Как СССР первым достиг Венеры

55 лет назад стартовала советская межпланетная космическая станция «Венера-3». Её спускаемый аппарат впервые в истории человечества достиг поверхности второй от Солнца планеты Солнечной системы.

Запуск станции состоялся 16 ноября 1965 года. Четырьмя днями ранее стартовала «Венера-2». Каждый аппарат имел по посадочному модулю, чтобы повысить шансы на удачу в случае поломки одного из них. Возможность дублировать передачу важной информации за десятки миллионов километров тоже учитывалась.
Многое в том запуске делалось советскими учеными и инженерами наудачу. Данных, добытых с помощью самых мощных телескопов, хватало лишь на то, чтобы определить, что планета покрыта облаками. А вот что под ними, было непонятно.
Между тем, инженеры, конструировавшие аппарат спуска на поверхность Венеры, для успеха своего замысла должны были точно знать, с чем встретится их изделие. Грунт, камни, вода, джунгли… температура, влажность, атмосферное давление... Незнание последнего фактора на одном из следующих этапов исследования («Венера 5» и «Венера 6») привело к тому, что посадочный модуль, рассчитанный на куда более низкое давление, при посадке был раздавлен атмосферой на высоте 25 км.

Заметим, что при подготовке полета было сделано все, чтобы предотвратить попадание на чужую планету земных микроорганизмов. Заражение прежде безжизненной поверхности Венеры земными микробами считалось нежелательным, и спускаемый модуль «Венеры-3» перед стартом хорошенько продезинфицировали.
Никто не скрывал, что одним из важных идей проекта была задача застолбить приоритет СССР в исследовании космоса. На тот момент наша страна опережала американцев в этой сфере. В 1957 году в Советском Союзе был запущен первый в мире спутник Земли, в сентябре 1959 года советская космическая станция «Луна-2» впервые достигла лунной поверхности, в апреле 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Гагарин…

А в 1965 году пришел черед опередить США и в программе исследования Венеры. Американцы в 1962 году смогли запустить «Маринер-2», но он прошёл на расстоянии 35 тысяч километров от второй планеты Солнечной системы.
Вообще, успешное достижения Венеры аппаратом с Земли – задача нетривиальная. Даже по самой короткой траектории лететь придется 42 млн километров, при этом скорость станции должна составлять свыше 31 км/сек. Она недостижима даже для более современных космических кораблей, про технологии же 1960-х годов и говорить нечего.
Реально достижимой является вторая космическая скорость – 11,8 км/с, при которой ракета покидает орбиту Земли и становится искусственным спутником Солнца. Но тогда расстояние, которое необходимо преодолеть до Венеры, возрастает до 70 млн километров и лететь надо уже около 4 месяцев. При этом очень возрастает цена малейшей ошибки в расчетах. Так, отклонение начальной скорости всего на 1 м/сек. даст при встрече со «второй планетой» расхождение в 70 тысяч километров!

И хотя связь с советскими межпланетными станциями прервалась (с «Венерой-2» раньше, с «Венерой-3» чуть позже), они даже без ручной коррекции курса с Земли дошли до цели. «Венера-2», правда, прошла от Венеры на расстоянии в 24 тысячи километров, а «Венера-3» 1 марта 1966 года попала точно «в яблочко»! Она доставила спускаемый аппарат весом в 900 кг туда, куда требовалось. Герб и флаг СССР достигли другой планеты впервые в истории человечества.
Ну а то, что барахлила электронная начинка межпланетных станций (она барахлила и у американцев, не только у нас), тогдашним её уровнем было предопределено. Для ЭВМ требовались помещения едва ли не «складского» размера, заставленные шкафами-панелями с транзисторами. Ныне такая электроника без труда размещается в крошечной микросхеме. Микросхему защитить от ионизирующей радиации несложно, ввиду ее микроскопического объема, а вот ящик с транзисторами – намного сложнее. Недаром в Советской армии армейские радиостанции делались преимущественно на радиолампах: в случае близкого ядерного взрыва транзисторные передатчики с большой вероятностью превратились бы в бесполезные железки из-за разрушительного действия на полупроводники радиоактивного излучения и электромагнитного импульса. 

А в космосе уровень этого излучения, не смягчаемого атмосферой и магнитным полем Земли, высок и резко повышается при приближении к его основному источнику – Солнцу, до которого от Венеры намного ближе, чем от Земли. Радиолампы, нечувствительные к космическим лучам, на межпланетную станцию не поставишь – они намного тяжелее и объемнее транзисторов и в разы более энергоемкие при работе. Так что удовлетворительное обеспечение стабильной работы тогдашней микроэлектроники при её приближении к Солнцу было затруднительным. Что, впрочем, не мешало большинству советских космических станций успешно добираться к цели и без ручной корректировки курса. 
Так или иначе, полет «Венеры-3» завершился успехом. Впервые в истории освоения космического пространства была достигнута поверхность другой планеты. Это стало очередным успехом советской науки. 

5
1
Средняя оценка: 2.93238
Проголосовало: 281