250 лет Запорожью. И казаки здесь ни при чём…

Вопреки живучим украинским мифам, к основанию города Запорожье казаки Запорожской Сечи не имеют ни малейшего отношения. Началу этому крупному городу было положено 14 октября 1770 года, когда по указу императрицы Екатерины II было начато строительство Александровской крепости.

В массовом сознании название Запорожье ассоциируется с Запорожской Сечью, но Сечь за все время своего существования имела около десятка разных «прописок». Единственной,  хоть как-то географически близкой к современному Запорожью была лишь Сечь на днепровском острове Малая Хортица, основанная в виде замка православного польского шляхтича Байды Вишневецкого, позже перешедшего на службу к русскому царю. Просуществовал этот замок недолго, всего 6 лет (1552-1558), а потом был разрушен крымскими татарами.
В последующем новые Сечи отступали на юг, располагались все ниже по течению Днепра, пока расстояние от них до нынешнего Запорожья не дошло до сотни с лишним километров. А потому те украинские историки, которые уважают свою научную репутацию, не рискуют возводить историю Запорожья к казацкой вольнице. Самое большое, они пытаются доказать, что  история этого города восходит к X веку, когда в исторических хрониках упоминается существование здесь крупного византийского монастыря. Однако при таком подходе и историю Севастополя можно исчислять тысячелетиями – на основании того, что на его территории еще до Рождества Христова существовала греческая колония Херсонес. 

***

Историки спорят, в честь какого Александра было начато в 1770 году по указу российской императрицы строительство Александровской крепости на территории нынешнего Запорожья. Однако причина начала строительства дискуссии не вызывает: ею стала необходимость защиты южных рубежей империи и входившей в нее Малороссии от набегов крымских татар. 
Живучий украинский миф  гласит, что одной из главных целей запорожских казаков была защита населения от татарских набегов. С целью чего, дескать, запорожцы только и занимались что боевым патрулированием границы посредством конных разъездов и наблюдения с вышек. На самом деле историческая ценность таких басен равна нулю. Если и допустить возможность незаметного проникновения татарских «людоловов» в глубину обжитых малороссийских земель, то уж их быстрое возвращение с «живым товаром» для продажи на невольничьих рынках представить очень трудно. 
Пленников вели пешком. Обнаружить такой караван конным казацким разъездам никакого труда не составляло, после чего оставалось лишь навести на банду грабителей-крымчаков главные силы запорожской конницы. Только с какой стати этим «славным лыцарям» было бросаться в бой? Ведь главным источником существования их буйной ватаги был грабеж. В личной храбрости запорожцам никак не откажешь, но они ходили в походы лишь при условии, если их ждала богатая добыча. А какую добычу можно взять с разбитого отряда крымских татар, который вёл пленников? Так что «стражи границы» из казаков были неважные.  
А вот российские власти относились к обеспечению безопасности своих подданных от набегов степных хищников куда более серьезно. Еще в XV веке южные границы Московского государства защищались от возможных вражеских рейдов цепью «засечных черт» – сплошной линией защитных сооружений, включая особенности рельефа (реки, леса, болота).
После добровольного вхождения Малороссии в состав России Петром I на территории нынешних Полтавской и Харьковской областей  было начато строительство «Украинской линии». Только мощных крепостей там было 16, а менее крупные редуты с рвами и частоколами между ними располагались с промежутками в два километра, то есть в пределах прямой видимости, что исключало скрытное проникновение неприятеля.
Границы Российской империи непрерывно расширялись на юг, занимая бывшее «ничейное» Дикое Поле, а потому вскоре «Украинская линия» оказалась в глубоком тылу. Для защиты Новороссийской губернии от татарских набегов было решено строить новую оборонительную линию, Днепровскую, и одним из ее важных узлов стала крепость Александровск. Её основание состоялось ровно 250 лет назад и датируется 14 октября 1770 года.
На сотню километров ниже по течению Днепра в это время располагалась очередная (последняя по счету) Запорожская Сечь, насчитывавшая около 10 тысяч вооружённых казаков. Однако рассчитывать на добросовестность их пограничной службы было нельзя, и русскому правительству в Санкт-Петербурге приходилось надеяться лишь на собственные силы. В число последних, кстати, входили те же малороссы в составе «ландмилиционных» полков общей численностью около 30 тысяч человек. Они напоминали казаков (получали землю для обработки и освобождение от налогов в обмен на воинскую службу в пограничье), но в отличии от запорожцев подчинялись воинской дисциплине. 
Вот так и был основан украинский ныне город Запорожье, получивший свое современное название лишь в 1921 году. Впрочем,  еще до революции 1917 года он стал крупным транспортным и промышленным центром России. Благодаря вхождению Малороссии в состав империи прежнее Дикое Поле превратилось в обжитый, богатый край, надежно защищенный от алчных взглядов соседей-хищников «гранью дружеских штыков». 

5
1
Средняя оценка: 2.79252
Проголосовало: 294