У Грузинской Божией Матери

4 сентября – день празднования Грузинской иконы Божией Матери, спасшей в 1654 году Москву от эпидемии чумы.

В этот день свой престольный праздник отмечает старинный московский храм Живоначальной Троицы в Никитниках, что в Китай-городе. По одной из его главных святынь этот храм также называют и храмом во имя Грузинской иконы Божией Матери.

***

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Достоверно неизвестно, кто является автором иконы и когда она была написана. 
Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Пресвятая Богородица изображена со слегка повернутой и наклоненной к сидящему на Ее левой руке Богомладенцу Христу. 
Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повернутая обнаженной подошвой наружу.

***

В 1616 – 1617 годах владыка Персии Аббас Мирза, более известный в мировой истории как Шах Аббас I, видя в упрочении связей Иверии (Грузии) и России угрозу персидскому царству, организовал разрушительный поход на православную страну. 
Он подверг Иверию разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Шах Аббас I вместе с другими сокровищами вывез и Ризу Господню – льняной хитон, в который был облачён Христос на Голгофе. 
Однако Аббас I вынужден был считаться с Россией. А посему, по настоянию русского посла при дворе персов, решил задобрить православного соседа, передав ему в дар святыню – Ризу Господню.
Посольство прибыло в Москву в марте 1625 года и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям»: царю Михаилу Фёдоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету – часть Ризы Господней.
…Попала к Шаху Аббасу I как военный трофей и икона Грузинской Божией Матери.
В 1625 году приказчику Стефану Лазареву, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери в серебряно-золотом окладе. Хоть цена и была довольно высока, Лазарев приобрел икону, спас её от иноплеменных.
А ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, тем временем приснился сон. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Черногорский мужской монастырь (образован в 1603 году, впоследствии обитель переименована в Красногорский монастырь!) на реке Пинеге, неподалеку от Архангельска. Свой сон Лыткин не воспринял серьезно и вскоре забыл о нем.
В 1629 году по прибытии приказчика домой он вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску. Лыткин передал священный образ инокам обители. На свои средства купец построил здесь храм. В дремучих лесах Грузинская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями.
Однажды монах Питирим, давно не видевший и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. По окончании молитвы к нему вернулись зрение и способность слышать. Молва о чудотворном образе быстро разнеслась по округе и стала распространяться дальше по городам и весям Руси.

***

В 1654-1655 годах в России бушевала самая крупная эпидемия XVII века – эпидемия чумы. Точное количество жертв эпидемии неизвестно, источники дают огромный разброс в оценках – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.
Летом 1654 года чума была занесена в Москву. Город охватила паника, бежавшие из него люди разносили болезнь вглубь страны.
Уже в сентябре 1654 года эпидемия охватила почти всю центральную часть России. Чума также свирепствовала в Казани, Астрахани и в Речи Посполитой, с которой Россия вела войну.
В январе 1655 года эпидемия практически полностью утихла. Однако в 1656-1657 годах оставшиеся кое-где очаги спровоцировали новую, менее смертоносную, вспышку, которая затронула, в основном, низовья Волги, Смоленск и Казань.
В поисках спасения народ  всё чаще и чаще обращался к Богу, молился перед чудотворными иконами.
С помощью чудотворных икон Богоматери связано прекращение эпидемии в нескольких городах России: принесение Югской иконы в Рыбинскую слободу, Седмиозерной – в Казань, молебны перед Боголюбской иконой в Угличе, написание новой иконы Богоматери в Шуе, которая была позднее названа Шуйской-Смоленской иконой, вмешательство Толгской и Смоленской икон в Ярославле.
В Москве, по преданию, многие люди выздоровели благодаря заступничеству от иконы Грузинской Божией Матери.
Во время эпидемии 1654 года чудотворный образ доставили на некоторое время в Москву в храм во имя Троицы Живоначальной в Никитниках, что находится в самом сердце столицы, близ Красной площади. Здесь многие молившиеся перед чудотворным образом избавлялись от болезни.
Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов перед возвращением святыни в Черногорский монастырь заказал для храма Троицы в Никитниках список с Грузинской иконы, который приписывают кисти Симона Ушакова.
С тех пор православные москвичи, глубоко чтившие этот образ, нередко называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской иконы Божией Матери.

***

В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона иконе благодаря сообщениям о чудесах было установлено празднование 22 августа / 4 сентября, в день её появления в Черногорском (Красногорском) монастыре.
В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости».
Кроме Архангельска, чудотворный образ несли в крестных ходах в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Сибирь.
Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

***

С Грузинской иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.
Кроме Троицкого храма в Никитниках, в Москве есть ещё три чудотворных образа этой святыни: в храме Воскресения Христова в Сокольниках (ранее – в Алексеевском женском монастыре, расположенном на месте нынешнего храма Христа Спасителя), в храме святителя Мартина Исповедника на Таганке (ранее – в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле),  в храме Живоначальной Троицы в музее-усадьбе Останкино (ранее иконой владела схиигумения Фамарь, в миру известная как княжна Марджанишвили; чудотворный образ был подарен ею другу семьи Якову Немсцверидзе, коему и явилась во сне Пресвятая Богородица, повелевшая подарить икону церкви в Останкино).

***

В 1920-1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нём.
Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую Патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
…Ныне в Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 года (в иконе находятся 4 мощевика), выполненный Кириллом Улановым, изографом кремлевской Оружейной палаты, совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит:
«[1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».

