования дали возможность начать каменное строительство. И уже в середине XVIII столетия был возведена кирпичная церковь Георгия Победоносца.
Но вот беда, не успели храм освятить, как в монастыре случился большой пожар. Дотла сгорели все деревянные монастырские строения, а вместе с ними монастырские бумаги. От церкви Георгия Победоносца остались только чёрные кирпичные стены. И только благодаря стараниям Юхима (Ефима) Дарагана, родственника Григория Разумовского (родом из этих мест), трёхглавую Свято-Георгиевскую церковь вновь отстроили. Окончательные работы в храме завершились в 1770 году, после этого его освятили.
Московские князья, а потом цари, старались ограничить влияние Церкви в государстве. Борьба эта шла с переменным успехом, первый царь из рода Романовых Михаил Фёдорович сделал своего отца Фёдора Патриархом Московским и всея Руси (1619). Патриарх Филарет управлял государством вместо своего молодого и неопытного в политических делах сына.
Вмешательство Церкви в государственные и светские дела не нравилось влиятельным боярским и дворянским родам, вершившим судьбу Московского царства. В Своде законов (Соборное уложение 1649 года) предписывалось создать Монастырский приказ, все монастырские земли попали под контроль царских чиновников.
Пётр I ещё более ограничил церковную жизнь в России. Он упразднил Патриаршество и учредил Святейший Правительствующий Синод. Главой новообразованной Духовной коллегии стал государственный чиновник, а не церковное лицо. Екатерина II пошла ещё дальше, когда обратила монастырские земли в собственность государства.
С этого времени все монастыри поделились на штатные и заштатные. Штатные монастыри получали государственную поддержку и разбивались на классы в зависимости от количества монашествующей братии (1 класс — более 33 монахов, второй — более 16, третий — более 8).
Заштатные монастыри были обязаны содержать себя сами, из-за этого многие закрылись, так как не имели богатого прихода, не хватало средств кормить братию и содержать на должном уровне монастырские постройки и хозяйство.
Свято-Троицкий монастырь в Козельце пришлось закрыть, монахи из него перешли в Даневский Свято-Георгиевский монастырь. Когда в 1811 году в монастыре построили ещё одну церковь, освятили её в память закрывшегося в Козельце Троицкого монастыря. Церковь расположилась в кирпичном двухэтажном здании, возведённом на месте деревянной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Во втором этаже обустроили покои для игумена монастыря.
Обитель огородили кирпичной стеной, построили кельи, разные подсобные помещения. Монахи выкопали пруд, в нём стали разводить рыбу, насадили фруктовый сад, завели скот, выпасали его на прибрежных лугах речки Остёр. На самой реке возвели плотину и мост. Монастырь обустроился, жизнь монашеской братии стала уютной и сытной.
К началу XX века Даневский Свято-Георгиевский монастырь относился ко второму классу. Духовная жизнь не затихала, чтобы помолиться в монастыре, паломники приезжали со всей России и останавливались в построенной для них гостинице.
После Октябрьской революции 1917 года Свято-Георгиевский монастырь некоторое время ещё действовал, закрыли его, когда в гражданскую войну большевики застрелили настоятеля. Интересная деталь, в середине 30-х годов в обители поселили ссыльные узбекские семьи. В православных монастырских кельях они проживали несколько лет по своим мусульманским обычаям.
Позже местные активисты организовали в Троицкой церкви клуб, где расцерковленная молодёжь пела частушки и отплясывала под гармошку. Чудом уцелевшие после революции кресты и колокола с церкви сняли и отправили на переплавку.
После Великой Отечественной войны в монастыре соорудили угольный склад, уголь хранили с нарушением правил техники безопасности. В Свято-Георгиевской церкви не раз возникал пожар, он уничтожил деревянный пол, на стенах выгорели все росписи. И только уже в независимой Украине монастырь, став женским, вернулся к святой жизни.
В 1995 году настоятельницей монастыря стала Антония (Терещенко), тяжело пришлось ей подымать запущенную обитель. Подводило здоровье. Через два года сменила её игуменья Пелагия (Филатова), при ней были восстановлены все основные монастырские постройки и ограда монастыря. А главное, началась служба в Свято-Георгиевской церкви.
Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в Даневском Свято-Георгиевском женском монастыре.
Интересна история монастыря, но не менее интересна история находящейся здесь чудотворной иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Интерпретировать её название можно так: «Пока Я с вами, ничего плохого с вами не может случиться».
