Гибель Машерова. 40 лет спустя
Гибель Машерова. 40 лет спустя
4 октября 1980 года в автокатастрофе погиб Петр Миронович Машеров – Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии и вероятная кандидатура на пост главы правительства СССР, а впоследствии, возможно, и генерального секретаря ЦК КПСС. Добрая память об этом руководители республики живет по сей день.
Родился Машеров 13 февраля 1918 года в деревне Ширки в бедной крестьянской семье.
Партийно-государственная карьера Петра Мироновича началась в годы Великой Отечественной, после изгнания немцев из Белоруссии. Скромный учитель физики из белорусской глубинки стал в годы немецкой оккупации командиром партизанского отряда, затем комиссаром партизанской бригады им. Рокоссовского и первым секретарем Вилейского подпольного обкома комсомола.
В 1946 году Машеров возглавил белорусский комсомол, в 1954 году стал вторым секретарем Минского обкома партии. Спустя чуть больше года его избирают первым секретарем Брестского обкома КПБ. За отличную работу по восстановлению народного хозяйства Брестской области, пострадавшего во время войны, в 1959 году Петра Мироновича выдвигают секретарем ЦК Компартии Белоруссии, спустя три года он становится вторым секретарем. В 1965 году, когда его непосредственного руководителя Мазурова переводят в Москву, Машеров становится во главе белорусских коммунистов.
Его 15-летнее пребывание в Белорусской ССР в поли первого по сей день считается большинством местных жителей «золотым веком» республики. Валовой объем производства за этот период вырос вчетверо, доходы республики втрое. Были достигнуты результаты, сравнимые с трудовым горением первых пятилеток, когда за 13 предвоенных лет промышленное производство СССР выросло в 7 раз. Это походило на белорусское экономическое чудо.
Петр Машеров ни сам никогда не был замешан в коррупции, ни подчиненным не давал воли на этом поприще. Он мало времени проводил в кабинете, постоянно разъезжая по республике.
Именно Машеров, а не Лукашенко первым получил от белорусов прозвище «батька». И по большому счету Александр Григорьевич там, где он преуспел, во многом следовал стилю руководства своего знаменитого предшественника.
Кстати, основным транспортом Петра Мироновича в его разъездах по Белоруссии был не автомобиль, а вертолет. В одном только 1978 году обслуживавшее правительство БССР авиапредприятие получило от секретариата главы республики 110 заявок на предоставление вертолета Ми-8. Полеты первого лица в районы редко длились всего день – обычно дольше. Это был внимательный, плотный контроль первого лица республики, вникавшего во все проблемы, за местными руководителями.
***
Согласно оценкам современников, отношения Машерова с Москвой были неоднозначными. С одной стороны, там отдавали должное его незаурядным организаторским талантам. С другой, как говорят, Брежневу в последние годы не нравилась независимая от любой лести позиция белорусского лидера.
В качестве примера часто приводится история с награждением генсека очередной Золотой звездой Героя Социалистического труда. Машеров будто б, предложил наградить Леонида Ильича вместо этого Орденом Октябрьской революции, на что получил отповедь Суслова: дескать, такая награда – лишь для работников обкомовского масштаба.
Устойчиво мнение, согласно которому в 1980 году встал вопрос о назначении Машерова заместителем Председателя Совета Министров СССР, а то и главой Совмина вместо уходившего в отставку Косыгина. Москве требовались талантливые руководители народного хозяйства, а белорусский лидер проявил себя в этом смысле в полной мере.
Высокий авторитет и профессионализм Машерова вполне могли вывести его и на куда более высокую должность. Особенно в период, иронически названный впоследствии эпохой пышных похорон (1982-1985), когда генеральных секретарей ЦК КПСС хоронили едва ли не ежегодно. А Машерову в 1980 году было всего 62 года…
***
О гибели Машерова ходило много слухов, и иначе быть не могло: слишком много в том ДТП 4 октября 1980 года на шоссе Москва – Минск было совпадений, включая замену буквально накануне трагедии руководства республиканским КГБ и личной охраны Петра Мироновича. Говорили о том, что кортеж главы Белоруссии сопровождался всего лишь двумя машинами ГАИ, головная из которых не имела специальной окраски и проблескового маячка, лишь громкоговоритель и оторвалась от сопровождаемой «Чайки» в момент катастрофы на 300 метров вперед.
Горе-водитель самосвала с картофелем, выехавший на встречную полосу, несмотря на требование гаишников сдать вправо, на обочину, вместо заслуженно полученных 15 лет тюрьмы, отсидел всего три года, а затем после двух лет «химии» вышел на свободу. Однако следственная комиссия Генпрокуратуры и КГБ СССР не нашла в гибели Машерова ничего криминального.
Сорок лет минуло со времени трагической гибели лучшего партийно-государственного руководителя Советской Белоруссии, но добрая память о Петре Мироновиче Машерове живёт и поныне в сердцах белорусских граждан и всех, кому дорога их бывшая Родина – Советский Союз…