***

Первоначально на месте храма Живоначальной Троицы в Никитниках была деревянная церковь великомученика Никиты. В 1626 году во время пожара в Китай-городе церковь, видимо, сгорела, но икону святого Никиты спасли.
В 1631–1634 годах, во времена царя Михаила Феодоровича, при Патриархе Филарете, на средства богатого купца Григория Леонтьевича Никитникова, выходца из Ярославля, поселившегося в этом переулке, несколько раз менявшем свое название, был построен каменный храм во имя Живоначальной Троицы – замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье», являвшийся впоследствии образцом при строительстве многих московских храмов.
Надпись на одной из стен храма гласила следующее:
«Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».
Впервые имя строителя храма купца Григория Никитникова мы встречаем в начале XVII века: он молодой земский староста, его подпись стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле в связи с патриотическим подъемом народно-освободительного движения в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.
Троицкий храм не избежал грабительства неприятелей в 1812 году, но остался невредимым.
 «Поставленная на высокий подклет на холме, – писал наш современник известный москвовед Сергей Романюк, – церковь была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта: устремленный вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, обработанных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного, Никольского, и южного, Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых, – а главному объему – парадная шатровая колокольня и небольшой шатер крыльца. Исследователи считают вероятным участие в строительстве мастеров из Ярославля. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчеркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 года».

***

Приделы Троицкого храма посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской иконе Божией Матери.
Особый придел в честь Грузинской иконы Божией Матери был устроен в подклети храма на средства церковного старосты А.В. Александрова в 1904 году в память 250-летия избавления от эпидемии моровой язвы. Тем самым было утверждено существование в Троицком храме с XVII века почитание одного из списков чудотворного образа.

***

В работе над интерьером храма Живоначальной Троицы в Никитниках принимали участие «царские изографы» – мастера Оружейной палаты Симон Ушаков, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и Гавриил Кондратьев…
Многие иконы местного ряда в сохранившемся позолоченном деревянном иконостасе главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова.
Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С. Ушаков), а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями.
Икону «Владимирская Богоматерь» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор – главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита – собиратель русских земель – и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.

***

В 1920-е годы храм был закрыт. В 1924-1930 годах в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках проводились большие реставрационные работы. В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею, который открыл в нём свой филиал.
В 1935-1940 годах производилось раскрытие первоначальных росписей храма. Фрески 1652-–1653 годов сегодня поражают верующего человека, настраивают на молитву.
…В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений. Многие годы ведется реставрация святыни.

***

Здесь, в этом древнем уголке Москвы, корни нашего родового древа. В конце XIX – начале XX веков в Ипатьевском  переулке (Никитников переулок перпендикулярен Ипатьевскому), который соединял две из трех главных улиц Китай-города Варварку и Ильинку и, по словам современника, «представляет собой узкий, вымощенный крупным булыжником проезд с лепящимися друг к другу домами», по левую сторону от Варварки стоял каменный двухэтажный собственный дом (№ 10) моего прадеда купца Алексея Алексеевича Головкина. Этот дом стал «колыбелью» для двух поколений его семьи.
Из окна дома был хорошо виден храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Семья часто его посещала. Алексей Алексеевич Головкин, человек глубоко верующий, жертвовал деньги на этот и другие храмы первопрестольной.
Дом Головкиных  стоял рядом с палатами (дом № 12) Симона (Пимена) Федоровича Ушакова (1626–1686), знаменитого иконописца, которого принято считать основателем русской живописи. Ведь до него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны – переходный жанр между иконописью и светским портретом.
Имя Симона Ушакова, надо полагать, и спасло древние палаты в советское время. А дом Головкиных был снесен, когда здесь возводился комплекс зданий ЦК КПСС, где ныне размещается Администрация Президента России.
С начала индустриализации в России, пришедшейся на конец XIX века, дореволюционная Москва состояла из множества небольших фабрик и частных производств.
Одним из них владел Алексей Алексеевич Головкин. Это была москательная фабрика, которая располагалась неподалеку от дома прадеда в Ипатьевском переулке, если идти по нему в сторону Ильинки. На Ильинке издавна селились ткачи, поэтому краски для холстов были всегда востребованы.
В 1881 году в семье Алексея Алексеевича Головкина и его супруги Марии Андреевны родилась дочь Мария, а в 1895-м – сын Владимир, мой дед.
А после Октябрьской революции здесь успели появиться на свет и внуки. 17 марта 1918 года в семье сына Владимира Алексеевича и его супруги Анны Васильевны (урожденной Семёновой) Головкиных родился первенец – мой отец Алексей. Его брат Владимир и сестра Елизавета появились в доме прадеда в 1919 и 1921 годах.
Прадед умер в 1917-м. Как и почившая ранее супруга, прабабушка Мария Андреевна, он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Их могилы, увы, не сохранились.
После революции семью Головкиных долго поддерживали как могли рабочие национализированного завода прадеда Алексея Алексеевича, они снабжали нашу семью продуктами, которые регулярно привозили из подмосковных сёл, где жили.

***

От Старой площади, где на углу с Варваркой сохранилась часть стены Китай-города, поднимаюсь в горку в Никитников переулок. Переулок невелик. И вот открывается храм Троицы Живоначальной в Никитниках.
На рубеже XIX и XX веков он был заслонен большим зданием Московского страхового общества, которое включало в себя гостиницу «Боярский двор» и торговые помещения (архитектор Ф.О. Шехтель). И поэтому издали его не увидать. В давние же времена среди низеньких домиков обывателей этот храм должен был казаться особенно величественным и красивым.
Приближаясь к храму, любуюсь им. Сколько раз бывал здесь! И всегда изумленно смотрю на него. Взгляд скользит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к кокошникам… В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота!
Затепливаю свечи у икон Святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери и святителя Николая. Молюсь в Троицком храме в Никитниках и о здравии всех своих родных. И о упокоении усопших.
Верю, что наши почившие родные и близкие, кто вёл праведную жизнь, не раз помогали и всегда будут помогать нам.

5
1
Средняя оценка: 2.76859
Проголосовало: 242