Дважды пришлось мне побывать с паломниками из Беларуси в Даневском Свято-Георгиевском монастыре, который находится в ведении канонической Украинской православной церкви. Притом не в самую лучшую пору — поздней осенью и зимой. Запомнилось последнее посещение. Нашему автобусу долго пришлось стоять перед воротами монастыря. Морозец пощипывал уши и нос, а монастырские ворота всё были закрыты. Монашки открыли их чётко по расписанию в 17:00.
Строгий распорядок был виден во всём. Когда нас всё же впустили и провели под присмотром монахини в Свято-Георгиевскую церковь, там уже шла служба. Мне захотелось осмотреть и сфотографировать территорию монастыря. Едва я вышел из церкви и достал свой фотоаппарат, как подошла ко мне монашка, строго на меня посмотрела и сказала, что ходить одному по территории и фотографировать запрещается. Пришлось вернуться к своей группе, так и не сделав ни одного снимка.
Когда закончилась служба, молодая инокиня провела нас к главной святыни монастыря — чудотворной иконе Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». И тихим, намоленным голосом поведала её историю.
Икона написана в Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре в конце 19 века (находился на территории современной Ярославской области). Теперь монастыря уже нет, весной 1941 года все его постройки затопили воды Рыбинского водохранилища.
В Леушинском монастыре была иконописная мастерская. В ней сестры написали икону Божьей Матери, которую настоятельница монастыря Таисия назвала «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Эту икону монашки подарили известному проповеднику Иоанну Кронштадтскому. Икона ему понравилась, назвал он её «Спасительница России».
Иоанн Кронштадтский завещал икону набожному купцу В.Н. Муравьёву, позже тот ушёл в монастырь, принял постриг и стал известен как Серафим Вырицкий. До самой смерти преподобного в 1949 году икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» находилась у него, перед кончиной он предсказал, что икону нужно передать в монастырь святого великомученика Георгия Победоносца.
Долгое время икона хранилась у верующей женщины в Ленинграде, при удобном случае она передала её благочестивому человеку с Украины, а уж он в 1997 году передал икону настоятельнице Даневского Свято-Георгиевского монастыря. Так икона, написанная более 100 лет назад в женском монастыре России, оказалась в женском монастыре Украины. Вот уж воистину, пути Господни неисповедимы!
И вот произошло чудо. Молящиеся у иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» стали чувствовать облегчение. Слух о чудотворной иконе в Даневском Свято-Георгиевском женском монастыре поширился, к ней стали съезжаться не только паломники, а и хворые с Украины, из России и других стран ближнего и даже дальнего зарубежья. Сестры монастыря своими трудами издали две книги с описанием всех случаев чудесного исцеления от самых различных болезней, даже очень тяжёлых.
Мы попросили инокиню рассказать о каком-нибудь необыкновенном случае. И она поведала нам историю московской семьи. В автомобильной аварии девочка потеряла зрение, стала почти слепой. Куда только не обращались родители, ничего не помогало. Им посоветовали обратиться к известному врачу-офтальмологу в Киеве.
Врач обследовала девочку и сказала, что помочь не может. Она была человек верующий и посоветовала родителям отвезти ребёнка в монастырь, чтобы помолились за здоровье своего чада у иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». А родители уже серьёзно истратились, у них уже не было денег на поездку в Даневский монастырь. И тогда врач отвезла их на своей машине.
Несколько дней родители с дочкой жили при монастыре и усердно молились у иконы Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». И к девочке стало возвращаться зрение. Когда монахиня рассказала нам эту историю, девочка уже несколько лет приезжала с родителями в монастырь, и зрение у неё всё улучшалось.
Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» стала почитаемой на Украине, её списки есть во многих украинских храмах. Паломники из стран ближнего зарубежья стали приезжать в Даневский Свято-Георгиевский монастырь, чтобы помолиться у чудотворной иконы.
Слух об иконе Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» дошёл и до дальнего зарубежья. Православные из Австралии, Италии и США звонят в монастырь и шлют письма, просят, чтобы выслали им литографию иконы. Считается, что если искренне помолиться и приложиться к ней, она тоже исцеляет страждущих.
В 2002 году УПЦ МП признала икону Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» чудотворной. День её почитания припадает на субботу пятой недели Великого поста, на древний праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Матерь Божья, спаси и помилуй нас!